Русская муза Матисса

Мила14
 

На поздних картинах великого французского художника Анри  Матисса  появилась натурщица необычной внешности- белокожая, светловолосая, с восточным миндалевидным разрезом  глаз.
 Последние два десятка лет жизни живописца  этот женский  образ не сходил с его полотен.  На  рисунках и  картинах  стояло выведенное кистью автора имя  модели- Лидия.

Лидия  Николаевна  Делекторская  - русская женщина  - внешне ничего общего не имела с красавицами в восточном стиле. Она родилась в 1910году в Томске в семье  врача. Её родители погибли от тифа. Девочка оказалась на попечении тётки. Потом было бегство с тетей и её семьёй  в китайский  город  в Харбин- один из главных  оплотов эмиграции.
 В Китае  её заметил  русский  паренёк из эмигрантской  среды. Они быстро поженились- Лидии хотелось  поскорее  сбежать из  Харбина, где  эмигрантам  жилось  всё хуже.
Супруги  уехали в Париж  - столицу российских невозвращенцев.
 
Помощница  по дому
Лидия  была  моложе Анри Матисса почти на сорок один год. Попала в его  дом в  Ницце  совершенно случайно – не  в  качестве  натурщицы.  Художник мог  подойти  к любой женщине на  набережной Ниццы   и  предложить ей  позировать  ему за несколько монет.
Живописца  вдохновляли  южанки-женщины  крестьянского  типа, плотного телосложения, в ярких, как краски на его картинах, нарядах.

К  этому  времени брак Лидии  распался, её муж  употреблял  наркотики. Она сбежала от мужа в Ниццу. При себе имея мизерную  сумму  денег. Делекторская  была  хороша собой.
 В Париже  жизнь  дорогая, устроиться  на работу  проблематично.  Лидии попалось  на глаза  объявление, прикреплённое  к столбу на улице : « Художник ищет помощницу  для ведения  дел. Посуду мыть заставлять не будут. Об ущербе  для  невинности  можно  не беспокоиться, я женат».
Так  она  попала в дом  живописца  Анри Матисса. Жилище художника располагалось высоко над морем  - на площади  в районе  Симье.  Это  была  лучшая  часть  Ниццы : тихая, зелёная  улица. Сегодня  в этом доме  музей  Матисса. Он был  немолод и нездоров. Он  переехал на юг из- за болезни  бронхов…
Лидии  было  22 года, когда она вошла  в  мастерскую  живописца, увидев его картины молодая  женщина оторопела: Какое  буйство красок! Яркие  контрасты, почти вульгарные  цвета!  Она  не  сразу  приняла  это современное  искусство : девушку воспитали  в классической  традиции. Матисс- на вид  интеллигентный  пожилой мужчина в очках  и с пристальным  взглядом  - также не  сразу  оценил  классическую  красоту Лидии.  Она не  походила на его пышущих  здоровьем  натурщиц- южанок.
  В её  обязанности входила разного  вида  помощь  в  мастерской: например, соскребание  краски  со старых  холстов. Художник  оценил  аккуратность и  трудолюбие  русской.
 Как женщина  она Анри не интересовала. На фоне  восточных  красавиц она  выглядела  белой молью…
 В том  же году Матисс  понял, что в услугах  помощницы  больше не нуждается.  Лидия покинула  его дом.  Но  ненадолго. Вскоре  заболела мадам  Амели Матисс- супруга  художника и мать двоих его младших  сыновей. У живописца  была старшая  дочь  Маргарита- внебрачный  ребёнок от  натурщицы. Этого ребёнка также воспитывали Анри  и  Амели.   Матисс  был  очень  добрым  человеком. Про него другой  великий  художник, Пабло Пикассо, говорил, что Анри – «человек с солнцем в крови».  Имелась в виду не только  доброта коллеги по цеху, но и конечно, его яркая  палитра…
 
Лидия вернулась  в дом  Матисса  в качестве  сиделки для  мадам  Амели.  Эту  работу она  выполняла с большой  тщательностью, став для нездоровой  женщины  кем-то  вроде наперсницы.
 Когда  Матисс  обратил внимание на  женскую  прелесть Лидии?  Трудно сказать. Вообще  их  сближение  происходило  постепенно. Не сразу  он заметил, какой  у неё  чистый  профиль, сдержанная  грация, строгий  вкус  к одежде. Кроме того она была очень предана их семье.
О чём  вспоминал  художник, глядя на Лидию? О России, которую он  посетил в 1911году по приглашению русского  мецената и коллекционера Сергея  Щукина. О неожиданно восторженном приёме, который ему  оказали в этой северной стране…
Теперь он рисовал её каждый день. Сдержанная, от природы  не очень подвижная русская красавица была способна позировать по несколько  часов. Она стала его другом, секретарём, душеприказчиком  и  лучшим собеседником.  Лидия  была  весьма начитанна и образованна. Делом своей жизни она считала не только служение семье Матисс. Она  перевела на французский язык сочинения замечательного советского писателя  Константина Паустовского.

Жена и не жена
Была ли она любовницей Матисса? На этот вопрос очень сдержанная от природы Лидия отвечала: « Вас интересует, была ли я женой Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова- нет, но в душевном отношении- даже больше, чем да. Так как я была в продолжении  20лет светом его очей, а он для меня – единственным смыслом жизни».
 По мнению биографов  художника, она кривила душой.  Современники утверждают другое: между Матиссом и его последней музой, безусловно были не платонические  отношения. Другое дело, что они продолжались недолго: всё-таки живописцу к моменту их знакомства было уже за 60-т лет.
 Анри чувствовал свою ответственность перед Лидией: он понимал, что служение ему, она лишила себя личной жизни. Но это был её личный  выбор. Он дарил Лидии свои картины, цена его произведений была очень высока. Годы войны они провели в Ницце вдвоём. Его жена Амели и дочь Маргарита были арестованы фашистами  за пособничество движению
Сопротивления.
 Но и этот невесёлый период жизни Лидии осветила предельно честно: « Что же до меня, то я пережила войну довольно пассивно, под тёплым крылышком Матисса.
 Они были так близки , что Анри говорил: « Я знаю мадам Лидию, как какую- нибудь букву»… За все 22года пребывания  её в доме Матисса они расставались всего-то на несколько дней: когда Лидия уезжала в Париж, чтобы уладить бумажные дела художника.
В последние  годы Матисс  всё больше замыкался в себе и в искусстве. Лидия выглядела непроницаемой. Она тщательно выполняла свои обязанности.
 
Щедрый дар
В 1954году Анри Матисс  скончался. Сразу после его смерти она покинула навсегда  этот дом. Жена Матисса не пожелала видеть Лидию на похоронах.
Она вошла в дом к Матиссу нищей эмигранткой, а покинула его богатой женщиной.  Лидия обладала целой коллекцией его работ. Кроме того она скопила приличные деньги. На них она и жила.
 Картины Лидия Николаевна передала в  дар российским музеям. Она так прокомментировала свой поступок: « В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы ни был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения  Матисса, я испытала настоящую потребность разделить с  ними  сокровища».

Лидия Николаевна умерла в 1988году и похоронена, согласно завещанию, на кладбище в Павловске.

21декабря 2015год.

  .