Полуночный гость. Новогодняя сказка

Международный Фонд Всм
Нина Агошкова

   К вечеру опять разболелось сердце. Вот некстати! Новогодняя ночь впереди, все радуются, веселятся, а тут такое…  Я выпила лекарство, лёжа на диване поглазела на парад звёзд в телевизоре, полюбовалась праздничным салютом.  Позвонили дети, поздравили. Заботливые они у меня. Внучка, трёхлетняя Маняша, совсем по-взрослому сказала в трубку: - Баба, с Новым годом! Я тебя люблю!
Мужа внезапно вызвали в командировку перед самым праздником, приедет только завтра, вот и осталась одна. Салатов нарезала, шампанское купила.
 А самой ничего не хочется. Нет, конечно, можно было пойти к соседке, Ирине, приглашала посидеть. Но с ноющим сердцем не больно разгуляешься. Попробую поспать.
  Покрутившись с боку на бок, всё-таки уснула.
Разбудило меня громкое «Апчхи!»,  донёсшееся с балкона.
Спросонья не поняла, что это было. Лежу, прислушиваюсь. Знаю, что никого там быть не может: восьмой этаж, по водосточной трубе не влезть, да и до крыши ещё куча этажей.
Ну вот. Теперь кто-то кашляет. Да натужно так, басом. Или это мне снится?

   Осторожно встала, влезла в меховые тапочки, бочком приблизилась к окну: какая-то фигура маячит, хлопает большими рукавицами одна о другую, ногами притопывает.
Я, конечно, не из робкого десятка, всякое в жизни повидала, но это уже слишком! Ну, погоди, думаю, не на таковскую напал - и тянусь к телефону на тумбочке.
- Хозяюшка! Ты б впустила меня уже, а?
Я аж подскочила – как он меня увидел-то? Окно же занавешено, а в шёлку в тёмной комнате ничего не разберёшь. Собралась с силами и кричу:
- Кто там?
- Да я, я, - отвечает.
- Кто – я?  Имя назовите. И вообще, как вы сюда попали?
- Далось тебе моё имя. Всё равно же не поверишь. Ну, Дед Мороз. Открой, а? Итак уже тут зазяб, сил нет. Уже и простуду подхватил – слышала, как чихаю?
Здрасьте – приехали! Дед Мороз!  С силой ущипнула себя за руку и невольно вскрикнула. Ночной визитёр отнёс возглас на свой счёт:
- Ты что ли боишься меня? Посмотрите на неё! Весь народ ждёт, не дождётся, когда я приду да подарки принесу, тут счастье нечаянное само на голову свалилось, а она боится.
- Не на голову, а на балкон, - автоматически возразила ему из чувства противоречия. - Ладно, проверим, что ты за Мороз. Только учти, у меня есть пистолет, - решила, всё-таки, припугнуть наглеца.
- Да хоть автомат. Открывай, голубушка, ноги ужас как замёрзли!
Открыв балконную дверь, я еле успела отскочить в сторону: в комнату прямо-таки влетел одетый в длинную шубу человек с мешком за плечами. Упав на колени, он прижался к батарее:
- О-о-о-о! Блаженное тепло!
Ошарашено глядя на это чудо, всё пыталась понять, что здесь не так? Наконец, дошло:
- Ты же Дед Мороз и не должен бояться холода! Ты же сам – холод! Ну, то есть, мороз… - совсем запуталась я.
Дед укоризненно взглянул на меня:
- И кто тебе сказал такую глупость?
- Все так говорят: и люди, и сказки, и Википедия, наконец!

   Привалившись спиной к батарее, гость стал объяснять:
- Вот ты сама посуди, коли умная: я хожу? Хожу. Говорят же «Дед Мороз пришёл!» Ещё говорят «Мороз – красный нос». Раз нос краснеет, значит, кровь имеется. Всё это чётко указывает на то, что я человек, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Простыл вот. Ты меня лечить не собираешься?
Удивлённо воззрившись на него, я спросила:
- А как тебя лечить?
- Ну, для начала чайку вскипяти, что ли, - пружинисто поднявшись, Дед подошёл к столу, на котором стояла одинокая бутылка. – Вот и шампанское у тебя имеется. Почто не выпила-то? Новый год раз в году, положено выпить.
- Да сердце прихватило (и зачем перед ним оправдываться?)
- Это плохо. - Дед достал из-за пазухи очки, нацепил их и уставился на меня. - Вроде, молодая ещё, а уже сердце больное. Непорядок.
- Пойду, чайник поставлю, - решив не вдаваться в подробности, я вышла из комнаты. На ходу подумалось: «а вдруг он сворует что-то и убежит через балкон, как пришёл?»  Но тут же сама рассмеялась своим опасениям.
Во-первых, ничего ценного у нас нет, а во-вторых, этот странный бородатый человек чем-то располагал к себе. К тому же мне ужасно любопытно было узнать, как всё-таки он оказался на балконе восьмого этажа посреди ночи.
   Вернувшись с подносом, накрыла на стол: салаты, нарезка, фрукты, мёд, даже малиновое варенье нашлось в кладовой – летом закручивала. Лечить, так лечить. Рядом поставила вскипевший чайник и чашки.

   Дед уже снял свою шубу и ходил вдоль стен, разглядывая офорты и немногочисленные фотографии.
- Помочь? – полу утвердительно спросил он, взглянув на меня.
- Нет, я уже сама всё сделала, садитесь.
- Что это ты мне выкаешь? Не старый ещё. Можешь звать на «ты», или Макаром - такое мне имя от рождения дадено.
Дед уселся на стул. Тот недовольно скрипнул под его весом.
- Ну, давай за Новый год выпьем. – Макар лихо стукнул по донышку, и пробка взлетела к потолку. Однако шампанское и не думало выливаться ни из бутылки, ни из бокалов  – заколдовал он его, что ли?
Чокнулись и выпили за наступивший.
Несколько минут прошло в молчании. Подкладывая еду на тарелку гостю, я не удержалась и спросила:
- Дед Мо… ой, Макар, а как ты оказался на моём балконе?
- Да вот, мальцу, что за стеной живёт, подарок завозил. Отпустил коней на заправку, решил на лоджии дожидаться – тепло там у них. А этот любопытный ребятёнок проснулся, хвать телефон – селфи решил со мной сделать! Пришлось срочным порядком ретироваться на твой балкон. Ну, а дальше уже знаешь. Пока тебя добудился, простыть успел.
- А куда кони-то делись?
- Говорю тебе – на заправку полетели. Ты что думаешь, мы всё по старинке трудимся? Нет, они у меня так, для отвода глаз. А на санях  реактивный двигатель стоит, керосином заправляется. Ну, на худой конец и бензин сойдёт. – Дед мотнул седой головой в сторону окна. - Видно, празднуют там, на заправке, вот и не вернулась пока моя тройка.
В голове уже и так царил полный кавардак, а тут, представив тройку на заправке, я и вообще пришла в изумление:
- А как же люди? Они же увидят!
- Да ничего они не увидят. У коней маскировка есть, под Мерседес.
- Круто! И что, вы давно уже так?
- В смысле?
- Ну, давно так народ дурите?
Дед зачерпнул полную ложку варенья и укоризненно посмотрел на меня:
- Иэх… Вот что ты такая недоверчивая-то? Сама же, когда маленькая была, верила в меня?
- Верила, конечно. Потом подросла и поняла, что нет тебя на свете. А подарки родители покупают.
Макар захихикал тоненько, потом расхохотался  гулким басом:
- Поди ж ты… нет меня… а кто тогда сидит тут перед тобой?
- А чем ты докажешь, что на самом деле  Дед Мороз? - решила я, всё-таки, докопаться до истины.

   Отсмеявшись, гость сказал примирительно:
- Ладно. Давай доказательства искать. Буду тебе истории из своей жизни рассказывать, а ты уж решай, Дед Мороз я или нет.
Вот помню, как-то раз, когда ещё мои сани работали на дровах, в ночь перед Рождеством возил я кузнеца Вакулу в Санкт- Петербург…
- Эй-эй! Ты мне будешь сейчас Гоголя пересказывать?
- Какого Гоголя? – хитро сощурился собеседник.
- Это писатель такой, книга у него есть, «Вечера на хуторе близ Диканьки», - укоризненно посмотрев на «сказочника», сказала я.
- Э, нет… что там у кого написано – то уже не моего ума дело. А вот за туфельками мы с Вакулой точно летали – ну, попросил он меня подвезти.
- В сказке чёрт был, вообще-то…- не сдавалась я.
- Ну, и чёрт был, как же без чертей-то? – не спорил со мной Макар. – Этот чёртяка луну спрятал, а без неё как поймёшь, куда какой подарок доставлять-то? Ну, пришлось его малость проучить – привязали верёвкой к саням, вот он следом за нами и мотался в Питер. А уж обратно - да! Обратно на нём кузнец летел – меня уже время поджимало, некогда было таксистом работать.
Вдохновлённый моим молчанием, Дед с воодушевлением продолжил:
- Ещё случай был: иду как-то по лесу, по своим, морозным,  делам, а там под деревом девица красная прямо на снегу сидит, одна-одинёшенька, представляешь? - Дед пригорюнился, опершись на ладонь, - вот скажи, какое же холодное сердце нужно иметь, чтобы этакую красоту на холод выгнать?
- Слушай, Макар! Теперь ты мне другую сказку пытаешься рассказать, про «Морозко» . И кино такое было. Кстати, там ты солиднее, чем в жизни, - всё-таки не удержалась я.
- Чем это я тебе не глянулся? – странный пришелец поднялся на ноги.  - Чем  не богатырь? - он расправил мощные плечи и принял молодецкий вид, потом спохватился: - Кстати, мы так и не познакомились. Как тебя звать-величать?
- Надя, - представилась я, - сел бы ты, а? Возвышаешься, как башня, смотреть неудобно.
- А что на меня смотреть? Чай, не картина.
- Тебя не поймёшь. То сетуешь, что не глянулся, то смотреть не велишь.
- Да ладно, ладно, не серчай. Сажусь уже. А насчёт баек ты права – брехня всё! А хочешь правду узнать? Ты меня спасла от холода и голода, вот за это расскажу.
Дед пересел в кресло, прихватив с собой чашку с чаем и пирожок, поёрзал, устраиваясь поудобнее, внимательно глянул на меня сквозь стёкла очков и начал издалека:
- Известно ли тебе, откуда наш род, Дедморозовский, пошёл?
- Читала. Был такой Святой Николай, покровитель моряков, путешественников и детей.
- Смотри-ка, знаешь. Так вот, это был основатель нашей династии. А как же! Династия и есть. Не может один человек столько веков прожить, хоть и волшебник. И все потомственные Деды Морозы – волшебники.
- Это я тоже знаю. Все дети пишут тебе письма, просят, чтобы ты исполнил их желания.
- И дети, и взрослые втихаря просят. Хотя и не признаются, что верят в моё волшебство.
- А оно по наследству передаётся, или учиться нужно?
- Самое простое волшебство передаётся, а для сложного книжки умные нужно изучать.
- Вот здорово! Даже Деды Морозы учатся! – прокомментировала я.
- Ну, иначе никак. Хочешь, фокус покажу? – вдруг заговорщицким шепотом спросил он, поставив чашку на подлокотник и подавшись ко мне.
- Конечно, хочу! Будем считать это доказательством того, что ты настоящий.
- Какое же это доказательство, – прищурился дед, - фокусники тоже умеют фокусы показывать, но они же не Морозы.
- Ладно, ты не увиливай, показывай, раз обещал.
Дед Мороз сделал неуловимое движение рукой и на ладони у него появился маленький белый мышонок.
- Ай, - подскочила я, - ну и странные у тебя фокусы!
- Ты, что ли, мышей боишься? – рассмеялся он, - вот уж не думал. Такая большая, а мышей боишься.
- Это от неожиданности просто. А нормальные фокусы – слабо? Ну, роза там появляется. Или целый букет.
- Эх, Надежда, совсем нет у тебя фантазии, - вздохнул гость. - А этого куда деть? Живой же.

   Пришлось мне искать в кладовке старую клетку – когда-то в ней жил дочкин хомячок.
Вернувшись, поставила её на окно, и дед посадил туда мышонка.
- Как назовёшь-то?
- Кнопой, вон, какая она маленькая.
- Тогда уже Кноп, он это.
- И всё-то ты, дед, знаешь, - не удержавшись, съязвила я.
- Так положено, - поглаживая бороду, усмехнулся волшебник и снова уселся в кресло. – Ты спрашивай, вижу, не терпится ещё что-то узнать.
- Да, вот скажи, все эти сказки с участием Деда Мороза  – откуда они?
- Всё просто: не устережёшься, и увидит кто. Тот увидел, другому рассказал, так и до писателя дошло. А писатели ушлый народ, им только дай присочинить, распишут так, что сам себя не узнаешь, – Макар рассмеялся своим гулким басом и продолжил:
 - Называли нас во все века по-разному: Студенец, Трескунец, Морозко. Мы и внешне меняемся. Раньше-то, когда на Руси Новый год в марте, да в сентябре встречали, проще наряды были: портки да рубаха,  да лапти. А как перенесли на январь, пришлось рядиться в шубу, шапку и валенки. Идём в ногу со временем. Сейчас вот и фильмы про нас показывают, и мультики снимают. Это хорошо, это реклама. Без пиара люди забыть могут, что есть на свете такие волшебники – Деды Морозы.
   За окном внезапно послышался мелодичный звон колокольчиков и тихое ржание.
- Ну, вот и тройка моя явилась, - Дед встал, надел шубу, подпоясался. – Будь здорова, Надежда! Спасибо тебе за хлеб-соль, за приют, за лечение да уважение. Пойду, работы ещё много, ночь-то не закончилась. Не провожай, ложись лучше – отдохнуть тебе нужно.
Словно сомнамбула, я пошла в сторону кровати, не раздеваясь, улеглась и закуталась в одеяло.
- А в чудеса ты всё-таки верь, случаются они… - донёсся сквозь дрёму до меня голос с балкона…
…и наступило утро. Всё происшедшее казалось сном, но чашка с недопитым чаем на подлокотнике, остатки еды и мышь в клетке на окне указывали обратное.
   Я не стала никому ничего рассказывать. Или засмеют, или покрутят пальцем у виска.
Увидевшая мышонка внучка завизжала, но не от страха, а от радости, и кинулась меня обнимать:
- Баба! Это ты мне купила? Подарок?
- Тебе-тебе, только не я купила, а Дед Мороз принёс и просил передать девочке Машеньке.
Так что теперь Кноп живёт у внучки, правда, зовёт она его по-другому.
- Это Снежок, потому что он белый, - так объяснила она старшим.
   Но самое удивительное, с той новогодней ночи я не помню даже, с какой стороны у меня сердце. И этот подарок гораздо дороже букета роз.