Человек одинокий. Вброс двенадцатый

Гарри Башарянц
    Означает ли то, что Света, бросившая Толика на произвол судьбы, была плохим человеком? Нет. Она полгода пыталась как-то воздействовать на него, но не смогла. А Толик, чтоб не морочить ей голову, оставил её в покое, и сам ушёл из семьи. Сам. Никто его не выгонял, и он ещё полгода шатался по злачным местам, пил с такими же, как он, опустившимися людьми, которые выпив, строили фантастические планы на будущее!

   Это были разные, но удивительные люди! (Царствие им Небесное!) Не в силах покончить со своим пороком, они уносились в своих фантазиях в такое светлое будущее, которое не снилось даже классикам марксизма-ленинизма! Главное в их мечтаниях или горячечных видениях, было то, как они бросают пить, поступают на работу, обзаводятся семьёй, ездят на рыбалку и ловят – вот такую рыбу!!! В голосах и на глазах их проступали слёзы, - слёзы о прошлой нормальной жизни, которую они так бездарно растратили! Возможно, они понимали, что им уже никогда не выбраться из той трясины, в которую они случайно угодили.
 
   Пустоты в собственной несостоявшейся жизни они заливали водкой и пивом, надеясь в своём больном воображении достигнуть недосягаемого. С помощью аналогий они пытались описать своё будущее исцеление, не понимая того, что все выражаемые ими фантазии разбиваются, как волны океана, о берег необитаемого острова. Там, на необитаемом острове, они смогут выжить лишь тогда, когда приложат все свои усилия для выживания, чтобы дождаться спасительного корабля. Не свободные от былых ошибок, приобретя горький опыт в лабиринтах затурканных мозгов, освободившись от случайных заблуждений, там, на необитаемом острове, они обретут, наконец, ту самую свободу, которая невозможна в человеческом общежитии. Какой бы тяжёлой ни была их прошлая, загнанная в тупик – жизнь, и какими бы иллюзорными ни были их мечты, освобождение обязательно состоится, будет достигнуто, если у тебя ещё остались зачатки самосознания. Такова сила воображения! «Мечты, мечты, где ваша сладость? Где ты, где ты ночная радость?»
   Но по ночам им снились кошмары! Вот рассказ одного из недавних собутыльников Толика:

   «Снится мне Толян, будто расстреливают моего лучшего друга. Двое с автоматами поставили его к стене полуразрушенного дома, а я стою за углом этого же дома и наблюдаю, как два типа расстреливают из автоматов моего друга. Когда мой друг упал, они, закинув автоматы за спину, взяли его за плечи, один с левой, другой с правой стороны, и потащили ногами вперёд. Вроде и правильно по всем канонам нести покойника ногами вперёд, однако ноги согнулись в коленях и носками сапог бороздили землю. Но самое страшное не это, а то, что я радовался гибели моего друга! Главное, думал я, чтобы он оставил ключи от своей квартиры! И вот, когда те двое пронесли моего лучшего друга мимо меня и скрылись из виду, я вышел осторожно из своего укрытия и стал искать ключи! При свете жёлтой луны я обнаружил ключи аккуратно положенные на самом видном месте, - на врытом в землю столе из струганных досок! Я так обрадовался ключам и тому, что мой друг не заставил их долго искать! Я схватил ключи со стола и быстрым, бодрым шагом двинулся в сторону его дома! Самое ужасное состояло в том, что радость от обладания этими ключами переполняла меня неимоверно! Я не думал о погибшем друге, а думал о том, какое счастье ожидает меня в его квартире, – что квартира эта теперь моя! Такая вот я сволочь, Толян!

  - А друг твой действительно погиб? – спросил Толик.

   - Погиб, но позже… В уличной драке…А я узнал об этом лишь на третий день… Но тот давний сон до сих пор преследует меня…Представляешь, ночь, полная, низкая луна, много-много звёзд на небе, а вокруг ни души! Такое ощущение, будто земля вымерла! Кругом разруха, остовы заброшенных домов, - ни лая собак, ни мяуканья кошек – никаких звуков! Но мне отчего-то легко и спокойно! Я с интересом наблюдаю, как убивают моего друга! Я точно знаю, что смерть мне не грозит, и смотрю на всё это с уверенностью человека, жизнь которого вне опасности! Толик, неужели человек самое подлое существо? Неужели лишь во сне человек такая сволочь, но никто об этом никогда не узнает?! Почему такое происходит?

   - Потому что это твоё сокровенное, - ответил Толик, - оно существует только в твоём подсознании. Во сне ты всегда куда-то пытаешься убежать, скрыться из глаз людских. Иногда тебе это удаётся, иногда нет. И только одна мысль: страх быть разоблачённым не покидает тебя! Сугубо личное должно умереть вместе с тобой. Тебе приснился вещий сон. Ты должен был предупредить своего друга об опасности быть убитым, но ты не сделал этого! Ключи, которые ты видел во сне – это к переменам, к неприятному событию. Ты оттого и забухал, что где-то в подсознание коришь себя за то, что не рассказал о своём сне - другу – не предупредил его об опасности! Ты не сделал этого по одной простой причине: Сон нужно рассказывать весь – ничего не утаивая!  Не мог же ты рассказать ему о своей радости охватившей тебя, когда ты нашёл ключи!

   - Значит, смерть моего друга, на моей совести? – спросил тот.

   - Да! – жёстко ответил Толик.

   У этого человека  было всё: и дом, и машина, и дважды он был женат, от первой жены у него было двое уже взрослых сыновей, подрастали внуки. Спрашивается: чего ему не хватало, что он бросил и вторую жену и начал злоупотреблять алкоголем? За два года он допился до такого состояния, что его из престижной работы, перевели в дворники. Он жил с женщиной, у которой тяга к алкоголю, была просто фантастической! А, когда мужчина и женщина, в совместной жизни, пьют, это уже катастрофа! Через два года, он уже с трудом передвигал ноги. Как-то он сказал Толику, что надо лечиться, что все его болезни от водки, потом вяло махнул рукой и поковылял дальше. Его всё-таки положили в больницу, он был уже весь жёлтый, но всё ещё надеялся вылечиться и поехать в отпуск к детям и внукам. Но через две недели он умер и его похоронили. Дело тут вот в чём:

   Природа создала человека таким образом, что он вечно недоволен своей жизнью. Казалось, нужно сохранить то, что любишь и бороться с тем, чего не приемлешь. Жена, с которой начинал жить двадцать лет назад, дети, рождённые в любви и согласии, разве это не то главное, что делает жизнь, более или менее осмысленной? Так нет же! Даже угроза собственной жизни, не может повлиять на разум, и предпочтение отдаётся сиюминутному затмению мозга. С каждым днём такой нелепой жизни, разум выхолащивается и ограничивается только тем, что кажется в данную минуту, необходимым. И то, что рано или поздно тебя погубит, возводится в ранг полезности. Как говорил другой знакомый Толика: «Я пил, пью и буду пить!», ну и умер совсем молодым.

   Толик год жил этой гадкой и вшивой жизнью, и знал все её «прелести» изнутри. Никто не хочет умирать преждевременно. Зачем умирать не в своё время? Он только недавно понял, что год мстил не кому-то, а себе!

 Свобода, о которой он так напыщенно говорил, оказалась эфемерной! Из одной зависимости, он попал в другую. Зависимость от работы, от зарплаты, от начальства ничто, в сравнении с тем, что неотвратимо приближает твою скорую смерть! Это в юности кажется, будто у тебя долгая жизнь, но, не успеешь оглянуться, как ты уже еле волочишь ноги! Не успеешь оглянуться, как ты уже старый и больной, сидишь на кровати и говоришь навестившему тебя соседу: «Как-будто и не жил…»