Постмодерн и становление современного общества

Валерия Демидова
      Постмодерн -этап   в  становлении современного общества
 

   Постмодерн, как парадигма появляется в тот момент, когда модерн исчерпывает себя и свои стратегии. На первом этапе  эти стратегии казались положительными, так как человек отстаивал свою свободу, сбрасывал оковы традиционализма.  В  то время ницшеанец Горький писал: "Человек - это звучит гордо", ведь освободившаяся личность,  как  Прометей,  является основным символом модерна. Эта личность  сбрасывала с себя  оковы  старого феодального   общества. Можно было говорить о тотальном восстании свободы против  всех проявлений угнетения. В тот период  отбрасывались вера, религия, Бог.  Разум выступал, как титаническое начало. Русский писатель Чехов  говорил , что он выдавливает из себя по каплям раба. Человек почувствовал себя хозяином  планеты, способным  переделать весь материальный мир, всю природу в своих интересах.
     При переходе к постмодерну все изменилось. Оказалось, что в области науки  нет ничего абсолютно достоверного, незыблемые   законы Ньютона опроверг  Эйнштейн, появилась теория Поппера об относительной достоверности. Все стало подвергаться сомнению. Появились новые технологические верования и иные космические  Боги, напрямую связанные с последними достижениями  в области астрономии.  Насколько мир непознаваем, настолько  и  проникает в него новая сакральность.   Формируется новая личность постмодерна. Ей дают такие определения, как  кочевники асфальта, тело без органов, шар  бизона... Человек оказывается бесполым, т.е. стираются гендерные признаки. Уничтожается понимание семьи, как ячейки общества,  вместо понятий отец и мать появляется термин  родитель. Индивид  в  данном социальном времени становится дивидом, т.е. исчезают особенности личности, все унифицируется, как продукты в супермаркете. Более того , дивиды требуют уничтожения  этнических, расовых различий,  разрушения границ между  государствами и вообще всех иерархий.  Новый человек  утверждает только свою сущность.  Возникает шизоидный тип личности, не знающий истории, культуры, смотрящий внутрь себя,  эгоистично не  видящий  свои  недостатки. Лишившись всего, такой человек  становится ничем, носителем черной дыры в своем подсознании.   
      Утратив внешнее влияние,   дивидуум  перестает быть субъектом свободы. Это и есть стартовая точка постмодерна, т.е. эпоха разочарованного модернизма. Нет цели и перспективы. Философы полагают, что с этого начинается  Закат Европы или унтерганг, как  пророчествовал еще 100 лет назад  Шпенглер. В постмодерне  Человек ощущает  собственную ничтожность перед техническим прогрессом. Виртуальный мир начинает заменять реальность.  Только в социальных сетях дивидуум полностью реализует себя, рассыпавшись на множество ников. Начинает царствовать нигилизм.  Все понятия меняются и переосмысливаются. Человек становится парламентом органов, где все его элементы действую самостоятельно.  Мозг  перестает быть центром я, отсюда   человеку позволительно творить все, что угодно, подчинять себя любым инстинктам,  пользоваться  психотропными средствами для достижения искусственной  гармонии. 
   Такой судьбоносный этап в развитии человечества влияет на все элементы общества, включая и языковое пространство.  Остановимся на проблеме взаимоотношения  времени и языка. Человеческая речь состоит из фраз. Каждая фраза имеет свое начало, середину и конец. Каждую долю секунды мы слышим только один звук, не несущий никакой информации, не имеющий никакого смысла. Только после того как фраза произнесена, и она оказалась в нашем прошлом, мозг с запозданием начинает воспринимать смысл сказанного. Это означает, что язык консервативен, так как  восприятие  звукового ряда происходит не в настоящем, не в будущем, а связано лишь с прошлым.  Здесь интересна концепция Э. Р. Клея и Уильям Джеймса , которые  высказали идею «правдоподобного настоящего».   Они полагают, что существует   промежуток времени, который мы ощущаем как настоящее. По мнению Клея и Джеймса, этот момент длится всего несколько секунд и не может длиться дольше минуты, и это — то количество времени, о котором мы сознательно осведомлены.

  Теоретически, всё перечисленное выше может быть связано с краткосрочной памятью человека — чем эта память лучше, тем дольше настоящее. Ещё есть мнение, что всё это лишь вопрос мгновенного восприятия. А как только вы полагаетесь на свою краткосрочную память — такой момент уже не может быть частью настоящего. То есть возникает проблема «правдоподобного настоящего», и чего-то наподобие «расширенного настоящего», которое возникает сразу после того, как «правдоподобное настоящее» исчезло.
    Фактически, у настоящего вообще не должно быть продолжительности, потому что если она есть — часть настоящего сразу оказывается в прошлом, а часть в будущем, и возникает противоречие. А «правдоподобное настоящее» пытается объяснить настоящее как некий продолжительный интервал времени .
   Отсюда можно сделать вывод, что язык  -это самое  консервативное из всего, что окружает человека. Однако постмодерн врывается в сферу языкового пространства и разрывает все барьеры, привнося неологизмы, диалекты, наречия, постоянно создавая неописуемые коктейли из различных языковых групп.  Тем не менее новая эпоха выделила из всего языкового калейдоскопа английский , как    язык   международного глобального общения.