Три К - контора, клиент, категория

Сергей Марфин
Стойкая бытовая привычка в желании обойти закон или правила, живет в нашем человеке со времен Эры дефицитов.

Черный ход, блат, кум, сват, брат. Не скрою, сам пользовался многажды возможностями войти в жизнь с другой стороны, добывая дефицитный продукт. Но, положа руку на сердце, кто бы отказался от исключительности? Уверен, ни кто!

С тех пор время перемешало и расставило приоритеты наших потребностей. С появлением частной собственности для многих людей стало главной задачей «добыть» нужный документ, который зачастую только подтверждает наличие другого документа. 

С тех пор, как я начал работать в нотариальной конторе меня удивляет число людей, желающих обойти закон. Их количество на фоне нашего беззакония с годами только растет. Осмелюсь таких клиентов можно разделить на несколько категорий.

Жалостливые – бьющие на жалость. Может об этом говорить не этично, но есть примеры того, что подчеркивание скорби у женщин носит избирательный характер. Обычно это наследники, женщины, похоронившие родственников. Возраст значения не имеет. Время от похорон до прихода к нотариусу разное. От трех дней до ~ (бесконечности). Непременный атрибут – черная повязка на голове, косынка или одежда, соответствующая целям визита. Слезы – сухие или мокрые, с порога, в начале разговора или в середине.

Поход к чиновнику, которого желают разжалобить – в трауре. В магазин, к парикмахеру, в поликлинику и другие насущные дела - без него. Проливая слезы, клиент обычно не слышит нотариуса, но стоит чуть повысить голос, как влага исчезает в мгновенье ока.

Приходила к нам старушка-плакса и не раз. Что-то у нее не клеилось с регистрацией недвижимости, и она требовала у нотариуса несуществующие документы. Всякий раз выходила из кабинета со слезами и народ, сидящий в коридоре, не сомневался в жестоком с ней обращении! 

Дочь вступает в наследство после смерти отца. Редко, но встречаются сложные наследства, в которых долго разбираются и с клиентом встречаются не раз и не два. В таких случаях наследнику «разжевывают» все понятия и указывают направления для получения недостающих документов. Подготовили для нее, как и положено, постановления. На очередном приеме она заявляет, что заплатила нам за ненужные бумаги и добавляет: У меня даже нет денег, чтобы вступить в наследство, брат лежит в больнице четыре месяца. (Интересно, кто его так долго там держит при ограниченных койко-днях?). А можно я сначала получу денежные вклады, а потом все остальное? Можно, но при чем здесь брат и ваше материальное положение. На дом, получаемый по наследству, она уже нашла покупателя. 

Нытики – упрашивающие, умоляющие, готовые встать на колени. Последние не для красного словца, а реальные люди. Они готовы унижаться, подвирать ради подписи и печати на документе. У них ограниченный запас причин: мы из другого города, у нас уходит поезд, улетает самолет (не удивляйтесь, встречалось и такое, аэропорт в Воронеже), отпросились с работы, маленький (больной) ребенок дома. При отказе в совершении нотариального действия, разговор продолжается по кругу с повтором причин. Они умудряются приходить за пару минут до обеда или во время закрытия конторы. 

Продвинутые – считающие, что знают закон, они консультировались у адвоката до прихода к нотариусу, слушали советы бывалых людей. Как правило, попадают пальцем в небо. Иногда приходят с брошюрками, где ПОПУлярно написано почти о том, чего им хочется. Или с порога заявляют, что изучили Гражданский кодекс от корки и до корки. Но если бы мы руководствовались только им!

Клиенты этой категории самые трудные. Они перебивают, стараются вставить умную фразу, всеми силами показать осведомленность. Непоколебимая вера в напечатанное слово, сидевшая в них со времен светлого прошлого, благополучно перекочевала в темное настоящее. Причина здесь одна – боязнь быть обманутым.

Ближайшие наши соседи, украинцы страдают больше остальных. Поскольку наши страны имеют общие границы, то и родственников по обе их стороны, предостаточно. Случается, что к нам приезжают наследники оттуда. Наиболее продвинутые из них перед отъездом консультируются, полагаю, не бесплатно, у своих нотариусов, или адвокатов, где их заверяют, что российские законы не отличаются от украинских.

Приезжает такой, как ему кажется, информированный наследник, готовый к козням русских чиновников, и очень удивляется, что у нас кое-что не так. Начинаются разборки и не всегда спокойным тоном. Человек понимает, что земляки его «развели» и пытается отыграться на нотариусе.

По аналогии со «знатоками» вспоминается еще одна неувязка с документами. От нее изредка страдают переселенцы из Средней Азии. При отъезде они стараются подготовить максимум документов с переводом на русский язык, чтобы потом не бегать по незнакомому городу. Все бы ничего, но под переводом стоит тамошняя печать без дубляжа на русском языке. Ее-то и приходится переводить.

Настырные - уговорами пытаются подействовать на нотариуса братья-армяне. С ними мы встречаемся в основном при удостоверении копий переводов различных документов. В основе своей – это простецкие ребята, считающие, что за деньги можно сделать все, даже луну с неба достать. Но и они понимают, с трудом, правда, что не все покупается и не у всех, что их порядки отличны от наших.

Армянка пришла удостоверить перевод, но что-то с ним было не в порядке. «Я уже заплатила деньги, мне нужно срочно. Хотите, встану на колени!» И она действительно опустилась на пол. Но и это не помогло. Надо отдать ей должное, она не ругалась. Но оказалась очень настырной, минут на пять разговора. Возможно, ее поддерживало присутствие матери. Как потом выяснилось, переводчикам она не заплатила, выхватила перевод из рук и убежала. В конторе она больше не появлялась. 

Мужчина из Казахстана, замученный ОВИРом, пришел заверить копии свидетельств. Два подлинника и две отличных копии с цветного принтера. Копии с подлинников заверили, а копии без подлинников - нет. Он и так уговаривал и эдак, да вот у нас такие дела делаются запросто, а вы не можете. Подскажите, где есть такой нотариус, который согласится. На что мой нотариус ответила: Потому люди сидят на своих рабочих местах десятками лет, что подчиняются только закону. Человек не верит, что нельзя нарушить закон, и для удостоверения копий обязательно нужны подлинники.

P.S. Есть и другие категории граждан и господ, но они встречаются крайне редко. Это крутые мэны и вумэнЫ. Они ведут себя как дома, вальяжно разваливаются на стуле, цедят слова, зевают, всем своим видом показывают пренебрежение. Их объединяет «нехватка» времени. Таких клиентов у нас было не более пяти и потому они не стоят нашего внимания.