Роман с кокаином. Марк Агеев не Набоков

Антон Шишкодремов
"Роман с кокаином", "Роман с кокаином". Загадка русской литературы. Прошло 80 лет, а он по-прежнему шокирует, он по-прежнему вызывает противоречивые чувства, он по-прежнему служит поводом для бесконечных споров. Причем споров самых различных - начиная от некоторых сюжетных деталей и заканчивая авторством произведения. "Доказанное" авторство мне видится слишком явным, как в том случае с тем самым пистолетом Груздева у Жеглова с Шараповым, что наводит на мысль по поводу подтасованности. С другой стороны, не первый Марк Агеев на литературном небосклоне, кто оставил нам в наследство только свои труды. Только! Эти труды стоит многого.

Версия о принадлежности "Романа с кокаином" перу набокова мне видится совершенно глупой и дело даже не в том, что автор этого произведения, не в пример набокову, гораздо более разумен. Дело в концепции произведения, которая предполагает нечто большее, чем мог в принципе оперировать любитель растления малолетних. Действительно, об Агееве мы знаем очень мало, практически ничего, чего не скажешь о набокове. Последний не преминул поведать всему миру о своем любимом цвете трусов, поэтому можно быть уверенным - такая женщина как набоков не оставила бы в безвестности столь успешный дебют "Романа с кокаином". Напротив, оно бы верещало об этом на всю ивановскую-стрит. Странно, что оно этого не сделало, не имея к созданию произведения никакого отношения, ибо от него вполне можно бы было ожидать чего-то подобного. Впрочем, много чести - обсуждать еще здесь всяких набоковых.

Молодой человек, Масленников Вадя, есть не совсем и молодой человек. Он итоговый результат деградации высокого российского сословия, которое, благодаря дичайшему в те годы расслоению, совершенно потеряло связь с реальностью и назвать его просто эгоистичным было бы мало. Его отношение к матери вызывает не просто возмущение читателей, но и мать его олицетворяет собою весь российский народ, который тащит Вадю на своем горбу. "Роман с кокаином" сверху и донизу пересыщен символами. Вадя любит Соню, то есть - любит свою Родину чистой и незапятнанной любовью настолько, насколько может любить человек, которого вырождение не просто коснулось, а усадило его уже где-то в самом низу эволюционной стремянки. Вадя любит Родину, но быть с ней не может. А если и может, то это уже не та Родина, которую он любил.

Полный набор друзей Вади представляет разные типы старой России, на них не оказал влияния кокаин. У Штейна все схвачено, он уехал за границу еще до революции (захватив с собой и набокова). Там его не ждут эмигрантские ужасы, для него все будет по-прежнему. Служанка, питание с рынка и ленивое перечитывание классиков. Правда, потом они будут выдавать себя за русских, когда окажется, что за границей они так и остались рядовыми буржуа. Яг, крепкая душа с периферии - он единственный, кто действительно поддерживает Вадю. Столичную кровь всегда разбавляли татарские дворники, узбекские дворники, таджикские дворники. Еще Буркевиц, хе-хе. Он уже давно слился с новой властью и Вадя для него пережиток прошлого. Отработанный материал, который лечению не подлежит и с которым не стоит возиться. Его даже стрелять не нужно - он сам сторчится.

Наконец, что же такое "кокаин"? По Агееву это быстрое счастье. Бац, хлоп, надели кожаные куртки, нацепили маузеры и вот они, мы, свежеиспеченные люди с новым мышлением. Нам не нужно долго и кропотливо учиться, трудиться - мы и так все уже знаем и умеем. В итоге - не такое уж и невинное произведение. Разглагольствования автора в конце повествования под видом наркотического бреда вообще имеют форму антихристианскую и антироссийскую. Может быть именно это когда-то и смягчило сердца советских цензоров, разрешивших Агееву въезд на Родину. Но не настолько, чтобы "Роман с кокаином" был разрешен в стране. Слышал, что его вновь хотят запретить. Что ж, дело, как вы понимаете, совсем не в наркотических веществах.