Типичное и индивидуальное. Где грань?

Евангелина Винтер
Замечали ли вы в процессе знакомства с новым человеком сходство его речи, жестов, реакций с поведением одного из ваших друзей, родственников или коллег по работе? Согласитесь, с этим встречался каждый из нас. Возможно, вам становилось интересно: есть ли научное объяснение этому явлению?
По словам французской писательницы Анны де Сталь «ум заключается в том, чтобы видеть схожесть различных вещей и различие схожих». Стоит ли углубляться в изучение характерных особенностей человеческой личности или это бесполезная трата времени и сил?
Возможно, вы слышали о типах личности, таких как экстраверт или интроверт, но не знаете кто это и нужны ли, собственно, эти разделения в реальной жизни? Могут ли различные способы тестирования абсолютно точно установить наше внутреннее «Я»? Не становится ли оно очередным развешиванием ярлыков? И самое интересное, чего в нас больше – типичного или индивидуального?
Итак, что же такое типизация и индивидуализация? Если объединить несколько понятий из различных источников, можно сказать следующее: типизация – это процесс выделения существенных, повторяющихся признаков, черт предметов и людей. Индивидуализация  – это, напротив,  обособление, выделение личности по её индивидуальным свойствам, принятие во внимание особенностей каждого индивидуума, потребность отличаться от других людей.
Вся история систематизации человеческих типов сводится к поиску мерила схожести и различия многообразия людской массы.
Кратко рассмотрим историю развития обоих направлений.
Сначала о типизации.
• С точки зрения древнегреческого философа Аристотеля типы личности основывались на проявлении добродетелей либо пороков. «Человек, пользуясь […] благами, как следует, может принести много пользы, несправедливо же [пользуясь ими, ] может сделать очень много вреда» .
Этот подход интересен своей универсальностью. Он легок в применении. Абсолютно по каждому человеку можно сделать относительно точный вывод, ориентируясь на его поведение: например, у гипотетического Василия избыток в одной области, недостаток в другой и несколько добродетелей – в третьей. Приблизительное их соотношение – 30/45/25. Все. Сразу понятно, кто перед нами, и в каком направлении двигаться.
• Карл Маркс главным признаком считал классовую принадлежность. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность.
Вполне логично, что среда, в которой присутствует человек, оказывает на него колоссальное влияние. Но существует еще множество внешних и внутренних факторов, воздействующих на формирование личности человека. Судить о нем только по его классовой принадлежности будет не совсем правильно. Картина получится неполной.
• Карл Густав Юнг, разработал систему типологии личности . В качестве психологических установок предложил экстраверсию – тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих - и интроверсию – тип личности (поведения), предпочитающий погружение в мир воображения и размышлений, накопление, движение энергии во внутренний мир.
В основе типологии Юнга лежат два основных способа адаптации личности к условиям внешнего мира: можно руководствоваться внутренними принципами либо внешними обстоятельствами. Такая классификация не ставит задачу распределения людей по полочкам, но имеет цель помочь в понимании и принятии индивидуальных путей развития личности.
• Эрих Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение  потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. Он выделяет непродуктивные и продуктивные разновидности характера.
Важно, что Эрих Фромм подчеркивал: эти типы у разных людей сочетаются в различных соотношениях. Он не был категоричен. Напротив, выделяя характерные признаки личности и типизируя их, он четко осознавал, что человек – существо уникальное и сугубо индивидуальное. В нем может сочетаться несочетаемое, что и делает его личностью.
Следующие два типа классификаций отличаются необыкновенными и довольно интересными формулировками типов личности.
• Ганс Селье, выводя свои типы личности, пишет: «Эти наброски низменных и величественных черт  известных  мне людей  науки - лучшее, что я могу  предложить  с  целью  напомнить  вам, чего  следует  избегать  и  чему подражать. Кстати, между нами: в себе самом я обнаруживаю (по крайней  мере в зачаточном состоянии) все типы этих людей...». Он описывает такие типы личности, как :
- ДЕЛАТЕЛИ – люди действия, добросовестны, наблюдательны, внимательны к мелочам.
- ДУМАТЕЛИ. Их объединяет стремление к анализу, классификации, получению знаний. Полученная информация зачастую пылится на полочках головного мозга, не используясь в реальной жизни. Могут превратить развитие своих способностей в самоцель.
- ЧУВСТВОВАТЕЛИ. Как понятно из названия, на первом месте у них – чувства.
- ИДЕАЛЫ – само совершенство. Уникальные учителя и ученики, продуктивные, глубоко мыслящие личности, умело сочетающие в себе все вышеперечисленные грани научного деятеля.
По словам самого Селье, ни один из названных прототипов не существует в чистом виде; их характеристики порой перекрывают друг друга, и вдобавок отдельные индивиды могут обладать дополнительными характеристиками, что послужило бы оправданием для бесконечного расширения этого перечня типов.
Вывод, сделанный господином Селье, говорит сам за себя. Даже в типичном есть уникальные черты. Человеческую личность сложно, а порой и невозможно загнать в рамки определенных типов.
Также по мнению Б.Г.Ананьева «типологическая модель всегда есть в той или иной мере абстрагирование от многих свойств индивида» , и многие с этим согласятся. Сами ученые, предложившие различные виды типизаций считали, что в реальной жизни типы личности в чистом виде встречаются редко. Зачастую имеют место быть комбинации нескольких характеристик и признаков.
А это уже уникальные признаки личности. Индивидуализация. Что можно сказать о ней?
• Платон писал , что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому — своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.
Здорово, что уже в то время были люди, которые понимали важность определенных навыков и умений для выполнения любого дела. Нам стоило бы поучиться этому. Ведь в любой профессии есть определенные черты, необходимые для наиболее качественного выполнения своей работы. Как бы изменился мир, если бы каждый знал о своих умениях и применял бы их  в той области, которая в нем нуждается!
• Ж. Ж. Руссо изучал индивидуальность на примере детей. Считал, что особое влияние на воспитание оказывают природа, окружающие и вещи. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.
В работе Руссо интересен используемый подход – он начинает работу с детьми, понимая, что уже в юном возрасте закладываются основные черты характера, ярко проявляется индивидуальность.
Далее к развитию индивидуализации ученых побудили … астрономы. В 1816 году Бессель прочитал историю, произошедшую в 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил своего ассистента, потому что тот зафиксировал (с помощью своего зрения) прохождение звезды на секунду позже, чем он сам. Он заинтересовался индивидуальными особенностями вычислений, производимых разными наблюдателями. Сопоставив данные нескольких из них, он установил определенные различия. Только во второй половине XIX в. физиологи занялись изучением психических различий между людьми, в частности по «времени реакции».
• Максимилиан Вебер видел в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов, которые действуют осмысленно. Считал, что нужно изучать намерения, ценности, убеждения и мнения, лежащие в основе человеческого поведения. Он предложил стать на место других людей, чтобы понять рациональные причины их поступков, исследовать мотивы, искать их рациональное объяснение.
Это очень хорошая мысль! Только тщательно изучив основу убеждений человека, влияющих на его поступки, можно понять его самого.
• Уильям Штерн разработал теорию персонализма, или теорию личности . Предметом изучения является персона, как живая, уникальная целостность, стремящаяся к цели, открытая по отношению к миру.
В этом методе интересна его разносторонность. Штерн занимается как изучением различий отдельных личностей, так и различиями людей, объединенных в группы. Ведь поведение человека, как уникальной личности и как составной части определенного общества ощутимо различается.
• Кеттелл был убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.
И действительно! Поступок человека может быть обусловлен настроением, самочувствием, ситуацией, произошедшей ранее, погодой. На нас может повлиять все, что угодно. Это радует и пугает одновременно, но так оно и есть. Да, некоторые поступки можно предсказать, достаточно хорошо изучив человека в различных ситуациях. Но быть до конца уверенным в его поведении – нет. Это невозможно.
• В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов». В ней впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и женщин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследования различий расовых групп.
Ярко иллюстрирует различие мужчин и женщин высказывание Шерлока Холмса: «Трудно понять причины тех или иных поступков женщины. Как можно строить предположения на таком неверном материале?! За самым обычным поведением женщины может скрываться очень многое, а ее замешательство порой зависит от шпильки, или щипцов для завивки волос».
• Б.Г. Ананьев считает компонентами индивидуальности свойства:
- индивида (совокупность природных свойств);
- личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.);
- субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). 
В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. Индивидуальность не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Не только целостная система, но и основные ее компоненты индивидуализируются в процессе их взаимодействия. Считал, что ряд «неповторимостей» бесконечен.
Абсолютно верная мысль. Любая черта личности человека тоже совершенствуется и становится уникальной, присущей конкретной личности, проявляющейся в таком ракурсе только у этого человека. А если вместе с системой улучшается и модернизируется каждый ее компонент, то уникальность и неповторимость самой системы не может подвергаться сомнению.
После достаточно подробного обсуждения исследований различных ученых в области типизации и индивидуализации возникает закономерный вопрос: для чего нужны эти знания? И как определить в себе или другом типичные и индивидуальные признаки?
Здесь стоит сказать о таком понятии, как психодиагностика , введенном в 1921 г. Г. Рошархом. Сегодня оно включает в себя все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования, в котором также используются некоторые из вышеперечисленных видов типизаций. Области применения этого метода обширны.
1) Сфера образования и воспитания - психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач: контроль интеллекта и личностного развития учащихся, выявление причин неуспеваемости, отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов и др.
2) В медицине,  как вспомогательный метод, подчиненный задачам и интересам клиники.
3) Консультирование, целью которого является оказание помощи в решении психологических проблем  детей, учащихся, взрослых. Психологический диагноз ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик.
4) Трудовая деятельность, а именно проблемы профессионального отбора, консультирования, обучения, оптимизации деятельности. Еще Платон писал: «Каждого из … граждан надо ставить на то одно дело, к которому у него есть способности, чтобы, занимаясь лишь тем делом, которое ему подобает, каждый представлял бы собою единство, а не множество: так и все государство в целом станет единым, а не множественным» . В США, например, при поступлении на работу люди указывают в резюме свой психологический тип. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек.
5) Проведение судебно-психологических экспертиз - исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях.
6) Спорт. Шестикратный победитель конкурса "Мистер Олимпия" Дориан Ятс говорит о важности психологического настроя: "В тренировках ваша психика должна участвовать наравне с мышцами. Психика призвана задать тренингу правильное направление, иначе успеха не будет». Существует огромное количество тестов для спортсменов: от измерения уровня тревожности, выявления психологических черт и уровня мотивации до выявления генетической предрасположенности к спорту и конкретным его видам.
7) Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.
В любой системе оценки, созданной человеком, есть как положительные, так и отрицательные аспекты.
Плюсы тестирования на типологические и индивидуальные признаки личности:
a. При приеме на работу есть возможность выявить присущие кандидату индивидуально-типологические и личностные особенности, влияющие на эффективность деятельности. Это позволяет принимать достаточно взвешенное решение, приглашать (или не приглашать) кандидата на работу в организацию.
b. Самоопределение и профориентация. Ярко выразил мысль о наших способностях и желании определить сферу деятельности Хироси Сакурадзака : «Что, если человек, потенциально способный обнаружить формулу, которая раскроет перед нами все тайны вселенной, захотел писать дешевые ужастики? Что, если человек, способный создать ни с чем не сравнимые деликатесы, неповторимые блюда, решил вместо того заняться, например, строительством? Ведь есть вещи, которые мы бы хотели сделать, и вещи, которые можем сделать. И когда первые не совпадают со вторыми, каким путем следовать, чтобы обрести счастье?».
c. Упрощение конфликта и проблемы взаимодействия при помощи объяснения поведения других людей, обезличивание проблемы через выделение типологических особенностей. Это приводит к конструктивному обсуждению и выработке решения.
d. Глубокое понимание отличий и схожести людей, что приводит к эффективной коммуникации, пониманию и взаимодействию.
e. Знание своих характеристик, как типа личности, сильных и слабых сторон, индивидуальных особенностей мотивирует к изменениям и позволяет избегать «острых» ситуаций.
f. ДНК-тестирование содержит информацию о генах, необходимых для достижения высоких спортивных результатов, и генах риска профпатологий, что обеспечивает каждому спортсмену условия, необходимые для полной реализации его генетического потенциала.
Ярким примером положительных результатов тестирования служит судьба американского спортсмена Мэтта Бионди, который из-за своего высокого роста (2,04 м) долгое время без особых успехов занимался баскетболом. Но когда после выявления генетической предрасположенности при помощи тестирования Бионди попробовал себя в плавании, он за 4 года стал олимпийским чемпионом.
Минусы:
a) Отсутствие универсального метода для тестирования при приеме на работу. Имеющиеся у работника качества, способности, знания, навыки, опыт – еще не гарантия его высокой профессиональной эффективности. Нельзя сбрасывать со счетов значимость мотивации, "включенности" в коллектив и многие другие факторы. Выявленные с помощью тестов качества могут лишь ориентировочно говорить о будущей профессиональной успешности кандидата.
b) Дефицит хороших профессиональных тестов и грамотных психологов-диагностов, и незнание правил использования психологического инструментария (многие специалисты не умеют применять тесты и, главное, делать правильные выводы из полученных результатов).
c) Категоричность суждений. На самом деле человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого. На этом и настаивают все основоположники типизации. Но, к сожалению, при любом тестировании не всегда делается оговорка о том, что все выводы относительны и в одном и том же человеке могут сочетаться признаки нескольких классификаций. Среди слагаемых успеха важную роль играет не только генетическая предрасположенность или тип личности, но также условия внешней среды, мотивация, воля к победе. А этим уже занимается индивидуализация.
d) Поспешность выводов. Ни для кого не секрет, что мозг человека обладает удивительной способностью за считанные секунды включать свои резервные связи, достраивая недостающие части изображения. Это открытие принадлежит нейробиологам из Массачусетского технологического института. Помните школьные задания типа «Кого Вы видите на этой картинке?». Наше восприятие изображения зависит от того, на что мы в первую очередь обращаем внимание, на каких деталях фиксируем взгляд. Отметив для себя какие-то отдельные элементы, наш мозг дорисовывает целостную картину, включая отдельные детали в общее восприятие изображения, придавая каждой детали свой неизменный смысл. Точно так же и в жизни, однажды увидев другого человека с одной позиции и сделав о нем вывод, в том числе и на основе знаний о типизации, мы зачастую не способны взглянуть на него по-другому.
Был проведен опрос , с целью понять, что чаще замечают и что помогает в общении – типичное или индивидуальное? В нем принимали участие 28 человек в возрасте от 18 до 74 лет.Результаты приведены ниже:
Вопросы:
1) Что Вы чаще замечаете в человеке – типичное или индивидуальное?
Варианты ответа:
1. Типичное (7 человек);
2. Индивидуальное (19 человек);
3. В зависимости от типа беседы: дружеское общение или первая встреча (2 человека).
2) Что больше помогает в общении: типичное или индивидуальное?
Варианты ответа:
1. Типичное (9 человек);
2. Индивидуальное (13 человек);
3. В общении нет трудностей (3 человека);
4. В зависимости от типа беседы: дружеское общение или первая встреча (3 человека).
Согласно результатам теста при встрече с любым человеком мы чаще всего обращаем внимание на индивидуальные черты его личности, на то, чем он отличается от нас и наших знакомых. А помогает в общении как типичное, так и индивидуальное. Разница в ответах незначительна. Один из участников резюмировал: «В человеческом индивидуальном слишком много типичного». А также, есть мнение, что «у успешного человека существует некий такт, который подсказывает, как нужно поступать в той или иной ситуации. Прекрасно, когда ты осведомлен о типичном, но при этом не заглушаешь свое индивидуальное. Там, где это уместно, проявляешь одну из этих двух составляющих».
Каждый год появляются новые типы личности, невероятные комбинации качеств, уровня мотивации и самодисциплины, воли к победе и целеустремленности, физических и психологических данных, а также желания их реализовать. В данный момент никто не может гарантировать стопроцентную типичность любого человека, вписать его в рамки одной или нескольких классификаций. Мы уникальны! Если наши данные частично сошлись с типизацией одного из психологов или результатами новомодного теста, это совсем не означает, что наше место – на одной из полочек каталогизации. Мы можем вести себя определенным образом в одной ситуации, но стоит изменить один - два фактора, и результат меняется кардинально. В системе поведения человека слишком много факторов личного и внешнего влияния, скрытые физические и психологические резервы, которые в зависимости от ситуации могут выстрелить в нужный момент или не проявиться совсем. Каждый из нас – неповторимая мозаика из тысяч уникальных фрагментов. Видели ли вы хоть раз один и тот же закат? Одно небо, разные варианты пейзажа. Так же и с человеком. Индивидуальное чаще всего побеждает.
Каков итог? В системе типизации много плюсов, если ваша цель – найти определенные признаки и навыки для конкретной сферы деятельности, будь то спорт, профориентация, работа. С личными же отношениями и коммуникацией стоит быть осторожным. Процент соотношения уникальности и типичности может сильно варьироваться. Никогда не знаешь, как поступит человек в конкретной ситуации, и что именно на него повлияет. Все-таки, быть уникальным гораздо интереснее, не так ли?