Сожмём ладони в кулаки

Елена Киянка
Мы с товарищами стоим на агитпосту возле одного из многочисленных супермаркетов. Наш островок пламенеет алыми стягами, а вокруг него бушует море человеческих страстей и эмоций. Кто-то подходит и целует алое знамя, кто-то плачет, рассказывая о своей теперешней жизни, кто-то жарко спорит, возводя домыслы в ранг неоспоримых аргументов, кто-то задает риторические вопросы, на которые уже ответила жизнь, кто-то, пряча лицо в воротник, боязливо проходит мимо, изредка подскакивают, желая, если не укусить, то погромче облаять, шавки нынешнего режима. И вдруг человеческая волна выбрасывает на наш остров стайку оборванных детей. «Беспризорные», - констатировал кто-то в толпе. А тем временем дети, задрав головы вверх, зачарованно смотрели на алые знамена.
- Коммунисты, - мечтательно произнес бледный мальчик лет десяти.
- Давайте, послушаем, - не то себя самого, не то друзей, попросило дитя, похожее на крошечного сморщенного старичка.
И одновременно с этими словами несколько других ребятишек стали подталкивать девочку лет одиннадцати:
- Пойди, газетку возьми.
- Нет! Лучше две.
Внешне девочка, к которой обращались, выглядела совершенно обычно для беспризорной: потёртая одежда, взъерошенные, давно немытые волосы, обветренное лицо. Резко обернувшись к наседающей на неё братии, она сказала строго и не по-детски:
- Одной хватит. Всё равно вечером в подвале будем в кругу сидеть и по очереди читать. Не понимаете, что ли, газет и так мало?
Решительным шагом она подошла ко мне и робко прикоснулась к газетам:
- А можно и нам одну?
- Можно. Как тебя зовут?
- Таня.
- В школу ходишь?
- Нет. Я читать и писать умею. Остальное – зачем?
Вопрос, заданный с недетской прямотой, поставил меня в тупик. Устами младенца, как всегда, глаголила истина. И действительно – зачем? Институт в нынешнем обществе ей не светит, будь она, хоть семи пядей во лбу. Нормальная человеческая жизнь – тоже. А для подвала – читать-писать – даже больше, чем достаточно. Но вопрос был поставлен, и на него нужно было что-то отвечать… И я сказала:
- А вот придём мы к власти, что будете делать? Ведь, чтобы сделать жизнь лучше и справедливее, надо много знать и уметь.
Все дети в это время собрались возле нас в кружок и слушали.
- А Вы просто так к власти не придёте.
- Что ты имеешь в виду?
- А то, что Вам никто просто так натыренные денежки не отдаст.
«Наверное, чтобы понять прописные истины, нужно некоторое время пожить в подвале», - подумалось мне, и я ответила:
- Значит, придём не просто так. Надо же как-то вас из подвалов вытаскивать!
- А мы к тому времени подрастём и Вам поможем вот этим, - сказала моя собеседница и показала кулаки. И тут же, вслед за ней, как по команде, несколько детских ручонок сжались в кулачки, словно грозя кому-то невидимому.
- А потом можно и о школе подумать, - сказала в заключение маленькая командирша, бережно пряча газету в карман своей потрёпанной куртки.
Вдруг, будто в знак солидарности с детскими душами, дерзкий порыв ветра налетел на нас, и алые полотнища флагов радостно всколыхнулись… И я подумала, что ради этих детей и тысяч таких же, как они, обездоленных мы должны продолжать свое дело.

2001 г.