Дело было на Покров. Часть 1

Надежда Суркова
         Сказка

Сказка-быль, а может, небыль,
Мне никто о том не ведал,
Как пришла ко мне идея.
Не понятно только, где я:
В том ли веке или в этом?

Дело было все не летом,
Время шло уже к зиме.
Что-то вздумалось вдруг мне
Рассказать вам эту сказку.
Но пока это присказка.

Расскажу я по порядку:
Жили были дед и бабка,
Да не где-то, а у речки.
Дом стоял там старый с печкой,
С развалившимся крылечком.

На одну уже сторонку
Повалилась их избенка.
Прохудилась в ней и крыша,
Источили, видно, мыши.
Дверь скрипит, а половицы –
Будто плачут там девицы.

Да плетень, что возле хаты, ¬-
Неплохим он был когда-то,
А теперь одно названье,
Не плетень, а наказанье.

Палок семь, а может, боле,
Да на то есть божья воля.
Время ведь свое берет,
Сожжено все наперед.

Коль избушку снег заносит,
Дед те палки в дом приносит –
На растопку для печи,
Когда холодно в ночи.

Заготовить дров бы впрок –
Не единым был урок,
Да что толку, вот мученье,
От старухина ученья!

Ветры в поле чуть задуют,
Деда с бабкой сразу сдует:

Дед на лавке у печи,
На бандуре лишь бренчит,
Бабка жарит калачи
Да на старого ворчит.

Дед живет, как бы в упряжке,
Проклиная век свой тяжкий:
Ведь старуха без конца
Соки жмет, как с молодца,
С мужа старого, седого,
Глуховато-шебутого.

Он где слышит, а где нет –
На вопрос найдет ответ.
Сразу горло он дерет,
Все его никак неймет!

Летом дед сидит на лавке
Под березою, что славно
Много лет в саду стоит,
Дед там что-то мастерит.

Утварь бабке по хозяйству –
Он по дереву был мастер.
На базар изделья вез
И менял там на овес.

Конь был раньше, как детина,
Да подохла та скотина.
И последние годочки
К ним не едет что-то дочка –
Позабыла стариков…

Дело было на Покров…

Замесила бабка тесто,
А старик лежит – ни с места!

Бабка глянула на деда,
И терпенью нет предела!
– На тебя глядеть-то жалко,
Ты прирос к своей лежанке!

Все лежишь там на дерюге…
Подтяни свои подпруги,
Да валяй неси мне дров!
Вишь, погода на Покров
Разыгралась спозаранку,
Отрывает ветром дранку.

Аль не слышишь, я сказала?
Принеси, что наказала!
Вроде ты с утра не пьян,
А лежишь, как тот чурбан!

Но старик лишь повернулся
Да ехидно ухмыльнулся.
Почесал себе затылок…
Посмотрел на ряд бутылок,
Что под лавкою стояли,

От огня в печи играли
Цветом красным по краям –
Масло налито ведь там,
Впрок на зимушку стояло,
На овес его меняли

Вот уж несколько так зим.
А коль он не нужен им –
Все меняли на харчи
Да варили себе щи.

Но беда была с дровами:
Приносил их дед едва ли,
Падал сразу и кряхтел,
Уж какой он год пыхтел!

Дрова кончились  весною –
Стала жизнь совсем худою.

Делать нечего, встает,
Хоть зевота рот дерет.
А погодушке неймется,
И старуха не уймется!

– Ты ж, старуха, не ори!
Ты мне дело говори.
Че тебе чичас принесть:
Дров, воды – али поместь
По сусекам, что в анбаре?

Да пройдет то время даром,
Пусто было там вчерась!
Что зудишь ты, как пчела?!
Мало мне тебя учить,
Ух, привыкла лишь нудить!

Доберусь ужо до палки –
Так огрею в перепалке!..
А старик был, хоть и жидкий,
На язык уж больно прыткий!

Разошелся не на шутку…
– Рот закрой хоть на минутку! –
Кричит старая ему, –
Все равно я не пойму!

А старик-то не уймется,
И теперь он не смеется:
– Ишь горланить все привыкла,
Голова трэшшыт от крика!

Зряшно глотку не дери,
Та сама ступай к двери.
Дай мне шапку! Да потом
Ту веревку с топором!

Принесу, добуду дров,
Грех нам мерзнуть на Покров!..
Только бельмы не таращ,
Раньше времени не плачь!

Кулачищем не тряси,
По-людскому попроси!
Что с утра зазряшно лаять,
Ишь привыкла меня маять!..

А порой грозишь ухватом,
Как оружиём проклятым!
Им всю жисть меня стащаешь,
Не ворчишь, а просто лаешь!

До костей аж пробрала!
Вон бы в хате прибрала!
Было б сил моих поболе,
Да была бы моя воля –
Я задал те трепача,
Получила б калача!!!

Все неси ей да неси,
Где же силы брать , спроси!..

Раскудахтался старик,
Покряхтел да поворчал,
На старуху покричал,
Нахлобучил свою шапку,
Одежонку сгреб в охапку.
Сел на лавку у печи,

А старуха:
– Не бурчи!
Одевайся поживей,
Лень с дровишками развей!

Затрусил дед по дорожке,
А старуха из окошка
Кулаком ему вослед:
– На тебя ль управы нет?!

Дед бредет искать дровишек.
Даже стайки воробьишек
Не встречаются. В лесу
Вдруг увидел он лису!

Под высокою сосенкой,
Дятел где долбил так звонко,
Лапу ей капкан прижал,
Крепко лисоньку держал.

Кровь из лапочки сочится,
Плачет бедная лисица…
Прытко к ней старик бежит –
Аж от радости дрожит!

Кинул в снег он рукавицы,
Что вспорхнули даже птицы.
Топор вытащил дед ловко,
Размотал скорей веревку.

Подбегает он к лисе –
Счастлив, как на веселе!
Да не тут-то ему было,
Вдруг… лиса – заговорила!

Голос тонкий, как девичий,
С переливом, словно птичий:
– Отпусти меня, старик,
Будешь ты богатым вмиг!

Отплачу тебе добром,
Коль отпустишь. Серебром
Кошелек наполню твой.
Отпусти меня домой…

Все, что сердце пожелает, –
Кошелек об этом знает.
Только стоит потрясти,
И начнет он вмиг расти:
Наполняться серебром,
Медью, золотом, добром.

Лишь слова скажи при том:
«Кошелек ты мой бездоный,
Я хозяин твой законный.
Сослужи ты мне не в службу,
Как награда в нашу дружбу!»

Он же сразу раздобреет
И глаза твои погреет
Серебром иль золотишком.
Ты не жадничай уж слишком!

Говори да не кричи.
Ну а лучше ты молчи,
Про себя слова шепчи.
Можешь ты меня спасти,
Умоляю: отпусти!..

Мне б успеть к своей норе –
Ждут детишки на заре.
Пока солнце еще светит,
Отпусти меня ты, светик!

А старик от удивленья
Так и сел без промедленья!
Рот раззявил, пень обнял.
С уха шапку приподнял!

И сидит, как онемел,
Словно вдруг он очумел!
Зенки хлопают, моргают,
Ничего не понимают!..

Столько лет на свете жил,
Со старухою тужил,
Всякой всячины видал –
Но такого не встречал!

Чтоб лесная животина
Говорила, как дивчина!
Вроде был он не с похмелья,
Чтоб глаза ему то зелье
Замутило спозаранку…

Вот те встреча!.. Наизнанку
Жизнь как будто повернулась.
Вдруг лиса как улыбнулась!
Чуть прищурила глаза –
Будто девка! Чудеса!

Тут старик башкой потряс,
Возвратив себя тотчас
Из какого-то дурмана.
Но ведь в рот не брал так рано!

Грех за ним порой водился,
Был момент – совсем запился.
Да старуха пристыдила –
Так ухватом приструнила
Прямо по лбу, между глаз,
Что он помнит по сей час!

– Ой ты ж , Господи, еси!
Не слыхал я на Руси,
Чтоб зверье вдруг говорило!
И когда ж такое было?!

А быть может, это бес –
Сам в капкан ко мне залез?

Все крестился дед, моргая,
А лиса, не умолкая,
Деда просит отпустить
И капкан скорей открыть.

– Ох, лиса, ты глаз туманишь,
Ты никак меня обманешь?
Отпущу тебя с капкану –
Дураком ведь сразу стану!

И ищи тебя, свищи –
Таракана на печи!
Дурнем буду стоеросым!
А меня оставишь с носом!

Как довериться мне зверю?
Я тебе, лиса, не верю!
Верить как тебе, скажи?
Деду чудо покажи!

– Хорошо, старик, смотри,
Дам тебе монеты три –
Золотые! В кошельке!
И сейчас не веришь мне?

Руку сунь ты в свой карман
И найдешь монеты там!

Тут старик в карман полез –
Чуть не прыгнул до небес!
Дивный звон от тех монет
Заслонил весь белый свет!

– Ай кудесница-лиса!
Вот те встреча! Чудеса!..

А еще прошу, лисица,
Помоги мне, как сестрица,
Порешить одну поруху:
Нет управы на старуху!
Сладить с нею не могу!..

– Ладно! Тоже помогу.

Как откроешь кошелек,
Слов не скажет поперек!
Будет ласкова с тех пор,
Позабудете раздор!..

Тут же дед капкан открыл
И лисицу отпустил.

– Благодарствую! – лисица
Упорхнула, как жар-птица,
Только хвост ее мелькнул.
Лес от радости вздохнул.

Отпустил старик лису.
Все оставил он в лесу:
И веревку, и топор, –
И на ноги стал он скор.

Подфартило славно деду,
По своему вышел следу
Он сейчас такой счастливый –
К бабе хваткой и сварливой.

ВеселО хихикать деду:
«Мне не только щи к обеду
Будет баба подавать –
Дверь, встречая, открывать!

И свою умерит прыть:
Будем мы на равных жить!

Будет в старости потеха –
Покатаюсь я от смеха,
Как старуху приструню!
На одну хотя б струну!

Чтобы шелком мне стелилась:
Только солнце закатилось,
Распевала бы мне песни
Али пели бы мы вместе!»

Дед, мечтая, шел из лесу
В дом родной – как в гости к бесу.
Так о бабе отзывался
Да ехидно ухмылялся…

Вот избушка показалась,
Два шага дойти осталось.

Тут старуха на пороге:
Широко расставив ноги,
Руки в боки подоткнула,
Деда в лоб слегка толкнула,
Чуть не плюнула в лицо!
Так и сел дед на крыльцо.

– Где веревка? Где дрова?
Голова твоя – дыра!
Аль забыл, что наказала?
Чтоб в избе я замерзала?!

Аль хватил ты где-то лишку?
Аль в лесу ты встретил мишку
Да со страху-то убёг?
Не пущу и на порог!

– Погоди ты верещать!
Надо мужа уважать!
У него на день работа,
Да была теперь охота
Мне по лесу рыскать волком,
Коли он не кормит толком!

Но старуха удивилась,
Сделав вид, что разозлилась:
– Что-то, дед, ты тут хитришь
И не все мне говоришь!

– Ладно, ладно, потерплю,
На корню тебя срублю!
Погоди ж ты, не гуди!
Разговор наш впереди.

Расскажу все по порядку,
Будешь ты плясать вприсядку,
Как узнаешь, чё к чему!
Я и сам-то не пойму.

А пока ты помолчи.
Не горит огонь в печи?
С той бедой мы быстро сладим,
Жисть свою теперь наладим:
Будут нам и щи в печи,
И пирог, и калачи!

Стоит только захотеть,
Будешь ты мне песни петь!
Раньше в девках славно пела,
Улыбалась, не зудела!

По-другому запоешь –
Голой ручкой не возьмешь!
Лен, дрова, овес, орешки –
Все добудет твой Терешка!

Для печи огонь добудь
Да ухват не позабудь.
Он не нужен нам теперя,
В печь его бросай немедля,
И пускай он там сгорит!..

«Что Терешка мой творит?!»

– Не жалей, бросай скорей!
Да за стол садись живей!

Вот старуха печь открыла
И ухват там порешила.
Утирается платком,
У самой – под горлом ком.
И на лавку тихо села,
Молвить слова не посмела.

А сама все про себя
Что-то шепчет, теребя
На коленях фартук старый,
Как и жизнь – совсем дырявый.

«Знать, Терешку бес попутал,
В голове все перепутал…
Иль горячка у него?
Ожидать теперь всего…

Не свихнешься ль в наши годы?
Жизнь страшнее непогоды:
То бушует, то горит…
Шутки ль он со мной творит?

Разговор его – загадка,
Как на фартуке заплатка.
Дров из леса не принес,
Видно, шибко перемерз…

Кости старые не греют,
И ко мне он не добреет.
Что Терешенька хитрит?
Мне ль головушку дурит?

Будто дура, посижу
Да на придурь погляжу –
На Терешкины причуды
От его лесной приблуды.
Стар совсем ? Аль бестолков?..»

– Не встречал в лесу волков
– Нет, не встретил, слава богу.
– Я пришла бы на подмогу.

А теперь – ухват в печи.
Чем подхватишь нынче щи?

Жизнь с тобой, Терешка, маюсь.
Выбрал ты – меня! Не каюсь!
Твои выходки терплю.
Знаешь сам, кого люблю…

Хоть ухватом и огрею,
Коли ты – как сущий бес,
Но зато потом согрею,
Коль дровишек позарез!

Но порой счастливы очи:
На бандуре ты бренчишь!
Иногда же – нету мочи,
Целый день как пень молчишь.

То за печкой что-то ищешь,
То с печи не кажешь глаз.
То как тронутый мурлычешь,
Точно так вот , как сейчас.

Как на облаке витая,
Ко всему привыкла я.
Знать, судьба моя такая…
Ну да бог ему судья…

Рассуждала так старуха,
Будто жизнь ее – тяжба.
Вдруг доносится до слуха
Шепот, словно ворожба.

Глазки дедовы сияют,
Тараканий ус торчит.
Глазки деда что-то знают?
Что ж Терешка-то молчит?

Не рехнулся ли он малость?
Будто пень сидит седой.
Бороденка растрепалась,
Стал как будто сам не свой…

Поплевал старик в ладошки:
– Серебра хочу три плошки!
Хошь, старуха, и тебе
Нагадаю – чё себе?

Золотых монет аль медных?
Говори! Да не зевай!
И еще даров заветных?
– Ах, Терешечка, валяй!

Мы с тобой без злата жили,
Были счастливы в избе.
Разевай свой рот пошире –
Так поверила тебе!

Серебра мне даст три плошки!
Ты с ума сошел, старик!
Промурлычь об этом кошке –
Оцарапает язык!

Дай поглажу по головке,
Не по нраву твой смешок!
Ты кошель возьми в кладовке
Аль неси скорей мешок!

Из ума, Терешка, выжил?
Все чудачишь? Все смешишь?
Может, сказочку услышал?
Выпил водочки, поди ж?

Не пугай меня обновой,
Чтоб не трогала молва…
Зашептал старик по новой,
Позабыл, видать, слова.

Стать богатым на дурнинку
Захотел на склоне лет?
Стукнул в лоб! Ногою кринку
Опрокинул с квасом дед!

Эх, квасок! Придешь из бани –
Не найдешь ему хвалу!
Бабка ставила заранее,
Чтоб готов был к Покрову.

– Лучше б дров принес из леса!
Тесто лезет из дежи!
Досиделось до замеса.
Сам теперь его держи!

Долго думаешь смеяться?
Не пора ль за дело браться?
И топор ты потерял –
Ну совсем растяпой стал!

Вон уже к закату день!
Что ж, доламывай плетень!
Век свой маюсь я с тобою,
Как с детиною малою!..

Загрустил совсем старик,
Как обмяк, затих и сник.
Стукнул в лоб! Повеселел:
– Кошелек-то уцелел!

Мы, старуха, заживем:
Три лежат монеты в нем!
Голова моя с дырою,
Кошелек-то ведь со мною!

Вот гроши огнем горят,
Радость нам они дарят!
Будем сладко есть и пить
И в избушке славно жить!

Бабка с тестом подбежала,
Но его не удержала,
Уронила у печи:
– Вот тебе и калачи!

Смотрит старая –  не верит:
Нет, не зря Терешка мелет!
Душу радостью зажгло –
В избу счастье к нам пришло!

Бабка тут же побледнела
И на лавку тихо села.
– Что за чудо? Не пойму.
Ведь не верила ему.

Не наврал мне дед родной.
Ах, Терешечка ты мой!..
У печи сидят на лавке.
Дед рассказывает бабке,

Как в заснеженном лесу
Отпустил домой лису.
– Мышек, зайчиков гняла
Да сама в капкан попала!

Все старухе дед поведал,
Ничего не утаил:
Почему лисе поверил,
Как топор в лесу забыл.

–Ах ты дурень! Простофиля!
Для лисы ты – молодец!
У нее ж златая жила!
Отвалила б на дворец!

Дед притих, потупил взор.
Тут и вспомнил уговор
И к лисице обратился :
– Я как будто заблудился.

Бабке я принес монеты –
Мало ей! Сживет со свету.
Норов – тот еще! Горяч!
Что мне делать? Тут хоть плачь!

– Ты волнуешься зазря, –
Говорит ему лисица.
– Не обижу я тебя!
И жена угомонится!

Бабка, дед – почти не дышат.
Может, глянуть под кровать?
Голос лисий – четко слышат,
Но лисицы – не видать!

Пред зверушкой деду стыдно,
Словно к лавке он примерз.
Нет, лисы нигде не видно!
По спине пошел мороз.

– Помогу твоей беде:
Верну молодость тебе.
Как проснешься утром рано,
Будешь ты пригож, румяный –
Станешь просто молодцом.

Да слова мои притом
Помнить будешь без меня.
Ну, прощай, спешу уж я,
Не приду к тебе я боле,
Будь теперь твоя там воля!

И, сказав, при этом скрылась.
Ты ж скажи какая милость!
Наяву али приснилась?
Не откуда-то явилась!

А старуха онемела,
Глаз поднять уже не смела,
Как услышала те речи,
Что до счастья недалече.

Так сидела час немая,
Ничего не понимая…
Да и дед сидел, моргал,
Ничего не понимал…

Дело к вечеру катилось,
Солнце в облако садилось.

Ветер вроде бы притих,
И огонь в печи затих.
Целый час он там горел,
Избу всю им обогрел.

– Поняла теперь, старуха ?
Никаая не разруха!
Нову жисть с тобой начнем –
Завтра ж к вечеру споем!..

    
   Продолжение следует

Иллюстрация из книги Евгения Кохана
   акварель (моя работа)