Платиновый метр

Роман Вассер
Только дома или в путешествии можно отключиться от происходящего, в тихой и спокойной обстановке подумать о своём. Включить музыку и расслабиться. Я не помню, слушал ли я "Ancien Regime" во время последней своей поездки в Питер, или не слушал. По-моему, всё-таки слушал, потому что вроде бы видел недавно их песни в папке «Питер 2014». Я создаю такие папки в своём плеере. Не то чтобы как-то специально – скорее это выходит случайным образом, когда перед поездкой я скачиваю музыку из интернета и думаю, что это ассорти нужно поместить куда-то отдельно, потому что старые треки меня уже порядком достали, но удалять их лень – всё равно памяти ещё много. Но речь конечно не о группе, название которой переводится как «Прогнивший режим» или видавшем виды плеере и даже не о моей работе -  речь пойдёт о Санкт-Петербурге, который я когда-то так полюбил.

Впервые я оказался в Питере году так в 2003 – запомнил лишь потому, что город отмечал тогда свой трёхсотлетний юбилей. Триста лет – шутка ли, за такой период времени чего только не происходит. Так вот, я был тогда ещё совсем юным, учился в пятом классе, и за эти три дня, что провёл там с экскурсией ничего толком и не понял. Нет, я был конечно в Царском селе, зоологическом музее (очень удивило тогда чучело огромного океанского краба с длиннющими ногами, чьё земное происхождение вызывало тогда у меня сомнение); видел, как разводят мосты, но каких-то особых эмоций я не испытал. Может быть, я был слишком мал или поездка оказалась недостаточно продолжительной, или дело было в том, что я ездил в составе многочисленной группы однокашников.

Всю прелесть одиночных поездок «дикарём» я понял спустя десять лет (как символично!), когда после третьего курса института захотел вдруг устроить себе небольшое путешествие. Не знаю, почему выбор вновь пал на Питер – скорее из-за любопытства, потому что после первого визита какого-то страстного рвения в этот город у меня не наблюдалось. Наверное, я просто нашёл  город  на Неве несколько предпочтительней других для посещения.

В наш век многие вещи можно делать по-Интернету, буквально не выходя из дома, поэтому я решил заказать  авиабилеты и забронировать гостиницу таким вот непривычным для меня способом. Кстати, небольшой такой совет – очень выгодно покупать сразу билеты в оба конца – у меня получилось тысячи на три дороже железнодорожных, но время в пути я сэкономил два дня.

Запомнился случай,  произошедший  прямо перед вылетом – я расположился в зале ожидания и напротив меня сидела пара с ребёнком, которые судя по разговору, навещали своих родных и собирались возвращаться обратно в Питер. Так вот, рассматривая зал, я заприметил огромного такого майского жука, который полз по полу и переливался всеми цветами радуги. Он передвигался нехотя и неторопливо в сторону внутренних помещений, и было понятно, откуда он попал в зал – через автоматические двери со стороны взлётно-посадочной полосы. Все сидевшие в зале уже успели заметить его - кто-то улыбнулся, а кто-то показывал пальцем в сторону маленького путешественника и удивлённо обсуждал его появление с сидевшим рядом с собой будущим попутчиком. В один из моментов мужчина напротив – он был лет сорока с аккуратными усиками аля Сальвадор Дали,  также заметив насекомое, встал и направился в сторону жука. Подойдя к нему, он взял его на руки и пошёл к дверям, ведущим наружу. Мужчина пересёк с жуком в ладони весь зал, вышел на улицу и выпустил его там. Весь зал одобрительно затих, у людей заблестели глаза, а мужчина вернулся к семье, и молча присел. Меня тоже поразил этот случай, - стало так тепло на душе и я сел на свой рейс в отличном расположении духа ( Потом я делился этим случаем с кем-то из своих, но в ответ услышал лишь непонимающее «И что?», после чего история несколько подзабылась, но недавно вновь вспыхнула в моей памяти с новой силой).

Полёт прошёл по плану  – полтора часа и вот я уже стою на выходе из аэропорта «Пулково».  По воле случая поехал я тогда один – у кого-то из друзей не было денег, к то-то работал, но мне даже показалось это интересным, хотя и предстояло одному провести в чужом городе целых две недели (на меньший срок я ехать не хотел). В руках  - небольшая, но тяжёлая до невозможности сумка. Пять или пол шестого утра. Ещё дома, наведя немного справки, я знал, на какой маршрутке мне можно было доехать до ближайшей станции метро, и с довольным видом пошёл к нужной, в то время как некоторые стояли в смятении перед вереницей машин и пытались разобраться, куда им садиться. Захожу в маршрутку одним из первых и сажусь ближе ко входу, чтобы потом удобнее было выходить. Немного ждём остальных, после чего водитель кавказской наружности резко трогается и аэропорт плавно исчезает где-то позади. В салоне тесно, по ходу движения набирается много народу, сумку приходится держать на коленях, но я даже не замечаю неудобств – любуюсь широкими проспектами, безоблачным небом и цветущей повсюду зеленью. Так необычно -  каких-то пару часов назад колесить по своему городу и очутиться  вдруг на совсем незнакомых, но почему-то таких притягательных питерских улицах.

***
Станция «Московская» - с неё начинается Питер для туристов. Ну, для тех, кто не захотел воспользоваться услугами РЖД, по крайней мере. Это самая ближайшая к аэропорту станция метрополитена, от неё даже ходят специальные маршруты, которые по пути больше нигде не останавливаются. Как огурец из банки вылетаю из вынужденно «заниженной» ГАЗельки и спускаюсь на станцию. Ещё до поездки я решил, что будет удобнее купить проездную карту – так называемый «Подорожник», а не выгребать каждый раз мелочь из карманов при оплате жетонов. Терминал проглотил несколько десятирублёвых монет и завис – вот незадача. Хотя признаться честно – поделом мне, потому что ранее в маршрутке я прокатился зайцем, но не стал этого описывать раннее из-за бесстыдности поступка, но раз уж я решил говорить откровенно, но не будем опускать и такие вот моменты.  Мгновенная карма! Что интересно, подобные мистические случаи (не связанные с проездом) происходили потом со мной в Питере не один раз.

Далее с пересадкой я доехал до «Чкаловской», перекусил в местной кафешке и часа два бродил по Петроградскому району в ожидании того, пока освободится мой номер. Ехать куда-то далеко с тяжёлой ношей было лень, но и сидеть сложа руки не хотелось.  Убив время, нашёл свой хостел и следуя указателям на стенах поднялся на второй этаж, где рассчитывал найти администратора. Что улыбнуло – когда я его искал, то увидел на кухне какого-то полуголого мужика в полотенце и морской фуражке. Я спросил у него, где администратор, на что он сказал, что сейчас позовёт его и куда-то удалился. Спустя пару минут мужчина вернулся, но уже одетый и с улыбкой объявил, что он-то дескать, и является администратором!  Вот это я понимаю чувство юмора! После непродолжительного разговора о жизни, цели прибытия и оплаты номера я заселился в свой номер. Он был обставлен не особо богато конечно, но был довольно-таки аккуратным и приятным. Но хостел больше всего понравился мне своим расположением – он находился прямо в одном из узнаваемым по фильмам «жёлтостенных» дворов-колодцев;  а ведь многие любят Питер именно за них.
Завтрак в стоимость номера не входил, поэтому с утра я подкреплялся в основном в той же самой кафешке, в которой позавтракал в первый же день. Я даже завёл там небольшую традицию – каждый день пробовать разные сорта чая. Ну а обед и ужин – где получится, хотя вечером в основном я покупал полуфабрикаты и готовил их в хостеле.

Кстати, ещё перед поездкой я составил некоторого рода план, в котором отразил все места, куда я хотел бы сходить, расписал практически по дням и старался ему следовать. Так, я запланировал посещение все того же Зоологического музея, Кунсткамеры, Петергофа, дома Бака, Эрмитажа, Летнего сада и многих других мест. Также у меня были заранее купленные билеты на пару инструментальных концертов, театр и балет. Просвещаться, так просвещаться решил я. Когда я ещё так куда-то съезжу…

Знаете, что мне безумно нравилось – так это ход времени. Дни шли просто неимоверно долго - во многом благодаря тому, что я достаточно рано вставал и весь день куда-то ездил и где-то ходил - и они получались чересчур насыщенными и какими-то нескончаемыми. С работы почти не звонили, а если и звонили, то я «отшивал», радостно заявляя, что я в отпуске и нахожусь в другом городе. Обычно сразу отставали, не хотели переплачивать за связь.

Так я и жил эти две недели – в бесконечных походах в театры, музеи и на концерты. Я лежал на траве в парках (как многие делают), слушал музыку и просто пялился в чудесное синее небо с пушистыми облаками наверху. Я до ночи гулял по Дворцовой площади, Невскому проспекту, Елагину острову или вовсе мог уехать в отдалённый Приморский район и прогуливаться там, среди обычных жилых массивов без какого-либо намёка на искусство.  Однажды в парке у Мариинского театра я отдыхал на газоне и убивал время, поскольку до начала «Лебединого озера» оставалось целых три часа, а ноги сильно устали после продолжительной ходьбы. Я обратил внимание на бездомного, который подходил к прохожим и спрашивал закурить, но ни у кого не было сигарет или же никто не хотел его «угощать». Бродяга подошёл ко мне и как и следовало ожидать, спросил курева и у меня. У меня также не оказалось так нужного ему табака, но тем не менее, у нас как-то завязался разговор и мы познакомились. Он сказал, что является сиротой и родом из Марий-Эл, в Питере он около года и до этого был во многих городах. На вид ему было не более тридцати лет, он был побрит и опрятен, в поношенной, но не грязной одежде. Я слукаваил и если мне не изменяет память, «автостопщиком». Как-то быстро мы нашли общий контакт и он предложил мне посмотреть злачные места Питера, «жизнь улиц», на что я согласился, так как мне это действительно было интересно. Думаю, нет нужды описывать все те места, где мы были – я даже названий то не запомнил, но позабавило, что мы подходили к панкам, самым настоящим, «тру-панкам» и общались с ними, добывали «халявной» газировки. Он объяснял мне, где я могу переночевать, так как я несколько утаил правду, сказав, что меня очень мало денег; рисовал на бумаге какие-то красивые узоры наподобие узоров майя.  Что меня поразило - очень он долго искал место, где не было бы людей, чтобы культурно справить нужду, хотя бездомным обычно фиолетово до каких-то норм морали.  При этом за всё время нашего кратковременного знакомства я не слышал от него ни одного ругательного слова. Также он говорил, что живёт у какого-то байкера, который его приютил и не разрешает пить. Пожалуй, именно тогда я отделил для себя два понятия – «бомж» и «бездомный».  Бомж пьёт «фанфурики», ест бродячих собак и голубей, срёт в штаны, не хочет работать и отправляется к праотцам  в пьяном бреду из коллекторов и прогнивших домов, а бездомный не теряет человечности даже без крова над головой - он работает, он хоть и получает какие-то «кутарки», но не опускается до воровства и не встаёт на путь деградации.  Бомж и бездомный – это совершенно разные вещи, это вам не поребрик с бордюром. Проведённые с бродягой часы ( к сожалению не помню его имени) и последующее посещение «Лебединого озера» (какой контраст!) стало одним из моментов, запомнившихся мне на всю жизнь. Вернулся домой, я кажется, совсем другим человеком и мне понадобилось много времени, чтобы это осознать – пока я не поехал в Питер в третий раз.

Помнится, по возвращении я пытался сесть и написать небольшой рассказ о своей поездке в Питер, вроде того, который вы читаете сейчас, но как-то «не срослось» - не было времени или я просто поленился, уже и не помню даже. Далее каждый год я вновь ездил в Петербург – с подругами или как во второй раз – один, курсантом или уже действующим сотрудником, в компании или одиночестве, с разными настроениями и мировоззрением. В последний раз я даже запланировано купил в Питере самокат и колесил по улицам на нём, но пожалуй ничего уже не затмит той, первой моей взрослой и самостоятельной поездки в Петербург. Я почувствовал, что во время отпуска всегда нужно куда-то уезжать, видеть новые улицы и новых людей, кардинально менять обстановку и тогда и только тогда можно по-настоящему отдохнуть.  Но только недавно, увидев открытки со знакомыми и такими родными местами,  я понял, что меня так туда тянуло, вспомнив «Тошноту» Жан-Поль Сартра. Вспомнив Анни, которой Рокантен нужен был только как «платиновый метр, который хранится где-то, не то в Париже, не то поблизости», чтобы знать,  глядя на него, такого неизменного и непоколебимого, насколько за всё это время изменилась она сама. 

Узнавая Питер я узнаю самого себя, как бы пафосно это ни звучало. Приезжая в который раз в этот славный и чудесный город, я преклоняю голову перед его подвигом, перед его прошлым и настоящим и подытоживаю,  что во мне переменилось с прошлой поездки, чувствую себя. И под грустный плач скрипки или стоя у музейных экспонатов; любуясь просторами Таврического сада или Петергофа, в сотый раз заходя во двор дома Бака на улице Кирпичной, под размеренный стук колёс старого трамвая, видевшего тысячи и тысячи людей, я вновь обрету душевный покой, вновь осознаю самого себя. И под  желтеющим листопадом, чувствуя нежное ласкание осеннего ветерка, вспомню о всех тех, кто ждёт меня дома и о ком я так скучаю. Оставлю свой «платиновый метр» под  заботливую опеку матушки Невы и поеду домой.