Дорогой на Берлин. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
   КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.» 

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.
               
               
                ДОРОГОЙ НА БЕРЛИН

«У дерева есть корни, у людей — прошлое. Отсеки корни - усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих дедов и отцов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его - злое или доброе - остаётся. И от того, какое дело оставлено, живущим радость или тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не умножать горя, живущие должны знать, откуда что проистекает», — говорит писатель Исай Калашников.

Наша теперешняя мирная жизнь проистекает, говоря словами этой цитаты, из Великой Победы 1945 года, завершившей изнурительную и самую жестокую войну человечества.

Об этой войне и об этой Победе написаны сотни книг, журнальных и газетных статей, научных исследований и художественных произведений.

И всё-таки эта тема неисчерпаема. Решая вопросы сегодняшнего дня и дней грядущих, человечество будет оглядываться на события этого грозного времени, когда мір был расколот и стал на грань добра и зла. Перейти эту грань из света во тьму не позволил простой советский человек-труженик, ставший в лихую годину воином.

Всё дальше от нас во времени этот День Победы. Все меньше среди нас тех, кто воевал. Рассказы этих людей — бесценные крупицы нашей памяти.

Когда читаешь книгу о войне — это одно. Но если перед тобой сидит человек, который спокойно, словно о вчерашнем, будничном рассказывает о том, как его танк мчался к Берлину, а потом "полз", цепляясь за каждый метр, по его улицам, то чувство, которое тебя при этом охватывает, не поддается описанию.

Мой собеседник, Федор Михайлович Хохлов, необыкновенно скромный человек, он не любит говорить о себе. Многие до недавнего времени даже не знали, что он - участник штурма Берлина.

Вот лежит небольшой блокнот, сорок четыре страницы которого исписаны чертежным почерком. Здесь записана лекция «Завершающий этап Великой Отечественной войны». Текст насыщен фактами; цифрами и датами. Из них хорошо вырисовывается образ последних перед Победой дней. И ни разу в этой лекции Федор Михайлович не употребляет Местоимение «Я». А ведь он — непосредственный участник этих событий.

В ноябре 1944 года Ф.М.Хохлов закончил с отличием 3-е Харьковское танковое училище. Новоиспеченного младшего лейтенанта военная судьба забросила прямо к Висле. Первое, что пришлось делать,— тщательный осмотр и ремонт боевых машин. Эти приготовления возбуждали у танкистов предчувствие больших событий.

И началось! 513-й танково-огнеметный полк в составе второй штурмовой бригады I-го Белорусского фронта устремился к Одеру. За двадцать дней прошли с боями 600 километров.

Вот и Одер. До Берлина оставалось совсем ничего - для танка Т-34 всего два-три часа хода: но 16 дней преодолевали это расстояние наши войска.

Приказ: «Форсировать Одер!»

Федор Михайлович вспоминает:
— Самые тяжелые минуты на фронте — мирные, когда выстраивает нас командир и отдает приказ: «Наша задача - завоевать эти позиции...» Все стоят с отсутствующими лицами. Каждый понимает всю опасность предстоящего и, чего греха таить, боится. Потом страх проходит. В бою некогда переживать. Ты занят танком,   людьми, которые тебя окружают. Случалось, в бою ранят... Если не тяжело — человек даже не заметит. Опасности не чувствуешь. Робости нет. Из всех твоих мыслей остаётся одна: «Надо!». Всё в тебе подчинено одному: «Даёшь Берлин — и кончено!»

В конце апреля Федор Михайлович, тогда командир танка, увидел издали Берлин. У ног его река Шпрее текла туда, в город, который предстояло взять штурмом.

Федор Михайлович рассказывал мне, как они шли по Берлину. Каждый дом, каждый перекрёсток брали с боем. Хорошо, если хотя бы несколько метров удавалось пройти по улице, но чаще — башню назад и — в пролом, через стену, проходными дворами.
Все улицы обстреливались или были завалены разрушенными домами.

Второго мая его танк не сделал ни одного выстрела. «Солдатский телеграф» донес о сдаче в плен командующего гарнизоном города генерала Вейдлинга. На следующий день танк Хохлова и танки его боевых товарищей были выведены в пригород Берлина.

Спрашиваю: «Как вы встретили сообщение об окончании войны?» Многие ветераны рассказывают, что в эти минуты начинался импровизированный салют — стреляли из пистолетов, автоматов, ракетниц...

— Мы — нe стреляли. Надоело. Лишний раз нажимать курок... Нет, мы не стреляли. А радость была необыкновенная, особенная, такой больше ни разу не испытывал. Тяжелую работу кончили, как не радоваться...

С военной службы Федор Михайлович ушёл в 1946 году. Вернулся на завод, проходную которого он впервые переступил еще «фабзайцем» (фабрично-заводское училище) в 1921 году. Успел до войны закончить рабфак, НКИ (Николаевский кораблестроительный институт), работал конструктором.

Двадцать лет был Федор Михайлович начальником конструкторского бюро МЗК. А когда вышел на пенсию, к его боевым наградам прибавилась медаль «Ветеран труда».

В стихотворении, которое Федор Михайлович посвятил Дню Победы есть такие строчки:

«...народ вспоминает поныне,
как последние залпы
гремели в фашистском Берлине».

Мы помним! Мы всегда будем помнить, какой ценой завоевана Победа!

7.5.83г.

                Л. ХАСХАЧИХ
P.S. 2015 года: "Забыли! Многие забыли. И вновь льётся кровь. Сколько поколений будет расплачиваться за потерю памяти, за потерю корней?