Милость Божия

Любовь Фомичёва
    Милость Божия

     Было это в Преображение Господне, 19 августа, 1977 года, когда во всех церквях освещают новый урожай. Возвращалась я после праздничной литургии. Сошла на своей станции, где у меня небольшой участок земли — наследство давно умерших родителей. Держала я этот участок в память о них. Мне не хотелось с ним расставаться, а сил обрабатывать его должным образом с годами оставалось всё меньше и меньше.
     Клубники вдоволь я едала только при мамочке. У меня же она совсем пропала: измельчала, пожухла; словом, неприглядная и невкусная  стала.
Собиралась сменить, развести новую; но хлопот с ней много: нужно засохшую яблоню удалить, хорошие грядки для неё приготовить, за усами в соседний совхоз вовремя съездить, а у меня только две руки, две работы , жизнь на два дома и три могилы; везде надо успевать!  Думалось: разведу ягоды немного, грядки две, легче будет ухаживать; и при хорошем уходе можно будет и хороший урожай получить.
     Начала готовить гряды, дело двигалось медленно: почему-то при удалении яблони попадались огромные камни, почти валуны: неужели отец их нарочно уложил, или случайно не убрал? При нём участок был хорошо разработан, а я запустила.
     Раздумывала: где взять усы: может быть,  у соседей попросить.  В совхоз надо по времени подгадать да и несподручно мне целый день терять, да и деньги нужны.
     И тут Господь, по молитвам моей матери, явил мне Свою очередную милость. Итак, возвращаясь из церкви, я очутилась на безлюдной станции: всех забрала только что ушедшая электричка до города. Я проходила мимо маленького импровизированного базарчика к себе на участок;  и сразу поняла, что это ко мне обращаются, когда услышала: «Женщина,  у Вас есть участок?» - «Есть» - «Идите ко мне, я Вам что-то дам». Безбоязненно с лёгким интересом я приблизилась к мужчине, который звал меня.  Он протянул мне большой туго связанный пучок клубничных усов, сказав при этом: «Вон там, в кустах, ещё такой же валяется. Тут садоводы торговали, видно, им надоело, они всё бросили и уехали» Я подняла второй пучок, перекрестила его и увидела, что он ещё лучше первого и намного больше. Усы зелёные, сильные, черенки розовые.
     Мужчина помог мне упаковать их в газету. Еле донесла, так они были тяжелы. Никогда таких усов у меня не было. Мне и раньше давали, но, видно, не лучшие; лучшие самим были нужны.
     Придя домой, временно устроила их в земле и подумала: «Пора форсировать события, готовить к посадке Божий подарок».
     Конец августа и начало сентября ушли на приготовления и, наконец, с Божией помощью все усики сидели на высоких и красивых грядках. Чудесным образом оказалось их три. Сидели и радовали глаз.    
     А надо сказать, точнее,  добавить ко всему сказанному, что Господь послал мне даже консультанта в период посадки.
     Разговорилась я в электричке с женщиной, и она не поленилась, пришла со мной и показала очень охотно, как правильно сажать усы. Тут есть свои тонкости: в землю нужно закапывать строго только корни, все листики и особенно сердцевина должны оставаться вровень с поверхностью земли. Она показывала очень охотно и часть посадила сама; отказалась от чая ,сказала, что спешит, и ушла. Я продолжала работать, думая о Божьем промысле обо мне.
     У меня вообще такое ощущение, что нахожусь я под неусыпным покровом Божией Матери. Она будто ведёт меня по жизни за руку,  как мать родная,  и исполняет все мои сокровенные желания и помогает жить.
     Примечательно, что на следующий год со всех трёх грядок я сняла 12 штук ягод.  «12 учеников Христа», - подумала я и каждой из них дала имя Апостолов.  Но это в шутку.
     Грешным делом подумала, что усы все мужские, женских нет, посетовала на продававших; но всё-таки я прополола грядки, обрезала лишнее; удобрить было нечем. Так и оставила на зиму.
     В 1999 году, 20 июня,  нечаянно увидела очень крупную ягоду: вот это Нечаянная радость! Внимательно оглядев кусты, поняла, что урожай будет небывалый.
     Так и случилось. 23 июня я набрала огромную чашку крупной сладкой ягоды. Собирала и говорила: «Это в полном смысле дар от Господа и Его Матери». Я собирала, плакала и молилась. Вспоминала предсмертные слова мамы. На мой вопрос:» На кого же ты меня оставляешь, я же совсем одна?!» Она ответила: «Я оставляю тебя на Божью Матерь.  Не бойся. Тебе будет хорошо!»
     Мне в жизни, как и всем, по разному бывает, но, в основном, мне хорошо потому, что «Я научилась просто мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу». Это умение помогает мне не быть одинокой.