4. Крещается раб Божий Иоанн .
Не потому , что современные крестные мамы с высокими причёсками , в коротеньких юбочках , с заиконным макияжем - ну , ни как не подготовлены и не соответствуют духу таинства Крещения , нет . Не потому , что позови я восприемника крещаемого , он не отзовётся по не знанию , что он и есть крестный отец , нет . Не потому , что младенца крестить нет такой острой необходимости , что он лет до семи , перед Самим Господом не грешен , и крестят младенца без его воли , нет .
Не надо бы ... а как не умиляться , когда увидишь лицо крещаемого, сладко спящего с пустышкой во рту , скошенной на бок , на руках священника !
Поднимает он его выше , выше ко Христу , громко поёт : Крещается раб Божий Иоанн ! Как услышу слово : " раб Божий Иоанн " , так и замкнёт слеза веки мои ... Раб Божий спит себе , а мне до слезы лишь веко приопустить . И слава Богу !
5. Моё крещение и пятьдесят третий год прошлого века.
Не прощённым я в жизни гощу ,
заходя за границы запрета ,
привыкая к потерям , ищу
юных листьев осиновый трепет .
Просветлели в День скопы осин ,
Облетели багрянцем на заводь .
Так светлеют в о время крестин
наши души на славу - во славу !
Светлой заводью в неизречённом ,
я увижу мой Край и страну ,
словно рощу с земли озарённой ,
восходящей души глубину .
На Воздвиженье , да , не забыл :
Впрямь, не прячась , калеченный конюх ,
воду нёс для купели , иконы ...
Отче наш вдовьих чад окрестил.
Дымоносами веется ладан ,
голубой дым - я вспомнил лицо
восприемника , крестным отцом
не назвал ... Ты прости меня , Христа ради .
*
Сколько нужно любви и печали ,
сколько жизни и мудрости лет ,
чтоб поэта родить той земле ,
не крестили где и не венчали ?
Мы , послевоенные детки нашего огромного , 48-ми квартирного , деревянного дома ,
с кем- то из взрослых встречаем священника . Встречаем не на причале, куда швартуются лодки , а со стороны леса . Он причалил с другой стороны нашего острова . Ему нужно , чтобы его не видели советские богоборцы . Я понимаю , что он не с нашего посёлка , и одет он не так , как наши мужики , он улыбается , чего у наших бывает только по пьнке и при получке денег.
Дядя Гена конюх больницы , хромой , но ходил он без палок и дядя Федор , сапожник , ходил при помощи двух палок , вот двое , кто прислуживает батюшке , они же и наши восприемники . Женщины в назначенную комнату снесли иконы , на табуретки выставили детскую ванну и налили воду .
Освящает иерей комнату , освящает воду . Из кадила идёт вкусный дым , я такого в лесу не нюхивал . Сейчас , когда с того момента прошло года шестьдесят три , молитву священника я не слышу , а слышу тишину в доме . Обычно ходуном ходящий дом спокоен , как в ночной час. Грудных детишек кунают в купель , нас до пят окатывают водой ... В квартире натоплено и я замечаю : мама подаёт мне целую , почти новую рубаху . Яркая лампочка в патроне нас церковно освещает . (Обычно лампочки маленькие и тени в углах страшные , а этой свет , как от солнышка в марте . Нам , пяти - семи ребятишкам , дают с ложечки причастие : хлеб и вино .Всё проходит скрытно , коммунисты не появлялись ... Мы провожаем священника до леса , касаемся его рук и идём домой . Завтра мама с меня рубашку снимет до праздников .
Ещё говорит , чтоб я ни кому не "сказывал" о батюшке и о крещении .
***
6. Всему свое время , и время всякой вещи под небом ( книга Екклизиаста)
На высоком , гранитном берегу Белого моря стоит поморская деревенька Ковда , известна она от времени Иоанна Грозного . Через залив по зимнику до неё от нашего посёлка четыре километра . И с утра воскресного дня мы , пацанчики шести , семи лет пошли в деревню на "картину" т.е. кино . Кино было про китайцев . Какой-то секретный пакет перевозили под хвостом барана .
Когда вышли на улицу после тёмного зала , на снег было больно смотреть от солнца . Видимо , был март . В марте солнце такое, хоть на завалинке сиди и грейся.
Что входит в нас и осознаётся до первых десяти лет , до отрочества , остаётся на долгие годы . Не просто остаётся , а становится не осознавемой целью . Ты многое отвергнешь в жизни , очень многое будет не нужным . Но те минуты неизгладимы , они и ведут нас к цели , как маяки . Маяки нашей детской памяти . Здание церкви мне открылось , когда привыкли к свету глаза . Я понимал , что не видел я таких зданий . Я не понимал назначения . Зачем оно построено . Друг , Аркадий , старше меня оглянувшись , ответил : молиться Богу .
Шёл тридцать седьмой год Советской власти , в какие уложились бы полтора поколения , а мы уже не знали церквей . Аркадий он жил в этой деревне и знал . Из поселковых не знал никто, и мы ...крещенные.
Спросил маму . Она ответила : ты крещён этой церковью , помяни слово моё , придёт время церковь вернётся , ты будешь понимать больше моего . В церкви молятся Богу . Молиться значит говорить с Богом . Всему свое время ...
и время пришло , мама . Мама, на дворе 21-ый век , Трудно мне даётся моё устройство души и духа . Трусость мешает . Если бы я тогда , встал рядом с тобой , у меня была бы наша с тобой молитва . Но , слава Богу за всё и всему своё время .
***
7. День памяти великого Иосифа ...
Вчера , 21 -го декабря была самая длинная ночь . В ней и родился наш великий вождь Джуга , значит стальной , значит Сталин. Я помню , как трепетно о нём говорили , повидавшие на фронтах всё и смерть , покалеченные орденоносцы , как об отце сейчас не говорят , как поэты о мамах .
Весь пятьдесят третий год я гаврошествую . Детский сад закончил на год раньше . Мама рада моей рассудительности . Я ношу домой дрова и воду . Вода у нас под школьной горкой и до колодца километр . Толи на коромысле с вёдрами , толи на санках с ушатом . Печку мама топить мне не разрешает . Старший брат в Армии , средний в фабричном училище . Кино и радио - вот моя информация о жизни . Чёрный динамик по времени передаёт новости , музыку и рассказы .
Утром тревожно и долго пел заводской гудок . Глубокий снег Заполярной зимы осел . Будто плечи опустил . . Он стал густым и тяжёлым , как сырой песок . Но будут ещё морозы . "Марток , не снимай порток". Окрепнет наст и тогда , хоть на все четыре стороны беги , как по асфальту . И в лес за шишками , и дровами , и лодку проверить ... А сегодня , 5 - го марта он лежит тяжёлый , льдистый , не детский .
Мы с другом запускаем газетные , горящие конусы . Дымные траектории их должны заканчиваться в ведре с растаявшим снегом . Слышно: включается радио . Мы затихаем . Голос такой из динамика , какого на посёлке я не слышал ... может чуть похож на голос крестившего нас батюшки ... ...
Умер Сталин . Тревожно , сколько есть пару , и с переливом , разносится по всей округе заводской гудок . Мы будто осознаём смерть великого вождя , будто мартовский , тяжёлый снежище на плечах . Мы не плачем . Мы сопереживаем со взрослыми , а те растеряны , и как водится у русских , молчаливы , и только цыкают на нас , мы и так ходим на цыпочках. Помню маму, она сидит на стуле , положив руки на колени . Наверно , в другой раз говорит , что погибло много народу в давке ...
Не мог он уйти без дополнительных жертв , будто много миллионных жертв ему мало . Вот и молчим , не желая судить его ... впрочем суд состоялся . И не нам теперь судить .
Ясно , что жизнь духовная начинается с крещения . От крещения наша мера жизни , но чем её измерять ? Жертвами ?
***