Русская муза Матисса
На поздних картинах великого французского художника Анри Матисса появилась натурщица необычной внешности- белокожая, светловолосая, с восточным миндалевидным разрезом глаз.
Последние два десятка лет жизни живописца этот женский образ не сходил с его полотен. На рисунках и картинах стояло выведенное кистью автора имя модели- Лидия.
Лидия Николаевна Делекторская - русская женщина - внешне ничего общего не имела с красавицами в восточном стиле. Она родилась в 1910году в Томске в семье врача. Её родители погибли от тифа. Девочка оказалась на попечении тётки. Потом было бегство с тетей и её семьёй в китайский город в Харбин- один из главных оплотов эмиграции.
В Китае её заметил русский паренёк из эмигрантской среды. Они быстро поженились- Лидии хотелось поскорее сбежать из Харбина, где эмигрантам жилось всё хуже.
Супруги уехали в Париж - столицу российских невозвращенцев.
Помощница по дому
Лидия была моложе Анри Матисса почти на сорок один год. Попала в его дом в Ницце совершенно случайно – не в качестве натурщицы. Художник мог подойти к любой женщине на набережной Ниццы и предложить ей позировать ему за несколько монет.
Живописца вдохновляли южанки-женщины крестьянского типа, плотного телосложения, в ярких, как краски на его картинах, нарядах.
К этому времени брак Лидии распался, её муж употреблял наркотики. Она сбежала от мужа в Ниццу. При себе имея мизерную сумму денег. Делекторская была хороша собой.
В Париже жизнь дорогая, устроиться на работу проблематично. Лидии попалось на глаза объявление, прикреплённое к столбу на улице : « Художник ищет помощницу для ведения дел. Посуду мыть заставлять не будут. Об ущербе для невинности можно не беспокоиться, я женат».
Так она попала в дом живописца Анри Матисса. Жилище художника располагалось высоко над морем - на площади в районе Симье. Это была лучшая часть Ниццы : тихая, зелёная улица. Сегодня в этом доме музей Матисса. Он был немолод и нездоров. Он переехал на юг из- за болезни бронхов…
Лидии было 22 года, когда она вошла в мастерскую живописца, увидев его картины молодая женщина оторопела: Какое буйство красок! Яркие контрасты, почти вульгарные цвета! Она не сразу приняла это современное искусство : девушку воспитали в классической традиции. Матисс- на вид интеллигентный пожилой мужчина в очках и с пристальным взглядом - также не сразу оценил классическую красоту Лидии. Она не походила на его пышущих здоровьем натурщиц- южанок.
В её обязанности входила разного вида помощь в мастерской: например, соскребание краски со старых холстов. Художник оценил аккуратность и трудолюбие русской.
Как женщина она Анри не интересовала. На фоне восточных красавиц она выглядела белой молью…
В том же году Матисс понял, что в услугах помощницы больше не нуждается. Лидия покинула его дом. Но ненадолго. Вскоре заболела мадам Амели Матисс- супруга художника и мать двоих его младших сыновей. У живописца была старшая дочь Маргарита- внебрачный ребёнок от натурщицы. Этого ребёнка также воспитывали Анри и Амели. Матисс был очень добрым человеком. Про него другой великий художник, Пабло Пикассо, говорил, что Анри – «человек с солнцем в крови». Имелась в виду не только доброта коллеги по цеху, но и конечно, его яркая палитра…
Лидия вернулась в дом Матисса в качестве сиделки для мадам Амели. Эту работу она выполняла с большой тщательностью, став для нездоровой женщины кем-то вроде наперсницы.
Когда Матисс обратил внимание на женскую прелесть Лидии? Трудно сказать. Вообще их сближение происходило постепенно. Не сразу он заметил, какой у неё чистый профиль, сдержанная грация, строгий вкус к одежде. Кроме того она была очень предана их семье.
О чём вспоминал художник, глядя на Лидию? О России, которую он посетил в 1911году по приглашению русского мецената и коллекционера Сергея Щукина. О неожиданно восторженном приёме, который ему оказали в этой северной стране…
Теперь он рисовал её каждый день. Сдержанная, от природы не очень подвижная русская красавица была способна позировать по несколько часов. Она стала его другом, секретарём, душеприказчиком и лучшим собеседником. Лидия была весьма начитанна и образованна. Делом своей жизни она считала не только служение семье Матисс. Она перевела на французский язык сочинения замечательного советского писателя Константина Паустовского.
Жена и не жена
Была ли она любовницей Матисса? На этот вопрос очень сдержанная от природы Лидия отвечала: « Вас интересует, была ли я женой Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова- нет, но в душевном отношении- даже больше, чем да. Так как я была в продолжении 20лет светом его очей, а он для меня – единственным смыслом жизни».
По мнению биографов художника, она кривила душой. Современники утверждают другое: между Матиссом и его последней музой, безусловно были не платонические отношения. Другое дело, что они продолжались недолго: всё-таки живописцу к моменту их знакомства было уже за 60-т лет.
Анри чувствовал свою ответственность перед Лидией: он понимал, что служение ему, она лишила себя личной жизни. Но это был её личный выбор. Он дарил Лидии свои картины, цена его произведений была очень высока. Годы войны они провели в Ницце вдвоём. Его жена Амели и дочь Маргарита были арестованы фашистами за пособничество движению
Сопротивления.
Но и этот невесёлый период жизни Лидии осветила предельно честно: « Что же до меня, то я пережила войну довольно пассивно, под тёплым крылышком Матисса.
Они были так близки , что Анри говорил: « Я знаю мадам Лидию, как какую- нибудь букву»… За все 22года пребывания её в доме Матисса они расставались всего-то на несколько дней: когда Лидия уезжала в Париж, чтобы уладить бумажные дела художника.
В последние годы Матисс всё больше замыкался в себе и в искусстве. Лидия выглядела непроницаемой. Она тщательно выполняла свои обязанности.
Щедрый дар
В 1954году Анри Матисс скончался. Сразу после его смерти она покинула навсегда этот дом. Жена Матисса не пожелала видеть Лидию на похоронах.
Она вошла в дом к Матиссу нищей эмигранткой, а покинула его богатой женщиной. Лидия обладала целой коллекцией его работ. Кроме того она скопила приличные деньги. На них она и жила.
Картины Лидия Николаевна передала в дар российским музеям. Она так прокомментировала свой поступок: « В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы ни был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища».
Лидия Николаевна умерла в 1988году и похоронена, согласно завещанию, на кладбище в Павловске.
21декабря 2015год.
.
© Copyright:
Мила14, 2015
Свидетельство о публикации №215122200286