АТБ-4. Субстанциальное бытие

Эдуард Дейнекин
   Э.Дейнекин.АКСИОМАТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ  БЫТИЯ.(Опыт математической философии).
           Глава 4. СУБСТАНЦИАЛЬНОЕ  БЫТИЕ
     СПРАВКА: список постулатов, аксиом и определений из глав 1-3- в конце гл.4.

М.19. Математическая наука в её самых абстрактных теориях представляет нам много таких конструкций, которые претендуют быть названы: «мир того (или этого)», «бытие чего-то», то есть они всеобъемлющи: множество, пространство, многообразие, поле, кольцо, группа и т.п. Между их комплексами внутренних законов, постулато-аксиом есть большие или небольшие различия, но все их объединяют три необходимых принципа:
1. Есть элементы, о которых что-то высказывается.
2. Есть свойства этих элементов, среди которых некоторое их движение.
3. Есть связи, отношения элементов.
   Подавляющее большинство математических «миров» живут только в человеческой мысли, как идея. Математики изобретают их всё больше и больше. Но некоторая часть их нашла интерпретацию в действительности, даже в обыденной жизни. Время от времени обнаруживается (в рамках физики, химии, биологии, обществоведения, …), что некоторая часть бытия частично равна (изоморфна) изобретённой ранее матеамтической конструкции. Эт от факт говорит о том, что бытие не есть нечто цельно-однородное, монолитно-абсолютное. Наоборот, в нём мы обнаруживаем части, слои с весьма сложными архитектурными строениями, которые либо стандартны на многие случаи, либо уникальны(эксклюзивны).
   АТБ выявляет такие частные архитектуры (что вообще-то есть норма для математики), но путём более философским, чем математическим (хотя – не без того).
Выше было определено полное бытие, и она становится 1-й категорией в семье разных бытий(ств), её архитектура задана постулатами П.1-П.5, аксиомами А1-А4и она настолько всеобъемлюща, что увидеть её единым взором невозможно. Можно ожидать, что Полное бытие есть база определённой иерархии бытий(ств), вложенных одно в другое. Более узкую категорию представляет часто-совершенное (статическое) бытие, уже представленное в главе№3.
   АТБ ,далее, продолжает постулировать(аксиоматизировать) другие частные архитектуры из Полного бытия, подчиняясь научному, а иногда и бытовому интересу Человека к архитектурному многообразию Мира.

    О.48. Становление необходимого оснОвного сущего именуется необходимое бытие.
Форма необходимого бытия – свобода бытия.
М.20.1. Эти определения продолжают О.43 и М.14.2 в действительном, переходя от ирреального), но сохраняют то, что было выявлено о необходимом сущем как таковым.
С.Франк, развивая философию Н.Кузанского, пишет: «Всё конкретно-сущее не есть законченное, в завершённой определённости предстоящее «нечто», а содержит в себе возможность СТАТЬ…. Оно содержит в себе потенциальность…которая сама по себе есть нечто неопределённое… Потенциальность совпадает со свободой в самом общем смысле слова…»/»Непостижимое»\ В АТБ термин»потециальность» по некоторым соображениям заменён на «необходимость».
   Становление как частный процесс, задаваемый сначала одним собственным постулатом П.4.2.15, реализует возможность в действительном, ЯВЛЯЯ ранее неявную(ирреальную) свободу – как МОЧЬ действительного. Становление, как основа бытия, - процесс сложенный всеми 15 оснОвными процессами, как бы открывает ворота настеж этим сущим процессам в бытие, свобода как бы затапливает бытие волнами неопределённости «дикой» свободы ирреального.
   Здесь нужно дать оценку термину «неопределённость» который несёт в философской литературе очень широкий диапазон понимания. Возьмём ещё одну цитату С.Франка: «Возможность в активном смысле слова – мощь или действенный замысел – противостоит ему <хаосу>как первичная формирующая сила, - как работа ОПРЕДЕЛЕНИЯ» /[2, стр.350]. То есть, «непределённость» согласно нашего источника связана с рядом более частных критериев: бесформенность, отсутствие замысла, незаконченность, незавершённость, потенциальность… В свете постулатов АТБ это означает отсутствие (в какой-то части Полного бытия) некоторых оснОвных сущих: формы, смысла, ограниченности. Последнее отсутствие наиболее близко АТБ, ибо П.4.2.11 вводит процесс определения как преодоление, обуздание бесконечно/безграничного сущего, значит неопределённость в первую очередь означает отСУТствие одного или нескольких пределов.
   Есть немало научных  источников, которые связывают неопределённость со случайностью, с отсутствием закономерного. В то же время физики дают неопределённости такие характеристики, в которых случайность проявляется как своеобразная определённость. «Признание существования объективной неопределённости в явлениях микромира непосредственно связано с признанием объективного существования возможности и случайности и проявления необходимости не только через неизбежность, но и через случайность…Можно сказать, что все категории материалистической диалектики так или иначе включают в себя неопределённость в том или ином её выражении» /В.С.Готт,д.ф.н\ То есть, как минимум – в микромире, случайность является «объективной»=закономерной неопределённостью, и нам не следует понятие «непределённость» вообще связывать с АМД «случайное;закономерное». Выше уже упоминалось, что традиция физиков везде освещать пару «возможное/случайное» как фундаментальную диалектическую пару , противоречит  теоремам тех же самых физиков, ошибочная и является контрпродуктивной традицией.

М.20.2. Находя в приведённой выше цитате С.Франка слово «незавершённость», мы можем дать ещё одну характеристику неопределённости: несовершенство в смысле
О.47.2 данной АТБ.

   Такой огромный диапазон  усмотрений одного понятия заставляет нас включить его в тело теории каким-то специальным определением, устраняющим неопределённость «неопределённости». Однако строгость математики такова, что даже правильные, но дублирующие определения подрывают «честь и достоинство» царицы наук. Дело в том, что «неопределённость» уж давно неявно приСУТ ствует в АТБ как отрицание (противоположное  /П.2/) процесса определения/Т.3.8/.И всё же из дидактических задач автор даёт эту дефиницию:

    О.49. Сущая  неопределённость есть противоположность (полная или частичная)/П.2/ сущей определённости/Т.3.8/ - результат/Т.3.2/ не-завершённости оснОвного процесса определения/П.4.2.8/.

    Т.28. Необходимое бытие есть не-/П.2/утверждённое/П.4.2.12/ бытие, что есть несовершенство/П.5/ процесса АМД №4.2.12.
   
    О.50. Становление достаточного оснОвного сущего/П.4.2.12/  именуется достаточное бытие.
М21.1. В традиционной философии «достаточность» как самостоятельная категория отсутствует; мы находим «достаточного основания закон» и – ничего более. Читатель АТБ видит, что в настоящей математической философии «достаточность» играет значительную роль, она – оснОвное сущее и одна из двух – динамическая – в паре антиномистических противоположностей №12.
    Уяснение достаточного бытия начинается с Т.6. «  Достаточное оснОвное сущее/П.4.2.12/ есть смысл/П.4.2.2/  Логоса». Достаточное оснОвное сущее дано как средство Логоса, «отпускающего» смысл по частям всему сущему. Мы не утверждаем, что смысл всякого сущего только лишь в том, чтотрансцендирует Логос. Онтологический смысл сущего – от Истины- первичен, проникновенный смысл Логоса (логика) – вторичен. Это двухярусное усмотрение хорошо знакомо философии на примере отдельного человека: мышление, встречаясь со множеством предикатов окружения, выделяет в них нечто абсолютное (абстрагирует), создаёт комплекс идей как свой локальный Логос и далее возвращает его по частям в тот же самый предикат и видит его значительно обогащённым.
   АТБ лишь то здесь утверждает, что произошло это в Сущем уже задолго до проявления человеческого мыслительного акта.
   Процесс, рождённый АМД «онтологический смысл ;средство» есть долженствование, выливающийся в простые причинные связи: каузальность, детерминизм. Долженствование логического смысла и его средства мы называем эволюцией и понимаем её как логическую причинность. Средство же смысла, трансцендированного Логосом, есть достаточное основание сущего.

    О.50.2. Долженствование как АМД «смысл;средство» <по Гегелю – разрешённое (снятое) противоречие>, проникновенное/О.8/ в другие/П.1.2/ оснОвные процессы/П.4.1/ именуется основание.
   Долженствование как АМД «Логос(логическое);достаточное» именуется достаточное основание.

    Т.29. Достаточное бытие/О.50/ есть достаточное основание полного бытия/О.35/.
             Необходимое бытие/О.48/ есть основа/О.9/ полного бытия.
М.21.2. Традиционный «закон достаточного основания» содержит «достаточное» в служебном предикативном смысле. А вот «необходимость» философами завышена в значИмости.: под этим термином выдают и смысл, и закономерное, и причину. Необходимость включена традиционно в диалектическую пару со случайностью, а пары противоположностей «необходимсть/достаточность» в обычной философии нет.
   Зато такая пара имеет свой законное место и выдающееся значение   в математике, а именно – в системе доказательств. Вообще-то математическая доказательность стала непререкаемым атрибутом во всём научном мире, вот только потребители математики не особенно вдаются в подробности доказательской «кухни». Что говорить о философах, каковые вообще воспринимают «падчерицей». Иначе бы продуктивная пара «необходимое;достаточное» не оказалась бы за бортом диалектики. Именно она составляет главнейший тип мат.доказательства, который состоит из двух частей:
       .1. Сущность 1-й части: обходимое – это не-обязательное;
           Необходимое – это не-не-обязательное.
Если мат.предложение хотят доказать как обязательное (истинное), предполагают его не-обязательным, находят (долго или коротко), что из этого получается абсурд, следовательно утверждению ничего не остаются как быть истинным. Сказать ещё короче: двойное не- даёт нужное. Такое доказательство «от противного имеет слабость в том, что неизвестно – откуда взялось доказуемое утверждение, нет его онтологии.
      .2. В доказуемом утверждении находят истинность из следование его из более общего истинного утверждения – это есть достаточность, согласующаяся с Т.6 АТБ. Но это не может быть полным основанием обязательности доказываемого, поскольку существует множественность следствий; из всех следствий нужно выбрать одно. Такой выбор даёт проверка на необходимость доказываемого утверждения. Встреча(единство) достаточного и необходимого в одном субъекте бытия или Логоса – есть суть математически строгого доказательства.
М.21.3. Далее рассмотрим очень доступный пример, который даст пищу для важных выводов относительно процесса утверждения бытия.
   Доказываем (утверждаем) признак делимости целых чисел на 20: 
1. Необходимость. Находим «в поте лица» все делители 20 перебором от 1 до 20, они меж собой никак не связаны, они для нас заведомо не известны; берём наугад 40, 60, 80, проверяем их делимость на все или некоторые делители 20 – работа рутинная, трудоёмкая, связанная со случайными догадками… В конце концов признак делимости на 20: либо делимость одновременно на 4 и5, либо на2 и 10 – каждый необходим, но каждый же – не достаточен; поди проверь большие числа, жизни не хватит.
2. Достаточность. На 20 делятся 40, 60,80 – эти числа мы уже раньше нашли перебором, то есть они – прямое достаточное основание, но не полное, ибо другие делимые уходят в бесконечность и полный перебор для нас невозможен. Но мы применяем логику, математику – и то и другое представляют трансцендентный Логос – и записшем все делимые 20n, где  n=1,2,3….;, которая выявляет закономерное в достаточном. Отмечаем, что каждое делимое из этого множества во-первых не необходимо (кроме него есть другие), во-вторых частично достаточно, ведь полная достаточность в 20n, где  n=1,2,3….;.
   Экстраполируем ситуацию на бытие. А)  Множество необходимого расширяется как бы по горизонтали (от 2 к 4, от 4 к 5, от 5 к 10, от 10 к 20.)но никогда не уходит в бесконечность (в нашем случае не превышает 20); Элементы необходимого множества совершенно самостоятельны (самостны) по выбранному свойству.
Б) Множество достаточного расширяется по другому: закономерно и как бы по вертикали от наименьшего (20), уходя в бесконечность.
М.21.4.Необходимое бытие отмечаеся именно такой «горизонтальной» шириной необходимых  условий , свойств, предикатов, между собой совсем или почти не связанных. То есть оно сохраняет тот признак стихии, хаоса, который отмечен в необходимом ирреального, из которого необходимое бытие родилось посредством становления действительного. Оно в прямом смысле не-достаточное для задач бытия, для совершенствования Истины. В то же время оно именно необходимо как почва, грунт, сырьё, причём не только как рассыпчатый материал, но наполненный мощью, силой и «желанием» БЫТЬ.
   Необходимое бытие множественно в другом смысле, нежели достаточное: один и тот же элемент(часть целого) входит в разные необходимые множества согласно разных задач бытия. В примере на делимость задача может быть изменена: делимость на 25 или на 20 с двадцатью нулями. Числа 2,4,5,10 войдут в другие, боле мощные множества необходимости.
   Пример не из математического, а из действительного мира: один отдельный атом есть  необходимое для отдельной молекулы, для отдельного предмета, для вещества в целом, для земного шара, для солнечной системы,…

    Т.30. Общий/О.8/предикат/П.4.2.1/ необходимых частей/П.1.3/, элементов/О.7.2/ бытия – ограниченность задачей, являющейся/П.1.4/ частью/П.1.3/ достаточного бытия/О.50/.
М.21.4.  Эта теорема выглядит вычурно. Но это потому только, что тело теории ограничено в привычных человеку терминах, формализация текстов не придаёт литературной красочности. В мета-теории приходится такую «роботизацию» текста подправлять. В данном случае Т.30 означает, что достаточное в рамках АМД, в целях утверждения бытия «озадачивает» стихию необходимого; задача – специфическая активная часть сущего смысла- есть интенция Логоса.
   В Т.30 неявно просматривается важное положение: у достаточного оснОвного сущего нет собственной дествительности, она вся – в необходимом; необходимое бытие не оставляет достаточному никакого собственного содержания (иначе бы произошла потеря необходимости, и бытие должно бы исчезнуть); достаточное постоянно «арендует» содержание у необходимого – это «расплата» в их антиномистической борьбе за успех «руководителя». В примере на делимость те числа, которые составляли достаточное множество, в другой задаче оказывались в необходимом, как уже «отработанный материал» Логоса, у которого череда задач неуклонно стремится к усложнению.

   О.51. Форма достаточного бытия именуется логика бытия.
   Логическая форма необходимого бытия именуется мочь бытия.
М.22.1. Здесь определяется бытийствование, «приземление» абстрактнейшего Логоса. С другой стороны полная форма необходимого бытия, названная как свобода/О.48/ получает значительное «обуздание» Логосом в виде «логической формы» - ограниченная свобода.
   Мочь бытия определяется как особая упорядоченная свобода, которая в ирреальном, а иногда – и в бытие, СУЩествует как хаотическая сила/потенциальность.

    О.52. Логика есть проникновение /О.8/ Логоса/О.24/ вне процесса становления, что именуется  трансцендирование.
   Трасцендированием именуется проникновение вне становления любого другого оснОвного сущего в бытие.
М.22.2. Здесь мы отклоняемся от чистого материализма и поддерживаем философский идеализм (платонизм, неоплатонизм) тем, что к монополии процесса становления на создание бытия, прибавляем «контрабандные» проникновения ирреального иными путями, чем просто СТАТЬ.
   Впрочем, «незаконное» с позиций материализма анти-трансцендирование через границы бытия в ирреальное также неизбежно СУЩЕствует – взять хотя бы безгранично-бесконечное оснОвное сущее: в рамках бытия ему тесно, оно незаметно для обычного человека устремляется через Логос в ирреальное (хотя для человека-математика, а иногда – для физика, такие путешествия «за границ»у есть обычное дело).
   Т.31.1. Действенность/П.4.2.15/ трансцендентного Логоса вносит в достаточное бытие антиномистический монодуализм «логика;число».
   Достаточность бытия, как сложенная/П.4.2.4/ форма/П.4.2.6/ (логикаО.51/ плюс численность/О.23.2/) достаточного бытия, - размерна/О.21.2/:
менее достаточно, столь достаточно, более достаточно.
   Т.31.2. В отношении «менее достаточное бытие» существует(бытийствует) граничный/П.3.9/ размер – минимальная достаточность бытия.
М.23. Логика говорит: всякое достаточное одинаково достаточно с другими; так для делимости на 20 одинаково, что 40, что 400. Однако с другой, числовой, точки зрения 40 и 400 не-одинаковы. АМД «логика;число», хоть не поднялось в ранг оснОвного, но своими «единством-и-борьбой» тоже что-то значит в нашей,особенно в научной, жизни.
   А для философии Т.31 даёт дополнительный инструмент – упорядоченность достаточного, дополняющую общую упорядоченность бытия.
   Доказательство Т.31.2 : 1) в примере на делимость число 20 – минимальная достаточность , числа менее 20, предложенные для деления на 20, разрушают саму задачу, которая в этом примере выражает бытие как таковое. 2) Общее доказательство во-первых должно применить смысл АМД «логика;численность»: в их борьбе ни одно не должно быть полностью поражено «до нуля», ибо разрушаются главная основа Сущего – диалектика.
   Во-вторых, некий ненулевой размер достаточности теоремой никак не задаётся, он может быть и такой и этакий – от него и соответственное бытие: такое или этакое.
Наука и даже человеческий быт могут идентифицировать очень-очень много таких частных бытий(ств), в которых Логос=достаточность либо очень велик, либо ничтожно мала. Например, в математических структурах есть наипростейшая – группа, в которой Логос представляет только лишь операция сложения –меньше не придумаешь, но такая структура в математическом мире живёт и здравствует.

   О.53.1.  Элементарная/О.7/ (наименьшая/31.2/) достаточность бытия именуется самодостаточность.
    О.53.2.  Бытие необходимое и самодостаточное именуется субстанциальное бытие (субстанция).

     Т.31.3. Субстанция есть основа/О.9/ и достаточное основание/О.50/ любого другого бытия.

   ДАЛЕЕ – глава 5. МАТЕРИАЛЬНОЕ  БЫТИЕ.
   

СПРАВКА.Постулаты и аксиомы:               
    П.1.1. Постулируется  всё , что есть (целое , полное , что есть).
    П.1.2. Постулируется  разное ( неравное), что есть.
    П.1.3. Постулируется  то (частичное), что есть.
    П.1.4.  Постулируется  явь (имя) того, что есть (то, что есть является (именуется) .
    П.1.5. Постулируется  отношение: целое имеет свою часть (всё то , что есть имеет в себе частичное. /П.1.3./
      
    П.2.   Постулируется  отношение противоположности  сущего и (неравного ему того)другого сущего :
    П.2.1. полная  противоположность именуется  антагонистическая ;
    П.2.2. частичная противоположность именуется  антиномистическая ;

   А.1.     Монодуализм антагонистически противоположных сущих/П.2.1./ есть ничто/О.3/.

   П.3.   Постулируются  другие оснОвные сущие :
   П.3.1. Субъект.               
   П.3.2. Смысл(задача).               
   П.3.6.Содержание
   П.3.7. Причина.               
   П.3.8. Конечное.               
   П.3.9.Ограниченое
   П.3.10.Связное.
   П.3.11.Устойчивое.               
   П.3.12.Необходимое
   П.3.13.Случайное.    
   П.3.14.релятивное(относительное)               
   П.3.15. Возможное   
          
   П.4.1.Антиномистический монодуализм (далее АМД) есть третье (другое) сущее, именуемое  самодвижение  общего двух противоположных сущих.
             АМД ( двух) оснОвных(противоположных) сущих  есть  третье сущее , именуемое процесс  двусложного сущего.
   П.4.2.  Постулируются АМД оснОвных сущих и  их процессы :
П.4.2.1.  АМД  «субъект/П.3.1./ <-> предикат(свойство)» есть процесс предикации.
П.4.2.2.  АМД  «смысл(задача)/П.3.2./ <-> средство»  есть процесс  исполнения
              (долженствования, эволюции).
П.4.2.3.  АМД  «целое/П.1.1./  <->  частичное/П.1.3./»  есть процесс  разрушения
              (раскрепощения).
П.4.2.4.  АМД  «элементное /О.7./ <-> сложное/О.7/»  есть процесс сложения
               (построения)
П.4.2.5.  АМД  «проникновенное/О.8./ <-> отдельное»  есть процесс   разъединения
              (дифференциации, расслоения, самости).
П.4.2.6.  АМД  «содержание /П.3.6/ <-> форма»  есть процесс  выбора.
П.4.2.7.  АМД «причина /П.3.7/ <-> следствие» есть процесс каузальности
              (причинности)
П.4.2.8.АМД «конечное/П.3.8/ <-> безграничное» есть процесс определения
             (дефиниции)
П.4.2.9.  АМД «ограниченное/П.3.9./ <-> бесконечное»  есть процесс
              асимптотического сближения (стремления).
П.4.2.10. АМД «связное/П.3.10/ <->  дискретное»  есть процесс структурирования.
П.4.2.11. АМД «устойчивое/П.3.11/ <-> изменчивое» есть процесс   изменения
             (переменности, флуктуации).
П.4.2.12. АМД «необходимое/П.3.12/ <-> достаточное»  есть процесс  утверждения.
П.4.2.13. АМД «случайное/П.3.12/ <-> закономерное»  есть процесс  аберрации.
П.4.2.14. АМД «релятивное/П.2.14/ <-> абсолютное»  есть процесс  связи.
П.4.2.15. АМД «возможное/П.3.15/ <-> действительное» есть процесс  становления.

     П.4.3. Процессы проникновенны/О.8/ всему/П.1.1/. Процессы взаимопроникновенны.
              Процессы есть оснОва /О.9./ самодвижения сущего.
              Процессы  -  оснОвные сущие.

    А.2. Определённое/П.4.2.8/ сущее безгранично и бесконечно/П.4.2.9/(неисчерпаемо) в полном предикате/П.4.2.1/ ; оно ограничено и конечно в связях /П.4.2.14/
А.3.  Становление субъекта бытия есть процесс связно-дискретный /О.23/.
П.5.  Разное /П.1.2/ (во) времени бытия есть :
          1 Трансцендирование /О.27.3/ мОчи сущего действительному в момент становления; ( положительный вектор);
          2. Динамирование (передача) мОчи действительного в бытие посредством действия (отрицательный вектор) в миг действительного.
А.4.  В становлении бытия является /П.1.4/ как существенная  одна форма, все другие формы  слагают /П.4.2.4/ содержание /П.4.2.6/.
А.5.2. Рекуперация антагонистически противоположна случайному /П.3.11/
А.5.1.  Возможное есть (существует) как  в ирреальном /О.29/, так и в бытие /О.25/.: БЫВшее действительное, существующее по времени вне мига действительного. Оно                восСТАНАВливается, поВТОРяясь в бытие.  Область возможного /О.29.2/ для настоящего /О.29.3/ складывается /П.4.2.4/  из возможного ирреального /О.29.4/ (будущего) и  возможного бывшего (прошлого).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ  АТБ
О.1.     Всё то разное , что есть именуется  Истина.
    О.2.     То разное, что есть именуется  сущее.
   О.3.  Антагонистическая противоположность  Истины (полного сущего) именуется
ничто ( пустое  сущее ).
   О.4.  Антагонистическая противоположность неравного /П.1.2/ именуется  равное.
   О.5.  Антагонистическая противоположность отношения «целое имеет часть» именуется  «часть входит в целое» ( часть своего целого).
   О.6.  Антиномистическая противоположность отношения «целое имеет часть» именуется  «часть целого имеет свою часть, как целое»
  О.7.1.  Для своей части сущее именуется  сложным.
        .2.   Для своего сложного частичное именуется  элементным (элементом).
        .3.   Сущее, не имеющее частей , именуется  элементарным.
   О.8. Сущее, частичное  разным сущим, именуется  общее (проникновенное).
   О.9. Общее для всех сущих именуется  оснОвным (оснОва) .
 
   О.10.1. Проникновенное /О.10/, равное /О.4/ сложному/О.7./, именуется/П.1.4/  единое
(единство , моно- ).
   О.10.2.Единство  противоположных/П.2/ сущих именуется  монодуализм.
   О.11.   Единство антиномистических противоположных/П.2.2/ сущих именуется«единство и борьба противоположностей» (антиномистический монодуализм).
 О.12. Элементы/О.7/ полного предиката  именуются   свойства.
О.13. Причинно-следственная связь есть  содержание и (актуализованная) форма. Эта форма именуется  вектор (направление) причинности (каузальности).
О.14. Устойчивая / П.3.11/ причина именуется  условие.
О.15. Причинно-следственная связь/П.2.4.14/  целого и частичного//П.1/  именуется
детерминизм ( Целое детерминирует частичное). Истина/О.1/ как целое для  всего, что есть частичное, именуется  полный  детерминизм.
О.16. Расслоенное /П.4.2.5/ целое (сложное) именуется система своих частей (элементов)
О.17. Причинно-следственная связь  частей (элементов),(если таковая есть), именуется
          каузальность.

О.18. Сложенная/П.4.2.4/  по элементам причина к сложному именуется солидарная при-
чина.
О.19. Возможное /П.3.15/ в процессе причинности определяет/П.4.2.8/ мочь причины.
О.20.1. Предикат субъекта, проникновенный/П.3.5/ процессу связи  его, именуется
             качество.
О.20.2. Дискретное/П.4.2.10/ качество именуется категория (род, вид).
О.21.  Связное есть  содержание и форма /П.4.2.6/. Форма именуется :
        .1.  размер (столько...), если/П.4.2.7/ связное проникновенно /О.8/ субъекту или/П.4.2.5/  предикату /П.4.2.1/ ;
        .2.    переменный размер ( ...менее чем столько,столько,более чем столько ...), если
связное проникновенно  процессу.
О.22.  Дискретное есть содержание и форма. Форма именуется               
  .1.    количество ( количественное число),  если дискретное проникновенно субъекту или предикату.
        .2.    счётность ( один, два, три, ...n-1, n, n+1, ..., много, ..., бесконечномного ) (порядковое число),  если дискретное проникновенно процессу.
О.23.1.   Единство связного и дискретного при их противоположности именуется
            связно-дискретное сущее  или  структура.
О.23.2. Форма /П.4.2.6/ связно-дискретного именуется числовое множество   (Это единство размера и количества)
О.23.3.  Форма процесса структурирования именуется  измерение.
О.22.3. Элементарная /О.7.3./ счётность именуется  корпускулярность.
О.24.  Множество/О.23/ предикатов /П.4.2.1/  в их абсолюте/П.4.2.7/ именуется   Логос.
О.25.  Субъект,предикат,процесс в проникновении АМД «релятивное;абсолютное»  есть
содержание и форма. Связью именуется процесс связи /П.4.2.14/ содержаний/П.4.2.6/.
Отношением  именуется процесс связи (односмысловых) форм связуемых сущих.
                Гл.2
О.26.1.  Возможное/П.3.15/ (возмочное)  есть содержание и форма/П.4.2.6./.Форма воз-
можного именуется  потенция  или  мочь сущего.
О.26.2.    Действительное /П.4.2.15/  есть содержание и формы.  Одна из форм   действи-тельного именуется  мочь  действительного.
О.27.1.   Процесс, сложенный  /П.4.2.4/  всеми  оснОвными  процессами  П.4.  именуется
                б ы т и е .
О.27.2.   Бытие есть содержание и формы. Одна из форм  именуется  мочь(мощь)  бытия.
О 27.3.   Становление  бытия по содержанию именуется  воплощение  (воПЛОТЬение)
О.28.   Средство /П.4.2.2/  действительного именуется  действие. Мочь действительного
в части действия именуется  мочь действия.
О.29.6.   Часть Истины, не  (на)ставшая  в  данном  месте и в данный  миг, но причиняющая  данное  становление, именуется  предбытие  ( ирреальное ).

О.29.1.   Релятивность /П.4.2.14./ бытия  субъекту /П.4.2.1/  именуется  субъект бытия.
О.29.2.   Субъект бытия есть содержание и формы. Одна из форм  именуется  место бытия
( место становления).
О.29.3.   Содержание субъекта бытия  определяется /П.4.2.8/  содержанием возможного в
становлении  этого субъекта, что именуется   область возможного.
О.29.4.   Содержание и связи/П.4.2.14/ субъекта бытия , закономерное и случайное /П.4.213/ в области возможного, выбор /П.4.2.6/  из возможного действительного в месте
становления  причиняют (становятся причиной)/П.4.2.7/   абсолютного /П.4.2.14/ содержа-
ния бытия(действительного), что именуется  настоящее   бытия (миг действительного).
О.29.5.   Область возможного определяет  будущее  бытия как  часть свою, выбранную
для  становления.
    О.30.1.  Величина /О.21.1/   связного  в становлении именуется  время.
    О.30.2.  Элемент  дискретного (счётности) /О.22.2/  в  становлении  именуется   момент
становления.
    О.30.3.  Элемент  (связно-дискретного) становления  именуется  момент времени.
    О.30.4.  Переменный  размер /О.21/  становления   именуется  длительность  времени.

    О.30.5.  Вектор причинности в процессе становления именуется положительный вектор( направление) времени.
О.31.  Форма  мига  действительного  именуется  отрицательным временем   ( временем
с отрицательным вектором).
О.32.1.  Форма связного сущего (размер или переменный размер /О.21/), абсолютизированный в Логосе/О.24/ именуется континуум или множество действительных чисел.
О.32.2.  Форма дискретного сущего (количество или счётность /О.22/), абсолютизированная в Логосе именуется  рациум или множество рациональных чисел.
             Форма элементарного /О.7/ дискретного сущего ,абсолютизированного в Логосе,
именуется  натуральный ряд  или множество натуральных чисел.
О.32.3.  Время как натуральная счётность становления именуется временнАя корпускулярность.
              Время как рациональная счётность  становления именуется временнАя дискретность.
              Время как  связность (непрерывность) становления  именуется  временнОй
континуум.
              Время как  связно-дискретность становления именуется  временнАя числовая действительность.
О.33.  Становление бывшего действительного именуется рекуперация бытия.
О.34. …именование которому  квант времени. Согласно О.30 и О.31 квант времени изоморфен или положительному или отрицательному числу – наименьшему в одном из числовых множеств /О.32/.
О.35.  Бывшее действительное ,не ставшее через рекуперацию – уничтоженное бытие –именуется  прошлое. Бывшее действительное, бытующее посредством рекуперации, име-
нуется  память бытия.
                Гл.3
О.36. Всё то разное, что есть /П.1./ в становлении /П.4.2.15./  именуется полное бытие.
О.37.1. Определяется изменение как средство/П.4.2.2/ изменчивого/П.4.2.11/.
            В бытие элементарного/О.7.3/ изменение есть противоположение (как средство противоположного/П.2/) субъекта субъекту, множества/).32.2/ субъектов субъекту, субъекта множеству субъектов, что именуется  превращение.
О.37.2.    Именуются категории /О.20.2/ элементных изменений (частей изменения) :
           .1. Изменение мОчи: дефект массы , расход энергии.
           .2. Изменение(явленной) формы: формирование, трансформация.
           .3. Изменение содержания: метаморфоза, флюксия, превращение; (последнее –только для элементарного бытия, далее будет представлено квантово-теоретическое превращение материи в поле и обратно)
           .4. Изменение места становления : перемещение.
           .5. Д р у г и е ...
О.38. Становление следствия с неполной причиной именуется/П.1.4/ (в части неполноты причины) творение.
   О.39.1. Средство/П.4.2.2/ закономерного оснОвного сущего/П.4.2.10/ (в действительном/П.4.2.15/ и в ирреальном/О.29.6\ именуется закономерность.
   О.39.2. Закономерность, проникновенная/О.8/ связи (отношению)/П.4.2.7/ субъектов/П.4.2.1/, именуется соответствие.
    О.39.3. Закономерность, проникновенная процессу причинности/П.4.2.9/, именуется зависимость. Вектор причинности /О.13/  в этом случае является вектором зависимости.

    О.40. Закономерное оснОвное сущее (а также – закономерность) в процессе аберрации /П.4.2.10/ именуется корреляция (корреляционная зависимость, корреляционное соответствие).
    О.41. Случайное есть содержание и форма /П.4.2.6/. Форма случайного именуется случайность.

    О.42. Сложное оснОвное сущее есть содержание и форма /П.4.2.6/. Форма сложного именуется сложность.

    О.43. Формой/П.4.2.6/  необходимого/П.3.14/  содержания/П.3.6/  ЯВЛяется/П.1.4/ мочь бытия/О.26/.
              Не-ЯВЛенная форма необходимого именуется свобода.
    О.44.1. Смысл сущего есть содержание/П.3.6/  и форма/П.4.2.6/. Форма смысла именуется/П.1.4/ значИмость (рейтинг).
    О.44.2. Смысл – сущее связное, либо дискретное, либо связно-дискретное/А.2/.
Размер/О.23/ связно-дискретной значИмости именуется иерархия, или: менее значИмо, столь значИмо, более значИмо.
О.45.1:полная иерархия.
 О.45.2. Иерархия, изоморфная множеству натуральных чисел (О.32.2), именуется натуральная иерархия.
    О.46: частно-статическое.
   О.47.1. Совершенство есть содержание и форма/П.4.2.6/. Форма совершенства именуется добро.
О.47.2. Не-совершенство Истины именуется зло.
                Гл.4
О.48. Становление необходимого оснОвного сущего именуется необходимое бытие.
Форма необходимого бытия – свобода бытия.
    О.49. Сущая  неопределённость есть противоположность (полная или частичная)/П.2/
Сущей определённости/Т.3.8/ - результат/Т.3.2/ не-завершённости оснОвного процесса определения/П.4.2.8/.
О.50.1. Становление достаточного оснОвного сущего/П.4.2.12/  именуется достаточное бытие.
    О.50.2. Долженствование как АМД «смысл;средство» <по Гегелю – разрешённое (снятое) противоречие>, проникновенное/О.8/ в другие/П.1.2/ оснОвные процессы/П.4.1/
Именуется основание.
   Долженствование как АМД «Логос(логическое);достаточное» именуется достаточное основание.
   О.51. Форма достаточного бытия именуется логика бытия.
   Логическая форма необходимого бытия именуется мочь бытия.
    О.52. Логика есть проникновение /О.8/ Логоса/О.24/ вне процесса становления, что именуется  трансцендирование.
   Трасцендированием именуется проникновение вне становления любого другого оснОвного сущего в бытие.
   О.53.1.  Элементарная/О.7/ (наименьшая/31.2/) достаточность бытия именуется самодостаточность.
    О.53.2.  Бытие необходимое и самодостаточное именуется субстанциальное бытие (субстанция).