Мера жизни 7- время великому Иосифу

Владимир Третьяков 13
   4.    Крещается раб Божий Иоанн  .

    Не потому , что современные крестные  мамы с высокими причёсками , в коротеньких юбочках , с заиконным  макияжем  - ну , ни как не подготовлены и   не соответствуют духу таинства Крещения , нет . Не потому , что позови  я  восприемника крещаемого , он не отзовётся по не знанию , что он и есть крестный отец , нет .  Не потому , что младенца крестить нет такой острой необходимости , что он  лет до семи , перед Самим Господом не грешен , и крестят младенца без его воли , нет .

    Не надо бы ... а как не умиляться , когда увидишь лицо крещаемого, сладко спящего с пустышкой во рту ,  скошенной на бок , на руках священника ! 
    Поднимает он его выше , выше ко Христу , громко поёт : Крещается раб Божий Иоанн !  Как услышу слово :  " раб Божий Иоанн "  , так  и замкнёт слеза веки мои ... Раб Божий спит себе  , а мне до слезы лишь веко приопустить . И слава Богу ! 

  5.     Моё крещение  и пятьдесят третий год прошлого века.
            
                Не прощённым я в жизни гощу ,
                заходя за границы  запрета ,
                привыкая к потерям , ищу
                юных листьев осиновый  трепет .

                Просветлели в День скопы  осин ,
                Облетели багрянцем на заводь .
                Так светлеют в о время крестин
                наши  души на славу - во славу !

                Светлой заводью в неизречённом ,
                я увижу мой Край  и страну ,
                словно рощу  с земли озарённой ,
                восходящей  души  глубину .
   
                На Воздвиженье , да , не забыл :
                Впрямь, не прячась , калеченный  конюх ,
                воду нёс для купели , иконы ...
                Отче наш вдовьих чад окрестил.

                Дымоносами веется ладан ,
                голубой дым - я вспомнил лицо
                восприемника , крестным отцом
                не назвал ... Ты прости меня , Христа ради .
                *
               
                Сколько нужно  любви и печали ,
                сколько жизни и мудрости лет ,
                чтоб поэта родить той земле ,
                не крестили где и не венчали ?

       Мы , послевоенные детки нашего огромного , 48-ми квартирного , деревянного дома ,
   с кем- то из взрослых встречаем священника . Встречаем не на причале, куда швартуются лодки , а со стороны леса . Он причалил с другой стороны нашего острова . Ему нужно , чтобы его не видели советские богоборцы .  Я понимаю , что он не с нашего посёлка , и одет он не так , как наши мужики , он улыбается , чего у наших бывает только по пьнке и при получке денег.

     Дядя Гена конюх больницы , хромой , но ходил он без палок и дядя Федор , сапожник , ходил при помощи двух палок ,  вот двое , кто прислуживает батюшке , они же и наши восприемники . Женщины в назначенную комнату снесли иконы , на табуретки выставили детскую ванну и налили воду .

       Освящает иерей комнату , освящает воду . Из кадила идёт вкусный дым , я такого в лесу не нюхивал . Сейчас , когда с того момента прошло года шестьдесят три , молитву священника я не слышу , а слышу тишину в доме . Обычно ходуном ходящий дом спокоен , как в ночной час.  Грудных детишек кунают в купель , нас до пят окатывают водой ... В квартире натоплено и я замечаю : мама  подаёт мне целую , почти новую рубаху . Яркая лампочка в патроне нас церковно  освещает . (Обычно лампочки маленькие и тени в углах страшные , а этой свет , как от солнышка в марте . Нам , пяти - семи ребятишкам , дают с ложечки причастие : хлеб и вино .Всё проходит скрытно , коммунисты не появлялись ... Мы провожаем священника до леса , касаемся его рук и идём домой . Завтра мама с меня рубашку снимет до праздников .
    Ещё говорит , чтоб я ни кому не "сказывал" о батюшке и о крещении .               
               
         
                ***

  6.   Всему свое время , и время всякой вещи под небом ( книга Екклизиаста)
       
    На высоком , гранитном берегу Белого моря  стоит поморская деревенька  Ковда , известна она от времени Иоанна Грозного .  Через залив по зимнику до неё  от нашего посёлка четыре километра . И с утра воскресного дня мы , пацанчики  шести , семи лет пошли в деревню на "картину" т.е. кино . Кино было про китайцев . Какой-то секретный пакет  перевозили под хвостом барана .
 
     Когда вышли на улицу после тёмного зала , на снег было больно смотреть от солнца . Видимо , был март . В марте солнце такое, хоть на завалинке сиди и грейся.

       Что входит в нас и осознаётся до первых десяти лет , до отрочества , остаётся на долгие годы . Не просто остаётся , а становится  не осознавемой целью . Ты многое отвергнешь в жизни , очень многое  будет не нужным . Но те минуты неизгладимы , они и ведут нас к цели , как маяки . Маяки нашей детской памяти . Здание церкви мне открылось , когда привыкли к свету глаза . Я понимал , что не видел я таких зданий . Я не понимал назначения . Зачем оно построено . Друг , Аркадий  , старше меня оглянувшись , ответил : молиться Богу .

     Шёл тридцать седьмой год Советской власти , в какие уложились бы полтора поколения , а мы уже не знали церквей . Аркадий он жил в этой деревне и знал . Из поселковых не знал никто, и мы ...крещенные.

     Спросил маму . Она ответила : ты крещён этой церковью , помяни слово моё , придёт время церковь вернётся , ты будешь понимать больше моего . В церкви молятся Богу . Молиться значит говорить с Богом . Всему свое время ...
      
     и время пришло , мама . Мама, на дворе 21-ый век , Трудно мне даётся моё устройство души и духа . Трусость мешает . Если бы я тогда , встал рядом с тобой , у меня была бы наша с тобой молитва . Но , слава Богу за всё и всему своё время .
 
                ***


   7.       День памяти великого Иосифа ...

        Вчера , 21 -го декабря была самая длинная  ночь .  В  ней и родился наш великий вождь Джуга , значит стальной , значит Сталин. Я помню , как трепетно о нём говорили  , повидавшие на фронтах всё и смерть , покалеченные орденоносцы , как об отце сейчас не говорят , как поэты о мамах .

       Весь пятьдесят третий год я гаврошествую . Детский сад закончил на год раньше . Мама  рада моей  рассудительности . Я ношу домой дрова и воду . Вода у нас под школьной горкой и до колодца километр . Толи на коромысле с вёдрами , толи на санках с ушатом . Печку мама топить мне не разрешает . Старший брат в Армии , средний в фабричном училище . Кино и радио - вот моя информация о жизни . Чёрный динамик по времени передаёт новости , музыку и рассказы .

        Утром тревожно и долго пел заводской гудок . Глубокий снег Заполярной зимы  осел .  Будто  плечи опустил . . Он стал густым и тяжёлым , как сырой песок . Но будут ещё морозы . "Марток , не снимай порток". Окрепнет наст и тогда , хоть на все четыре стороны беги , как по асфальту . И в лес за шишками ,  и  дровами , и лодку проверить ... А сегодня , 5 - го марта он лежит тяжёлый , льдистый , не детский .

         Мы с другом  запускаем газетные , горящие конусы . Дымные траектории их должны заканчиваться в ведре с растаявшим снегом . Слышно: включается радио . Мы затихаем .  Голос такой из динамика , какого на посёлке я не слышал ... может чуть похож на голос крестившего нас батюшки ...   ...
      Умер Сталин .  Тревожно , сколько есть пару , и с переливом , разносится по всей округе заводской гудок . Мы будто осознаём смерть великого вождя , будто мартовский , тяжёлый  снежище на плечах . Мы не плачем . Мы сопереживаем со взрослыми , а те растеряны , и как водится у русских , молчаливы , и только цыкают на   нас , мы и так ходим на цыпочках. Помню маму, она сидит на стуле , положив руки на колени . Наверно , в другой раз говорит , что погибло много народу в давке ...
      
        Не мог он уйти без дополнительных жертв , будто много миллионных жертв ему мало .  Вот и молчим , не желая судить его ... впрочем суд состоялся . И не нам теперь судить .

          Ясно , что жизнь духовная начинается с крещения . От крещения наша мера жизни , но чем её измерять ?  Жертвами ?

                ***