***

Саркис Кантарджян 7
               
ПРОЕКТ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИГРОВОГО ФИЛЬМА
«ДНЕВНИК ШУШИНКИ»

Синопсис

Проект основан на документальной повести  доктора экономических наук, профессора Саркиса Кантарджяна. Выходец из известного  шушинского рода Бек-Шакаровых (Шакарянов), Кантарджян описывает на страницах своей книги историю этого рода, которая тесно переплетается с историей самого Шуши. Книга интересна тем, что фактографический материал дан в преломлении человеческих судеб, что делает ее более достоверной, близкой и  понятной для восприятия.  В основе изложения – авторское повествование, опирающееся на дневник Надежды Шакарян – двоюродной бабушки Саркиса Кантарджяна. Дневник в качестве художественного приема позволяет вести повествование одновременно в двух преломлениях времени: с точки зрения нашего современника, рассматривающего события столетней давности объективно и беспристрастно, и с точки зрения участницы этих событий, чья полная драматических событий жизнь служит одновременно и социально- психологическим стержнем повествования, и  историческим фоном. Читатель книги, а в будущем и зритель, проживает сразу как бы две жизни древнего города. Причем интересно то, что сегодняшняя жизнь Шуши и историческое прошлое странным образом переплетены в некую трагическую фантасмагорию. Ибо город всегда был в центре столкновений  армян, основавших его в седой древности, и кавказских татар, которые претендовали и сегодня претендуют на владение этим красивейшим городом Южного Кавказа, некогда одним из трех культурных центров Закавказья, наряду с Тбилиси и Баку. Автор книги приводит достоверные исторические ссылки и свидетельства, доказывающие армянское происхождение города, что делает данный проект актуальным и ценным также с точки зрения исторической объективности и исторической справедливости. А также с точки зрения тех политических и пропагандистских задач, которые стоят перед армянством сегодня.
Интересна  история самого рода Бек-Шакаровых, которая передана как через дневниковые записи героини документальной повести, так и в авторском пересказе. Сюжет повествования и детали, изложенные в нем, могут быть занимательны как с точки зевния русско-армянских вековых связей, так и с точки зрения политической, социальной, экономической и психологической атмосферы того времени. Устами своей героини автор описывает Баку конца девятнадцатого - начала двадцатого века, преобладающее влияние в нем армянского этноса, зарождение нефтяной промышленности, борьбу за преобладание между армянскими нефтепромышленниками, которые  были отцами основателями бакинских нефтепромыслов, с западными нефтепромышленниками. Достоверность всем этим описаниям придает насыщенность документальным материалом. А также тот факт, что сама героиня являлась женой русского контрразведчика, и ее свидетельство – это свидетельство не только женщины, но и умного и тонкого наблюдателя.
Интрига книги начинается в наши дни. Автор рассказывает о том, как попал к нему в руки дневник, и почему этот дневник заинтересовал его. Затем он приводит записи из дневника, самая ранняя из которых датируется 1888 годом. Читатель попадает в атмосферу тех лет. Он узнает, как жили армяне в Шуши в то время, в каких отношениях они были с татарами. Как относилась Российская империя к татарам и армянам, какие конфликты и на какой почве были в недавнем прошлом. Одновременно дается завязка самого сюжета. Отец бабушки, то есть прадед рассказчика, будучи известным в Шуши педиатром, вылечивает сына российского императора Александра Третьего, предпринявшего поездку в южные рубежи империи. Повествование плавно чередуется: то записи дневника, то авторский текст. Такая манера придает сюжету динамичность и позволяет держать читателя в напряжении. Читатель узнает, что благодарный император пожаловал врача, вылечившего его сына, грамотой на личное дворянство. Дочь врача, то есть Надежда Шакарян, получает возможность поехать в Санкт- Петербург и поступить на курсы провизоров. Там она и знакомится со своим будущим мужем, студентом- математиком Алексеем Шаровым, который благодаря своим способностям к шифровальному делу уже привлек внимание русской контрразведки. На фоне их личных отношений повествователь знакомит нас с методами работы секретных служб, с нюансами борьбы различных спецслужб.
Итак, завязка дана. Но детективная фабула с разведкой и контрразведкой не самоцель. Она служит определенной задаче, то есть позволяет вовлечь будущего зрителя в проблемы, которые актуальны для армян и армянства и сегодня, по прошествии ста с лишним лет. Это в первую очередь перипетии борьбы различных государств за сферы влияния в регионе, в котором армяне всегда проживали исторически. И проживают сегодня. При этом и тогда и сегодня  играя роль созидающую, а не разрушительную, как утверждает  азербайджанская пропаганда. Доказательство тому – многочисленные армянские историко-культурные памятники, все богатое армянское наследие,  которое или разрушается азербайджанцами, или представляется  исконно азербайджанским. В этом одна из главных задач данного проекта – развеять пропагандистские мифы и утвердить истину.    
Далее читатель становится свидетелем драматического и даже трагического развития событий, поскольку годы жизни Надежды Шакарян и ее мужа пришлись на переломные годы в истории Армении и армянства в целом. В книге даны точные описания бакинских и шушинских погромов армян конца 19 – начала 20 века. Причем читатель узнает о них не только из дневника героини документальной повести, но из книг западных журналистов и историков, ставших очевидцами данных событий. Это, безусловно, придает повествованию особую достоверность. Герои повести - в эпицентре событий. Для мужа героини это тяжелое время также потому, что на его глазах разрушается государство, служению которому он посвятил свою жизнь. Фактографический материал, используемый в книге для описания всех этих процессов – довольно объемный и интересный как с исторической, так и политологической точек зрения. А это основа любой хорошей документалистики, посвященной таким темам. Если фильм будет снят, то зритель получит полное представление о том времени. О борьбе мировоззрений, концепций и реальных исторических сил, а также о сломленных судьбах людей, жизнь которых пришлась на сложное и трагическое время. Прослеживая за линией судьбы героев, можно будет понять, какая связь существует между тем временем и нашими днями и почему история тех трагических дней повторяется сегодня даже в мельчайших деталях. Одним словом, это актуальный проект. Он содержит в себе и политический, и социальный, и культурный и философский аспекты.
Объем книги «Дневник Шушинки»,  фактография, содержащаяся в ней  и охваченный исторический отрезок времени таковы, что можно снять фильм форматом в сорок пять минут. Фильм видится не как сугубо документальный, а документально- игровой, с использованием актеров, которые могут сыграть основных персонажей документальной повести. Речь о героине, ее муже и некоторых стержневых персонажах этой истории. Это оживит историю разведчиков, позволит приблизить ее к уровню художественного произведения. В то же время документальная составляющая придаст этой истории достоверность, отсутствующую в художественных фильмах подобной тематики. То есть история героини и ее мужа будет выглядеть в глазах зрителя намного убедительнее. Кроме того, данное решение позволит преподнести телезрителям как Армении, так и, предположительно, России и других стран историю Карабаха и, в частности, Шуши как земель, всегда принадлежавших армянам и развивающихся в русле армянской культурной, религиозной и философской  традиции. Эта часть может быть подкреплена как выступлениями известных историков, так и ссылками на исторические труды.      
Фильм может быть  снят в повествовательной манере, с ведущим, от имени которого и ведется рассказ.  Повествование может чередоваться постановочными  сценами, а также демонстрацией документов и  кадрами из существующей документальной хроники. Можно использовать также кадры из художественных фильмов.
Натурные съемки  -  Карабах (Шуши), Россия (Кострома, Санкт- Петербург) и Армения.

ИТОГИ

Жанр – документально- игровой фильм
Формат – 52 минуты.
Структура – повествование от имени ведущего, с участием членов семьи, очевидцев, историков, актеров…
Актуальность – фильм актуален и с точки зрения исторической, и с точки зрения сегодняшней политической ситуации.
Затратность – фильм не потребует затрат, сопоставимых с затратами на проект художественного фильма.   
 
































ДНЕВНИК ШУШИНКИ


Сценарий фильма


Старые семейные фотографии Бек- Шакаровых. Женщины в карабахских нарядах, мужчины в костюмах конца 19 века или национальных одеждах. Неподвижные позы, глаза, смотрящие в объектив. В глазах – ожидание. Этих людей давно нет, но они как живые. Фотографии чередуются. Затем идут другие фотографии. Это уже фотографии Шуши конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Одна – двухэтажные дома, вывески магазинов, школа, реальное училище и т.д.   Вдруг фотографии как будто плавно оживают, превращаются в кадры старой кинохроники. Блики света на старой пленке, смешные движения людей. На фоне всего этого идут титры фильма. Они сопровождаются музыкой. Той музыкой, которую слушали армяне в Шуши. Титры проходят. Музыка обрывается. Прошлое уходит.


01. НАТ. СОВРЕМЕННЫЙ ШУШИ. ДЕНЬ.

Сегодняшний Шуши. Восстановленные после артобстрелов церкви, гостиницы. Дети, играющие на улице. Детский смех. Люди. Нет музыки. Нет закадрового текста. Просто сегодняшний город с его хаосом звуков. Проехала машина, переговариваются люди. Камера выхватывает то один кусок города, то другой. Как будто ищет что-то. И движется веред, к цели.


02. НАТ. РАЗВАЛИНЫ СТАРОГО ДОМА. ДЕНЬ.

Деревья,  кустарники, трава чуть не в человеческий рост – всё разрослось и почти совсем  скрыло закопченные,  обгорелые стены.


ВЕДУЩИЙ

       Это один из тех домов, который сгорел 22 марта 1920 года, сразу после резни армян в Шуши, когда погромщики из кавказских татар полностью разрушили и сожгли верхнюю-армянскую часть города. Выгорели целые улицы, погибли тысячи мирных жителей


03. КАДРЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА

     Вооруженная толпа врывается в дом. Мечутся женщины, плачут дети.


04. НАТ. РАЗВАЛИНЫ СТАРОГО ДОМА. ДЕНЬ

Ведущий копается в развалинах. Камера следит за его движениями. Откатываются обгорелые камни. Руки царапаются о колючки. Запустение откликается странными звуками. Ведущий вытаскивает толстую полуобгоревшую тетрадь в коленкоровом переплете. Стряхивает с неe грязь и копоть.

ВЕДУЩИЙ

А эту тетрадь нашли тут спустя очень много десятилетий. Это дневник, который вела Надежда Левоновна Шакарян – дочь известного шушинского врача Саркиса Левоновича Шакаряна, в начале двадцатого века ставшая женой и соратницей русского разведчика. И об этой истории наш фильм. 

Камера показывает, как рука ведущего открывает первую страницу дневника. Видна дата «25 ноября 1888 года»


ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Я завела дневник сразу же по прибытии в Петербург. Буду писать обо всем, что произойдет со мной вдали от родного дома, по крайней мере – о самом важном. Поверю бумаге свои новые впечатления, прежде всего для того, чтобы самой в них разобраться. Писать буду по-армянски. Очень удобно, не надо даже прятать. А читать дневник никогда и никому не дам, это все равно что полностью обнажить перед кем-то душу. Я на такое не способна.


К. П.  ФОТОГРАФИЯ НАДЕЖДЫ ШАКАРЯН.

Камера как бы въезжает в фотографию. Портрет оживает.


05. ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР.

1888г. Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Отчетливо помню самое первое ощущение, охватившее меня при виде жуткого монстра – Московского вокзала в Петербурге. Я почувствовала себя червячком во чреве ужасного огнедышащего дракона. Чудище это совсем не походило на вокзал в моем понимании. На вокзале все куда-то едут. А здесь всё просто живет. Само здание, бездомные подростки и бродяги, пьяницы, женщины легкого поведения и бородатые носильщики, и контролеры. Здесь живут и те, кто забежал на минутку купить газету или проглотить отвратительный (как выяснится потом) на вкус чай и не менее отвратительные блинчики с  мясом (скорее всего, собачьим).

Контуры комнаты понемногу бледнеют, тают. Сквозь них проглядывают очертания сегодняшнего дня.




06. НАТ. УЛИЦЫ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА. ДЕНЬ

По улице едет старая пролетка. В ней сидит ведущий.


ВЕДУЩИЙ

По этим улицам приехавший из Шуши педиатр и его дочь, героиня нашей истории, ехали к своим родственникам, у которых должны были остановиться. Но прежде ответим на вопрос: как же получилось, что Саркис Левонович Шакарян и его дочь Надежда, шушинцы по рождению, оказались в столице Российской империи?


07. НАТ. ЭРМИТАЖ. БЫВШИЙ ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ. ДЕНЬ.


ВЕДУЩИЙ

Мы помним, что первая надпись в дневнике Надежды Шакарян, будущей российской разведчицы,  датирована 25 ноября 1899 года. В начале этого достопамятного для рода Шакарянов года  императорская семья посетила Закавказье. И по странной прихоти судьбы отец Надежды Саркис Левонович Шакарян (Бек-Шакаров) поставил на ноги одного из сыновей Александра III, десятилетнего Михаила. В награду за это он был пожалован  личным дворянством и приглашен в Петербург. Воспользовавшись этим приглашением он выехал в столицу, захватив с собой дочь Надежду. Новоиспеченный дворянин давно мечтал   открыть для дочери аптеку в Шуши и узнав, что величайшим указом принято решение допустить женщин к экзаменам  для поступления в Военно-медицинскую  академию для получения степени провизора, решил сразу убить двух зайцев.


08. ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР. 

Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.


ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ


Вот уже дней десять, как я познакомилась и сразу же по уши влюбилась в студента-математика. Мало того, согласилась выйти за него замуж. На днях я переберусь в комнату, где живет Алеша. Это полуподвальное помещение снято пять лет назад, когда мой будущий муж приехал в столицу из Костромы. Кстати, на этой неделе мы с ним отправляемся туда. Мои прежние планы трещат по швам, а предстоящее Рождество я проведу в Костроме.




09. НАТ. КОСТРОМА. ДЕНЬ.

ВЕДУЩИЙ (стоит перед входом в неказистый старый дом)


Будущий муж Надежды Шакарян Алексей Иванович Шаров родился в Костроме. В этом доме. После гимназии поступил на механико-математический факультет Петербургского университета.Узнав о теме его дипломной работы, его пригласили на работу в цифирное отделение Министерства иностранных дел.

Продолжая говорить, ведущий входит в дом.


10.ИНТ. ДОМ ШАРОВЫХ. ДЕНЬ

Ведущий рассматривает старые фотографии.


К.П. ШАРОВ И НЕСКОЛЬКО МУЖЧИН. СНИМОК НАЧАЛА 20 ВЕКА.

ВЕДУЩИЙ

Предложение показалось ему небезынтересным и, главное, перспективным.
К.П. СНИМКИ КОДОВ, ТАБЛИЦ.


ВЕДУЩИЙ(продолжает свой рассказ на фоне фотографий)

А год спустя молодому математику предложили должность шифровальщика в  посольстве России в Великобритании. При этом выдвинули непременное условие –  жениться на некоей инородке с юга империи, которая готовится стать провизором и ежедневно посещает Публичную библиотеку. На закономерный и краткий вопрос: «Почему именно на ней?» – последовал не менее краткий ответ: «Потому что работать в основном придется на юге России. Ну и за границей тоже».

Слова ведущего о юге России накладываются на старые кинокадры.


11. КАДРЫ СТАРОЙ НЕМОЙ КИНОХРОНИКИ.


Юг России. Баку. Тифлис. Нефтепромыслы…


ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

Познакомиться с Надеждой и жениться на ней было далеко не единственным заданием Алексея Шарова. Он почти год корпел над английским языком, а вдобавок отбирал и приводил в систему массу разрозненной информации по истории нефтедобычи в Баку. Приходилось кропотливо изучать шифровки и письма и по крупицам складывать из них отчётливую картину, как европейские государства, в частности Англия, подрывали ведущую роль России в нефтяном бизнесе.
12. ИНТ. ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА. ДЕНЬ.

Шаров сидит за столом. Пишет.

ГОЛОС ШАРОВА ЗА КАДРОМ

Эксплуатация русских нефтяных промыслов в Баку началась в 1821 году –  неглубокие колодцы были отданы на откуп одному из будущих крупных предпринимателей армянину Ивану (Ованесу) Мирзоеву. Объемы нефтедобычи резко возросли в 1872 году. Тогда появился долгожданный закон, и  на смену единоличному откупу нефтяных участков пришла долгосрочная, по сути дела вечная аренда Развитие нефтяной промышленности требовало крупных вложений. Пробурить скважину на 100 саженей стоило ни много ни мало 10 тысяч рублей. Где их было взять? Государственных дотаций не существовало. Кредит обходился дорого. Без иностранных фирм было не обойтись


13. КАДРЫ СТАРОЙ КИНОХРОНИКИ.

ГОЛОС ШАРОВА ЗА КАДРОМ

В Россию хлынули мощные инвестиции из Бельгии, Германии, США. В 1883 году открылась железная дорога Баку–Тифлис–Батуми. По ней главным образом перевозили керосин и смазочные масла, предназначавшиеся для экспорта через Черное море.


14. ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР.
 
Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.


ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Мы уехали в Кострому. Еще до отъезда я успела поведать Алеше любопытные сведения из древней истории его родного города; как я и предполагала, у моего математика были о ней весьма расплывчатые представления.  Завидев его в очередной раз в читальном зале, я не дала ему опомниться.


15. ИНТ. ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ

Надежда и Шаров сидят рядом за столом.


НАДЕЖДА

Ну-с, Алеша,, кто и когда основал город, из которого вы изволили приехать? Ах, не знаете… А если подумать? Всё равно не знаете. Стыдно. Очень стыдно. Так и быть, пожалею вас и скажу. Мотайте на ус: Кострому в 1152 году основал Юрий Долгорукий. Может быть, вы хотя бы знаете, откуда взялось это название – Кострома?

АЛЕКСЕЙ (разводит руками)

Ты у меня прямо разведчица, Надя. И когда ты успела все это раскопать?

НАДЕЖДА

Просто вы невежда, сударь! Костромой звали соломенную куклу. Девушки водили с ней в летнее время хороводы, пели при этом обрядовые песни, а потом или топили в реке, или сжигали на костре.

АЛЕКСЕЙ (улыбаясь)

Ладно, милая. Тогда я тебя тоже удивлю. И выучу наизусть историю твоего Кaрабаха. И твоего Шуши. То есть уже нашего Шуши.


16. НАТ. ШУШИ. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

Прежде чем излагать историю Шуши, остановлюсь на сведениях, подтверждающих армянские корни этого края. В письменных источниках Нагорный Карабах (древнеармянское название –  Арцах) впервые упоминается у древнегреческого историка и географа Страбона, который характеризует его как «область Армении, выставляющую наибольшее количество всадников».
В начале I в. до н. э. Арцах безусловно входил в состав Армении, о чём свидетельствуют как письменные, так и археологические источники. В частности, Тигран Великий основал близ нынешнего Агдама Тигранакерт – один из четырёх, включая тогдашнюю столицу страны, одноимённых городов.


17. НАТ. РАЗВАЛИНЫ ТИГРАНАКЕРТА. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

Среди развалин этого недавно обнаруженного города армянские археологи раскопали остатки цитадели, христианской базилики V–VI веков, сотни предметов, аналогичных тем, что были найдены прежде в Армении.Согласно «Описанию земли» Анании Ширакаци (VII век) этот край числился 10-й провинцией Великой Армении и был разделён на 12 округов.


18. НАТ. АМАРАС. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

В начале IV века первый армянский католикос св. Григорий Просветитель основал в Арцахе монастырь Амарас – один из главных духовных очагов Армении. В этом монастыре нашёл упокоение и другой святой, убитый язычниками епископ Григорис, внук Просветителя. Продолжать армянское «родословие» Арцаха можно до бесконечности. Как солнце восходит на востоке, так и Арцах издревле принадлежит армянам. Поэтому перейдем к истории родины предков Бек –Шакаровых – Шуши.


19. НАТ. ШУШИ. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

Первым делом постараемся выяснить, откуда взялось это название. Оно произошло от слова «шош», означающего на карабахском диалекте молодое  стройное дерево (шоши цар): в былые времена окрестности города-крепости сплошь покрывали леса. Средневековые историки не раз упоминали Шуши как орлиное гнездо арцахских князей и военачальников: Сахла Смбатяна (IX век), Хасана Джалаляна (XIII век), Шахназара и Авана (XVII–XVIII века).
Чтобы противостоять мусульманским набегам, карабахцы строили тут и там укрепленные места. Одно из них и стало крепостью Шуши. Oдин армянский полководец когда-то заметил: кто владеет Шуши, тот владеет Карабахом. Оттого-то этот город и выделился, оттого и стал естественным центром края. Здесь  формировалась общественно-политическая мысль карабахских армян, отсюда родом многие представители армянской научной и культурной элиты.
Ее оборонительные  сооружения заложил в 1724 году юзбаши (сотник) Аван. Строительные работы продолжались и позднее. Как только городские стены укрепили, Шуши начал ускоренно заселяться крестьянами и ремесленниками из Карабаха, Сюника, Нахичевана, причем главную роль играли земляческие связи. Переселенцы называли новые свои  кварталы именами селений и областей, откуда они пришли: Казанчецоц, Агулецоц, Мегрецоц, Карабахцоц...


20. КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМОВ ПЕТР 1. ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

В течение всего XVIII века карабахцы настойчиво стремились отпасть от Персии и присоединиться к России.  А что же Россия? Она не раз обещала восстановить Армянское царство и включить в него Карабах, но кроме посланий с выражением  императорских милостей и поздравлений  дело дальше не шло.Достаточно перечислить Указ Петра I от10 ноября 1724 года, послание Екатерины I от 22 февраля 1726-года, императрицы Екатерины II от 30 июня 1768 года, обращение  к карабахским меликам Павла I от 2 июня 1809 года.
 

21. ИНТ. ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ. ДЕНЬ.

Алексей Шаров склонившись над столом, пишет на листе бумаги.


ГОЛОС ШАРОВА ЗА КАДРОМ

Исторические документы, которые я внимательно просмотрел,  привели меня к твёрдому выводу о том, что зависимость пяти карабахских меликств от Персии временами казалась условной, их положение было по сути полунезависимым. Недаром фаворит Екатерины II граф Григорий Потемкин 6 апреля 1783 года приказал: «Шушинского хана Ибрагима свергнуть должно, ибо после сего Карабах составит армянский независимый.... край. Вы тут употребите все старания, чтобы новая сия область устроилась наивыгоднейшим образом для народа». Далее последовали  пояснения, каким образом Карабахскую область, «которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим вашего императорского величества обещаниям, данным чрез меня армянским меликам».


22. НАТ. ШУШИ. ДЕНЬ


ВЕДУЩИЙ

Однако благие пожелания не исполнились. И после того, как истерзанный Карабах в 1813 году вошёл в состав России, разговоры об Армянском царстве прекратились.  И это несмотря на то, что еще в июне 1805 года, когда более чем 40-тысячная персидская армия, опустошая армянские селения и монастыри, собралась взять Шуши и перебить засевший там русский гарнизон,  князь Цицианов обратился за помощью к армянам Карабаха: «Вспомните свою прежнюю храбрость, будьте готовы к победам и покажите, что вы теперь те же храбрые карабахские армяне, как были прежде – страхом для персидской конницы».



23. КАДРЫ ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ
Карабах отошёл к Российской империи только после Гюлистанского мирного договора, который подвел черту под русско-персидскими войнами XIX в. Будущий наместник Кавказа генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов в 1816 году побывал в Карабахе и назначил местного армянина генерала Валериана Григорьевича Мадатова командующим войсками, расположенными в Карабахе.  В следующем году перевел его на должность окружного начальника Шекинского, Ширванского и Карабахского ханств, ответственного за их управление и благоустройство. Карабах стал российской провинцией с центром в Шуши.
Избавленный от опустошительных набегов и разорений, Шуши очень быстро выдвинулся на третью позицию (после Тифлиса и Баку) среди городов Закавказья.  За короткий срок  здесь воздвигли пять церквей, открыли две библиотеки и десять учебных заведений, включая реальное училище и гимназию, пять типографий, где издавались книги и местная периодика. Идеи, заложенные в генеральные проекты города, претворились в жизнь, и Шуши покрылся сетью улиц, пересекавших его с севера на юг и с востока на запад. Очень скоро город стал не только административным, но и культурным  центром края. Интенсивная застройка приумножила многовековые традиции армянского зодчества. Но уже в начале 20 века всему этому предстояло погибнуть

 

24.НАТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ДЕНЬ


ВЕДУЩИЙ

Знакомясь с Надеждой, Алексей Шаров уже знал, что ближайшие годы проведёт в Англии, а потом отправится с женой в Баку  Русское правительство прекрасно понимало, что в ближайшее время нефтяной фактор из сугубо экономического превратится в политический. Всё предвещало в недалёком будущем ожесточенные сражения за углеводородное сырьё.
Как показали последующие события, прогноз оказался верным. «Нефтяные войны» весьма значительно повлияли на геополитические интересы великих держав, на характер борьбы за источники энергетического сырья и рынки сбыта, на создание различных политических и экономических союзов и блоков. Коротко говоря, «нефтяные войны» сформировали новую структуру тогдашнего мироустройства. События, побудившие Россию обратить особое внимание на внешнеполитическую деятельность Англии, развивались так.

 
 25.ЗАЛ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ. ДЕНЬ

 Ведущий открывает справочник.



ВЕДУЩИЙ

В 1870 году Великобритания располагала 31,9% мирового промышленного потенциала, США – 23,5%, Германия – 13,2%, Франция – 10,3%. Промышленное производство Великобритании основывалось на добыче угля, развитии чёрной металлургии, текстильной промышленности и машиностроения. Первый в мире покупатель сырья и пищевых продуктов, она была в то же время основным продавцом готовых изделий. Куда только не поставляли англичане металлические изделия и механическое оборудование! Колоссальным спросом пользовались в колониях их хлопчатобумажные ткани. Английский торговый флот был самым большим в мире. Но постепенно у британцев появились реальные конкуренты, Англия медленно, но верно теряла свою промышленную монополию

 26.ВОЕННАЯ КИНОХРОНИКА. СТАРЫЕ КАДРЫ
 

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ
  Главной заботой русского правительства по-прежнему оставались черноморские проливы. Русский флот должен был свободно проходить через них.
Британцы захватили Египет, и англо-турецкие отношения вконец осложнились. Султан продолжал сближаться с Россией, поскольку убедился: не сумев овладеть Константинополем и черноморскими проливами, русские предпочитают именно его видеть «стражем» у ворот, ведущих из Средиземного моря в Чёрное.


27.НАТ. АРМЯНО-ТУРЕЦКАЯ ГРАНИЦА. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

Отсюда в обычный бинокль территория Турции просматривается очень хорошо. Армяно-турецкая граница пока закрыта. Но в данный момент нас больше интересует не настоящее, а прошлое. В середине 90-х годов 19 века в Турции разразился очередной внутренний кризис. На революционное движение в армянской среде султан Абдул-Гамид ответил резнёй; в 1893–1896 годах в Османской империи уничтожили 300 тысяч армян. Вот что  доносил о ситуации в Константинополе сотрудник русского посольства полковник Пешков: «За два дня было убито более 5500 беззащитных армян. Резня не производила бы, кажется, такого вдвойне ужасного впечатления, будь она не здесь, в столице, в присутствии властей, а где-нибудь в глуши, в каком-нибудь захолустном городишке. Это не была стычка, подавление восстания, а просто какое-то отвратительное, массовое убийство, охота на человека».Через несколько лет нечто подобное произошло и в Баку. Свидетелями бакинской бойни стали Алексей Шаров, и   его жена – Надежда Шакарян, которые к этому времени вернулись из Англии и были командированы в город, который был наводнен агентами ряда разведок. Иностранным разведкам, их подрывной деятельности противостояла российская контрразведка.


   

 28.НАТ. АРМЯНО-ТУРЕЦКАЯ ГРАНИЦА. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ
 
Судя по событиям, которые развернулись на постсоветском пространстве вообще и за Кавказским хребтом в частности, энергетический фактор и сейчас остаётся важнейшим элементом геополитики. Он сильно влияет и на текущие международные отношения, и на перспективы их развития. Ключевые нефтегазовые месторождения, маршруты транспортировки углеводородного топлива, рынки его сбыта – всё это так или иначе затрагивает интересы различных народов, населяющих регион. Ибо здесь иногда зримо, а чаще незримо продолжается борьба за перекройку политических, этнических, религиозных и культурных границ.



29. КИНОКАДРЫ, СТИЛИЗОВАННЫЕ ПОД КАДРЫ СТАРОЙ КИНОХРОНИКИ.

Алексей Шаров и его жена Надежда Шакарян в Баку начала века. Несколько картинок из быта. Шаров, одетый по моде того времени, спешит на работу. Вечер. Ужин. Они говорят. Он работает у себя в кабинете. Она ему помогает. Шифрует текст.


ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

Почти сразу по возвращении на родину супругов Шаровых командировали в Баку. Им вменялось в обязанность информировать руководство о деятельности английской разведки.   В водовороте крупных политических событий, происходивших в Баку в 1905   и в последующие годы, Алексею не единожды приходилось наблюдать за разными объектами в самых разных ситуациях.  Правильные выводы можно сделать, лишь тщательно проанализировав информацию. До какой степени засекречивать добытую информацию, решали в Петербурге, то была их прерогатива. Получив очередную шифровку, там ставили на неё соответствующий гриф – определяли доступ к полученным материалам. Гриф «Совершенно секретно» ставился только на той информации, несанкционированная утечка которой могла нанести чрезвычайно серьезный ущерб национальной безопасности; «Секретно» – серьезный ущерб (в это понятие включалось и нарушение международных отношений); «Для служебного пользования» – заметный ущерб. Что касается самой градации ущерба – чрезвычайно серьёзный, серьёзный и заметный, – то она, надо полагать, была делом очень высоких инстанций. Может быть, и самых высоких.
 


30.ИНТ. АРХИВ МИД РОССИИ. ДЕНЬ

Ведущий стоит у тянущихся во все стороны стеллажей с массой архивных материалов. Берет в руки одну из папок.

ВЕДУЩИЙ


МИД России правильно  предсказал, что объектом особого внимания англичан во второй половине XIX века будет Закавказье.   Об этом еще в 70-х годах неоднократно предупреждал генерал-квартирмейстер войск, расположенных в Британской Индии, Мак Грегор. Именно поэтому он предлагал активизировать деятельность английских разведывательных служб за Кавказским хребтом.


ВЕДУЩИЙ (читает материалы в папке)

 
Генерал Мак Грегор не только призывал к отторжению Кавказа от России, но и строил планы его последующего политического устройства.”Что же касается Кавказа, – писал он, – если он весь будет отнят у России, то из него следует образовать два государства: одно христианское – из Грузии, русской Армении и местных христианских народностей, а другое магометанское, состоящее из Дагестана, Лезгистана, Чечни и проч.”. Эти политические образования, полагал он, будут находиться под британским протекторатом.
Теперешние азербайджанцы никак не могут простить старого генерала, который забыл упомянуть несушествующий тогда их”древний народ”. 

 


31.ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР.

Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Вот уже много лет я веду дневник – одно время мишень бесконечных насмешек Алёши. Ему, конечно, любопытно было знать, о чём я пишу. Но я уверила его,  что, по крайней мере, о нашей работе здесь нет ни слова, и он оставил меня в покое.
У каждого человека, должно быть, есть глубокие, никогда не заживающие раны. Есть они и у целых народов, у нас, армян, в частности. Сегодня, после февральских погромов, все мы немного не в своей тарелке. В воздухе продолжает витать угроза ли, тревога ли, не знаю, как определить. Нарастает и нарастает напряженность между армянами и татарами. Две общины с недоверием глядят друг на друга и в Баку, и в Шуши.
Позавчера вечером неожиданно приехал Левон со старшей дочерью. Когда Алексей открыл дверь, он даже вскрикнул от удивления: с порога ему во весь рот   улыбались нежданные гости. Левон, мой брат, держал в руках небольшой деревянный сундучок, а Ниночка, его дочь, – саквояж, обитый черной кожей. Я выбежала на шум и тут же оказалась в объятьях брата и племянницы. Выяснилось, что на их поездке в Баку настояла мама. Обеспокоенная февральскими погромами, она снарядила сына в дорогу, предварительно уложив на дно сундучка дуэльный  пистолет, много лет мирно висевший над кроватью Левона. Провожая моего брата,, мама сказала: «Теперь я спокойна. Если, не приведи Бог, нападут разбойники, ты сможешь отбиться и отстоять честь Ниночки!»  Представляю, как Левон извлекал бы музейный этот пистолет со дна сундучка, битком набитого снедью, как разбойники терпеливо бы дожидались этого и как они попадали бы в обморок при виде столь грозного оружия. Но шутки в сторону, поводов для беспокойства у мамы было предостаточно. Ведь недавно в Баку прошли погромы армян, и тут все еще неспокойно… Погромы шли три дня, но ни полиция, ни войска даже попытки не предпринимали навести порядок.

 

32.КАДРЫ ПОГРОМОВ ИЗ ФИЛЬМОВ

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

На Биби-Эйбатских промыслах армяне – их среди рабочих большинство, – услыхав, что в городе начались погромы, вооружились кто чем: ножами, железяками, ломиками, и двинулись на помощь соплеменникам. Не тут-то было. Город оцепили жандармы. Погромам они не мешали, зато рабочих остановили и разоружили. 




33. ИНТ. ЗАЛ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ. ДЕНЬ

Ведущий держит в руках газету.

К.П. ГАЗЕТА «ДРОШАК»


ВЕДУЩИЙ

Бакинская газета «Дрошак»  писала. (читает)  “ К полудню 9 февраля истек срок, отведенный, как говорят, губернатором Накашидзе на погромы. Надо было что-то предпринимать, ещё немного – и никто бы не загнал джинна в бутылку. Губернатор   пригласил к себе городского голову, татарского муфтия, епископа Ананию и других почтенных лиц. Они двинулись по городу с белым флагом, причем впереди шагал сам генерал-губернатор, в мундире и при всех регалиях. Войска тоже получили  соответствующий приказ и открывали огонь по тем, кто еще не утихомирился. Началось подведение итогов.  Создали татаро-русско-армянский комитет по оказанию помощи пострадавшим. Он и огласил данные: было убито 205 армян, из них 20 детей, и ранено свыше 120-ти. Мусульман убито 111, ранено 128, детей среди них не отмечено. Имущественно пострадали свыше 450 армян и свыше 60  мусульман.  Был француз, инженер с промыслов Мишель Тимони. Он самолично спас несколько армянских семей, а потом дал показания комиссии адвокатов, ужасные показания, правдивые. Татары его возненавидели. Улучили момент и живьем бросили в горящую буровую яму.

34. КАДРЫ БАКУ.

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

С наступлением “мира” как армянское, так и мусульманское духовенство в Баку активно выступило с увещеваниями о “братском единении народов”, причем на проповеди епископа Анании присутствовал казий, и наоборот. Почтенные армяне, мусульмане и русские создали комитет по умиротворению населения. В те дни  в Баку было введено военное положение, но отнюдь не для защиты мирных граждан. Их не защищали ни во время погрома, ни в последующие дни. Я имею в виду власть, а не отряды самообороны. Но резня привела к неожиданному для властей результату: явное, открытое попустительство погромщикам со стороны администрации вызвало всеобщее возмущение.”Отчего власти не положили конец уличной резне?” Вопрос требовал ответа, и ответ последовал, негодующий ответ: “Власти бездействовали”.   Именно так написало и московское  “Русское Слово”.

К.П. ГАЗЕТА” РУССКОЕ СЛОВО”
КАДРЫ БАКУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

В городе собирались один за другим многотысячные митинги. Выступали представители всех национальностей, говорили, что вражды между армянами и мусульманами не было и нет, а происшедшее – провокация самодержавия. Требовали наказать истинных виновников. Произносили революционные речи. 16 февраля в Петербург из штаба корпуса жандармов полетела отчаянная телеграмма:

На экране телеграфным способом  выстукивается текст телеграммы.
 
“Третий день в общественном клубе происходят открытые заседания для желающих, где члены революционного комитета взывают сбросить самодержавие и с оружием в руках смело двинуться в кровавый бой... Полиции не существует; власть в беспомощном состоянии. Благомыслящие русские просят защиты, так как все, кроме них, вооружены и сейчас преступное сборище в 3000 человек заседает в центре города. Генерал-майор Медем”.




ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

    Вслед за этой телеграммой полетела новая.

На экране телеграфным способом  выстукивается текст телеграммы.


“В Баку анархия: вчера на собрании учитель Васильев взывал к убийству царя и уничтожению всего романовского дома. Заседание Думы по неотложным вопросам не состоялось, вследствие скопления евреев, агитаторов-армян, пытавшихся произносить революционные речи... Подготовляется трехтысячное собрание в цирке, а в общественном собрании – гимназистов под руководством учителей. Губернатор присужден к смерти. Если не будут приняты самые серьезные меры, положение станет критическим. Генерал Медем”.

Шаров в свою очередь информировал свое начальство:”Следующие погромы планируется осуществить в Шуши”


35.ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР.

Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Власти Шушинского уезда и полиция, состоявшие в основном из татар тоже открыто готовились к резне. Татар собирали в шайки и усиленно вооружали. О характере карабахской полиции говорят такие детали, которые собрали мы с Алешей.  В Арешском уезде (центр – Агдам) награбленный у армян скот татары гнали в имения полицейских приставов: все три пристава были татарами из Шуши. Евлахский пристав Аббас Везиров был главным организатором разбоя на шушинском тракте. Ограбленные там армяне шли к шушинскому полицеймейстеру Хосров-беку – и получали ответ: “Это не мое дело – обращайтесь к уездному начальнику!”  А ханкендинский пристав попросту заявил пришедшим к нему родственникам убитого армянина: “Пошли вон!” Такого рода “хранители порядка” вели усиленную антиармянскую агитацию среди своих единоверцев. Одновременно шла агитация и от бакинского, как тогда говорили, панисламического комитета (т.е. националистического кружка Топчибашева, Агаева и др. ¬– зародыша будущей партии “Мусават”). Для погрома ждали только удобного повода...

36. НАТ. ШУШИ. ДЕНЬ. КАМЕРА ФИСКСИРУЕТ МЕСТА, О КОТОРЫХ РАССКАЗЫВАЕТ ВЕДУЩИЙ – ТАТАРСКУЮ ЧАСТЬ, АРМЯСКУЮ ЧАСТЬ, МЕСТО, ГДЕ НАХОДИЛСЬ ЭРИВАНСКИЕ ВОРОТА И Т.Д.  ТО ЕСТЬ КАМЕРА ПОСТОЯННО В ДВИЖЕНИИ.

ВЕДУЩИЙ

Самые подробные сведения о событиях в Шуши были опубликованы в книге Павла Шехтмана “Пламя древних пожаров”, в которой этим событиям посвящена целая глава. (Показывает книгу телезрителя. К. П. книги) Шехтман пишет:
”Резня в Шуше становилась неизбежной… Тем временем в татарской части громили дома и лавки армян. Разгромили и сожгли военный лазарет. В городе вслед за пожаром лазарета воцарилась полнейшая анархия, а малочисленная полиция, состоявшая исключительно из мусульман, не в силах была удержать озверевшую толпу мусульман от насилия, грабежей и поджогов. Так, татары, вооруженные насосами, обливали дома армян керосином и поджигали их. Благодаря сильному ветру, огонь быстро переходил от одного здания к другому... повсюду около пожаров стояли вооруженные татары и производили стрельбу. Делали они это, видимо, для того, чтобы не допустить армян к защите своего имущества. Таким образом огонь уничтожил более 200 домов, большинство армянских лавок, аптеку Григорьева, театр Хандализова и мировой отдел. Установлен факт о намерении поджечь армянскую церковь...

37. КАДРЫ ПОГРОМОВ И СТОЛКНОВЕНИЙ ИЗ ФИЛЬМОВ

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ


ВЕДУЩИЙ
В особенности тяжелое впечатление производит на зрителя центральная часть города. Тут огонь произвел полное опустошение, и там, где несколько дней тому назад гордо красовались двух- и трехэтажные каменные здания, теперь одни лишь развалины, обгорелые стены и груды всякого хлама… 19 августа татары сожгли Гадрут, ограбили Амарасский монастырь и унесли мощи св. Григория (вскоре разысканные и возвращенные властями)…
Кстати, когда в октябре  Надежда с Алексеем приехали в Шуши, они нашли родительский дом в целости и сохранности. Оказалось, что дворник-татарин при виде приближающейся разъяренной толпы вышел ей навстречу и обратился  к мародерам со словами: “В этом доме Саркис-бек Шакаров бесплатно лечил ваших детей. Поворачивайте обратно”.


38.НАТ. ШУШИ. РАЗВАЛИНЫ ДОМА, С КОТОРОГО НАЧАЛОСЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ


ВЕДУЩИЙ

Итальянский журналист и дипломат Луиджи Виллари путешествовал по югу России в 1905 году, а вернувшись на родину, написал книгу «Огонь и меч на Кавказе», изданную в Лондоне. Вот  отрывки из этой книги…

К. П. КНИГА ЛУИДЖИ ВИЛЛАРИ. 


39.ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР.

Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Только что закончила чтение восьмой главы, которая называется “Армяне, татары и российское правительство”. Нигде и никогда я не встречала столько лестных высказываний о моем народе. Ну, например: “Лично я имел дело с армянами, чьи манеры и привычки были абсолютно светскими, находясь среди них, я чувствовал себя в обществе изысканных европейцев, даже если не принимать во внимание их доброту и радушие по отношению лично ко мне”.  Или”В целом трудно обвинить армян в нечестности, у большинства из них исключительно высокое понятие о чести. Коммерческая способность, доходящая почти до гениальности, позволила им взять в свои руки экономическое развитие края”.
А вот еще: “Любовь к образованию – одна из наиболее впечатляющих особенностей армян, представители всех классов с рвением обучаются сами и стараются дать своим детям хорошее образование. Безграмотные крестьяне пытаются скопить нужную сумму и готовы даже голодать, чтобы отправить детей в достойную школу и, при возможности, в университет. Многие состоятельные армяне делают значительные пожертвования на школы и стипендии учащимся”.
 
40.НАТ. ШУШИ. РАЗВАЛИНЫ ДОМА, С КОТОРОГО НАЧАЛОСЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ

ВЕДУЩИЙ

В отличие от нашей героини, сосредоточим наше внимание вот на чём. Виллари, по сути дела, разделил мнение о значимости нефтяного фактора, некогда высказанное Алексеем. Мало того, итальянец отметил и роль армян в этой сфере: (читает книгу) “Своим развитием Баку прежде всего обязан армянам – они были первыми в широкомасштабной разработке нефтяных месторождений современными методами, они составляют значительную часть квалифицированных рабочих, а также управляющих, инженеров и капиталистов”.
Далее Виллари вскрывает причины напряженных отношений между двумя  закавказскими народами: (читает) “В Баку, где армяне находятся в меньшинстве, они преобладают в городском совете, тем более что закон запрещает нехристианам иметь больше половины мест в органах местного самоуправления. Армяне успешно конкурируют даже с иностранцами. Хотя армянский капитал составляет в отрасли всего 35%, пять из семи членов "Съезда" ("Совета производителей нефти") – армяне по национальности. Татар нет не только в "Совете производителей", но и в Комитете фондовой биржи”.
Именно это обстоятельство и послужило, по мнению Виллари, причиной бед, обрушившихся на армян

 ИНТ. ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

Тут собрано много книг, касающихся армян и армянского национального характера. Очень хорошие книги. Но замечания Виллари написаны в тот период, который является предметом исследования нашего фильма. Поэтому продолжим цитировать его. Думаю, замечания итальянского журналиста будут интересны многим.  Итак, в своей книге  Виллари задается риторическим вопросом: “С какой стати татары должны ненавидеть армян больше, чем других христиан, к примеру, русских и иностранцев?” И тут же даёт ответ: “Причина в том, что армяне живут рядом с ними в большом числе, тогда как другие христиане сравнительно малочисленны. Армяне –  коренные жители, тогда как русские приезжают сюда в качестве солдат, государственных служащих, временных наемных рабочих и уезжают через несколько лет. Иностранцы прибывают делать деньги и точно так же быстро отбывают восвояси.

К. П. БОЛЬШАЯ КАРТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ВЕДУЩИЙ (подходит к ней)

Причины, побудившие правительство, мягко говоря, “не замечать” гонений на  армян, полагает Виллари, надо искать в том, о чем уже говорилось в предыдущих главах его книги. А именно: “Российские власти и в некоторой степени сам народ устали от проблем восточных христиан и начали сожалеть о пролитой крови и затраченных средствах, которые не принесли ни немедленных выгод, ни даже благодарности. Страдания армян вызывали еще меньший отклик – будучи неправославными, они не пользовались в России особой симпатией…
С учетом этого чрезвычайно желательным стало достижение взаимопонимания с Турцией как с целью вытеснить Великобританию с Востока, так и для собственной безопасности. Для соглашения с турками России необходимо было отказаться от защиты прав восточных христиан, в данном случае армян, которые считались наиболее опасными врагами Оттоманской империи…”
Говорят, лучше поздно, чем никогда. Пусть и спустя целое столетие, хочется от лица всех армян, от имени армянского народа поблагодарить Луиджи Виллари за сочувствие, добрые слова и, главное, за правду. А пока вернемся к Надежде Шакарян, благодаря дневнику которой нам стали известны подробности последних  лет ее жизни и трагической гибели ее супруга.


41.ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР. ПРОШЛО БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ ПОСЛЕ ПОГРОМОВ АРМЯН.ШАРОВА  СРОЧНО ВЫЗВАЛИ В ПЕТЕРБУРГ.

Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗАКАДРОМ

Почему я так люблю Алешу?! До встречи со мной это был сухой математик, неловкий и довольно грубый, вернее, неотёсанный; я создала Алексея, моего Алексея, душевно тонкого, красивого. Как же мне трудно теперь без него. Он – мой, моя собственность, я его вылепила и имею на него все права... Мне нравится в нем, кроме всего прочего, риск, окружавший нас в годы совместной жизни.  Я привыкла к риску, приноровилась, и без него всё стало бы как-то пресно. Если же риск однажды материализуется, если нам не повезёт… Ну что ж, мы знали, какую судьбу себе выбирали, и не сойдем с избранного пути. Сойти со своего пути – трусость, а мы с Алёшей не трусы.
Вот уже неделя, как я в Шуши. Да! Мне страшно… Мне действительно страшно! Я никогда ничего не боялась, а теперь боюсь. Теперь я точно знаю, что сны – реальность! Кто знает, сколько бы я проспала, не приснись мне Алексей. В кромешной темноте я едва различала его лицо. Он подавал мне какие-то знаки, но в чём был их смысл? Потом темнота мало-помалу рассосалась, однако вместе с ней исчез и Алексей.

42.СОН НАДЕЖДЫ.

Кромешная темнота. Она видит Шарова. Точнее, едва различает его лицо. Все, как в ее дневнике. Он подает какие-то знаки, она всматривается, но не понимает их смысла. Темнота мало помалу рассасывается, но вместе с ней исчезает и Шаров.

43.ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР.

Надежда Шакарян сидит перед письменным столом. На столе – уже знакомый нам дневник, открытый на начальных страницах. Горит зеленая настольная лампа.  Склонившись над дневником, она пишет.
 
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

 Я вновь одна. Что со мной будет? Обычно дурной сон обрывается пробуждением, и всё становится на места; сон – это всего лишь сон, и с жизнью у него ничего общего... А тут сон властвовал надо мной.  Я взглянула  в зеркало и не узнала себя: вся какая-то почерневшая, увядшая. А накануне вечером мне казалось, что все плохое позади: Алексей скоро возвратится, жизнь потечет обычным своим руслом. Одна беда – хватит ли сил? Последнее время я сильно устаю, да и нервы стали сдавать. А ведь у меня перед глазами живой пример – мама. После смерти папы она безропотно взвалила на себя заботу о многочисленной нашей семье. Подчас я просто диву даюсь, откуда в ней столько энергии. Крутится день-деньской, как белка в колесе, и всё ей нипочем. Она уже прабабушка, но по ней этого не скажешь. И как она только успевает готовить на такую ораву? Правда, ей очень помогает Наталья. Чистота в доме, уроки детей, приём гостей да мало ли что ещё – это на ней.
Надо было немного прийти в себя, и, пока домашние не проснулись, я пошла прогуляться. Идя по тихим, еще сонным улицам и вглядываясь в живописные очертания проступающих вдали гор, я вдруг поняла – во мне и вокруг что-то изменилось. И, может быть, изменилось необратимо.

44.НАТ. ШУШИ. ГОРЫ.

Надежда Шакарян гуляет в одиночестве. Она задумчива, грустна.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС  ЗА КАДРОМ

Я согласна с Достоевским, у которого вычитала такое: “Отцы спрашивают у учителя: что есть ад? Он отвечает: невозможность более любить”…
А я привыкла считать иначе. Любовь иррациональна. Любви не надо учиться и тем более нельзя учить. Она, пока есть, и непрестанна, и постоянна. Момент, когда двое совершенно чужих людей вдруг обнаружили, что разделявшая их стена рухнула, становится для них и самым волнующим, и самым прекрасным в жизни. Так и произошло у нас с Алексеем. Вот почему наша с ним любовь никогда не порождала ни в нём, ни во мне чувства вины или же тревоги. Не знаю, как он, а я за двадцать восемь лет осознала, что любовь – искусство. Такое же, как искусство жить. Между прочим, жить – это искусство,что тоже мало кто понимает. Если хочешь научиться любить, поступай точно так же, как если бы хотел научиться любому искусству – музыке, живописи или, скажем, столярному, врачебному или инженерному делу. Так относились мы с Алёшей к нашей опасной работе. Так относились мы и друг к другу. Он был для меня центром вселенной, пупом земли. Кажется, и я для него была тем же.
  Вот почему я так его люблю...

45. НАТ. ШУШИ. РАЗВАЛИНЫ ДОМА, С КОТОРОГО НАЧАЛОСЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ

Ведущий держит в руках дневник в коленкоровом переплете. Осторожно перелистывает его.

ВЕДУЩИЙ

Это последняя запись в дневнике Надежды Шаровой, урожденной Бек-Шакаровой. Символично, что дневник обрывается признанием в любви. Что же стало с ней и с ее мужем, людьми, которые посвятили себя служению Российской империи?   


46.НАТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОНТАНКА 90.  ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ


В разгар мировой войны Россия испытала нехватку сахара, хлеба, керосина и других продуктов первой необходимости. Они таинственным образом исчезли с рынка, словно их и не было. Генералу Батюшину, особо доверенному лицу императора, поручили возглавить комиссию по противодействию откровенным разрушителям российской экономики. Кто, собственно, имелся в виду? Поимённо пока ещё никого не называли, но речь шла о тех финансистах, биржевых маклерах и прочих воротилах большого бизнеса, у кого был прямой выход за границу. В доме на Фонтанке, 90 Алексей Шаров, откомандированный в распоряжение этой комиссии, увидел подъезд с табличкой на дверях: «Комиссия генерала Батюшина». И вошел.

Ведущий задирает голову, смотрит на табличку. Потом входит в дом.

47.ИНТ. ВНУТРЕННОСТЬ ДОМА. ДЕНЬ

По лестнице поднимается уже не ведущий, а Алексей Шаров в форме офицера российской армии.

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

Он поднялся по давно не мытой, пахнувшей мышами лестнице на третий этаж и вошел в полутемную приемную. Из мебели там имелся разве что грязный топчан. Восседавший на нём жандарм с неопрятной щетиной лениво взглянул на документы и кивнул Алексею на дверь кабинета.

Все, о чем говорит ведущий, происходит на экране.

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

Знаменитый генерал сидел за простым столом. По правую сторону от него устроился Владимир Георгиевич Орлов, военный следователь по особо важным делам при штабе верховного главнокомандующего. Орлов держал в руках толстую зашнурованную папку. На обложке Шаров сразу же разглядел свою фамилию. Генерал встал, поздоровался с Шаровым за руку, предложил сесть и взял у Орлова папку. Расшнуровал её и стал перебирать содержимое. Алексей заметил под ворохом документов стопку листков, оформленную как-то чересчур уж знакомо. Вдруг его осенило: это же мой  доклад о развитии нефтяной промышленности в России. Когда я писал его? Лет пятнадцать назад. Удивительно. Значит, в него до сих пор ещё заглядывают... Интересно, что они собираются предложить мне сейчас? Понятно. Я возвращаюсь в Баку и пытаюсь выяснить, куда деваются эшелоны с мукой и сахарным песком, отправляемые в Закавказье

48.НАТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОНТАНКА 90.  ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

Ну а после февральской революции, когда царя заставили отречься, и к власти пришло временное правительство, не заинтересованное в данном расследовании, комиссия Батюшина, равно как и сам генерал, оказалась в числе изгоев. После серии провокационных статей в «Русской воле» и «Биржевых ведомостях» 8 апреля 1917 года генерал-майор Батюшин был задержан и до ноября находился в заключении. Сразу вслед за этим и начались аресты членов комиссии. Они производились 16 и 18 марта. Аресты свалились на них, как снег на голову. Арестовали также и Алексея.Однако его не расстреляли. Не успели. В Новониколаевской тюрьме, куда его бросили вместе с коллегами по комиссии, он заразился брюшным тифом и умер в декабре. К тому времени большевики ещё не разобрались в доставшемся им наследии.
После получения известия о смерти мужа в глазах у Надежды поселилась невыразимая черная тоска. Ничто не могло её заглушить – ни чуткость окружающих, ни чтение, ни дневник. Она брала его время от времени в руки, листала, рассеянно просматривала то одну запись, то другую. Наконец сунула тетрадь в саквояж черной кожи, забросила куда-то с глаз долой и забыла про его существование. При бегстве из Шуши до саквояжа не дошли руки. Так он и пролежал сорок лет в развалинах.   
А между тем на территории бывшей империи происходили знаменательные события.

49.КАДРЫ СТАРОЙ КИНОХРОНИКИ.

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

В феврале 1918 года в Тифлисе был созван  Закавказский сейм. 9 апреля сейм объявил об отделении Закавказья от России и провозгласил Закавказскую Демократическую Федеративную Республику, объединившую Грузию, Армению и Азербайджан. Однако Закавказская федерация просуществовала недолго, поскольку Азербайджан стремился объединиться с Турцией, Грузия же рассчитывала на опеку Германии. Армения осталась верна союзническому долгу перед Антантой, но Антанте было не до неё. Большевистская Россия, которой тоже хватало собственных забот, смотрела на «империалистическую» Армению с подозрением. Едва русская армия покинула свои позиции, началось наступление турецких войск. Оно лишь ускорило распад Закавказья.
26 мая 1918 года сейм констатировал этот факт и сложил свои полномочия. В тот же день объявила о своей независимости Грузия. 28 мая провозгласили свою независимость Азербайджанская демократическая республика и Республика Армения. До роспуска Закавказского сейма Нагорный Карабах входил в состав Елизаветпольской губернии. Правительство Азербайджана поспешило заявить, что новообразованную «демократическую республику» составляют Бакинская и Елизаветпольская губернии. Тем самым, едва – впервые в истории – народившись, Азербайджан стремился закрепить за собой Карабах и Зангезур – армянские исторические территории с преобладающим армянским населением. 15 сентября 1918 года турецкие части вошли в Баку. Началась массовая резня армянского населения, жертвами которой пало 30 тысяч человек. Разгрому и уничтожению подверглись десятки, может быть, и сотни сёл Бакинской и Елизаветпольской губерний. В этих условиях турки второй раз выдвинули ультиматум, требуя от карабахцев разоружиться, пропустить турецкие и азербайджанские войска в Шуши и признать над собой власть Азербайджана

50. ИНТ. ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ. ДЕНЬ

ВЕДУЩИЙ

31 октября 1918 года Турция признала свое поражение в мировой войне. Её войска отступили из Закавказья, а их место в декабре заняли англичане, ставшие здесь полновластными хозяевами. На сей раз Азербайджан пытался захватить Нагорный Карабах уже с их помощью. Без согласия Англии новые границы в Закавказье не могли быть установлены. Заявив, что судьбу спорных территорий должна решить Парижская мирная конференция, на деле английское командование не жалело усилий подчинить карабахцев Азербайджану. Британия стремилась полностью контролировать вывоз бакинской нефти и окончательно отделить Закавказье от России. Азербайджану в этой ситуации отводилась роль форпоста Запада, препятствующего советизации региона. Поэтому политика союзных держав на Южном Кавказе имела проазербайджанский уклон. Решение карабахского вопроса затягивалось, скорее всего в расчете на благоприятное для Азербайджана развитие военно-политической ситуации. Среди прочего подразумевалось изменение здесь этнической картины. 15 января 1919 года азербайджанское правительство “с ведома английского командования” назначило Хосровбека Султанова генерал-губернатором Нагорного Карабаха. Одновременно карабахцам предъявили очередной ультиматум.19 февраля 1920 года Султанов потребовал «немедленно решить вопрос окончательного присоединения Карабаха к Азербайджану».      Столкновение с азербайджанцами стало неминуемым. 23 марта 1920 года турецко-азербайджанские войска вошли в Шуши,  разграбили, сожгли и, по сути, стёрли с лица земли этот пятый в то время по числу жителей город Закавказья. В тот день погибло свыше 20 тысяч армян. Семья Шакарян бежала в Тифлис.  После советизации Грузии арестовали и расстреляли Надежду. В тифлийской тюрьме оборвалась жизнь моей героини.



51. НАТ. ШУШИ. РАЗВАЛИНЫ ДОМА, С КОТОРОГО НАЧАЛОСЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ

Ведущий держит в руках дневник в коленкоровом переплете. Осторожно перелистывает его.

ВЕДУЩИЙ

Вот такова история Надежды Шакарян и ее мужа, российского офицера Алексея Шарова. В этой истории переплелись сложное, полное потрясений время и трагические судьбы многих людей, в том числе и наших героев. Философы говорят, что история повторяется циклами. Не знаю, так ли это. Хотя логика событий конца девятнадцатого и начала двадцатого века очень похожа на логику событий конца двадцатого и начала двадцать первого века. Бакинская и шушинская резня того времени повторились в своем зеркальном отражении, и снова в Баку и на этот раз в Сумгаите. Опять на почве национальной ненависти и истерии, развязанной азербайджанскими правителями, погибли сотни армян, а сотни тысяч были депортированы со своей земли. На которой они жили веками. И сегодня нефть и газ служат яблоком раздора и поводом развязывания политических и военных авантюр, как это было сто лет назад. И сегодня Англия против армян, за исключением таких лиц, как баронесса Кокс. Это подтверждается циничным обсуждением Геноцида в британском парламенте, и бесцеремонным антиармянским поведением их посла в Ереване, и позицией основных британских СМИ. И сегодня полно сломленных человеческих судеб, покалеченных душ и недосказанных признаний любви. И сегодня армянскому народу отказывают в праве жить на своей земле и мирно строить свое настоящее и будущее.
 Мы попытались снять честный фильм обо всем этом. И показать на примере одной истории любви, вписанной в эту коленкоровую тетрадь рукой сильной духом и любящей женщины, что любить лучше, чем ненавидеть, а понимание и сопереживание есть высшие истины, ради которых и стоит жить, Может быть, наш фильм поможет кому-то хотя бы в какой-то степени осознать опасность вражды и ненависти. Пусть на этом и закончится история дневника женщины из Шуши…


               

52.НАТ. СОВРЕМЕННЫЙ ШУШИ. ДЕНЬ.

Возвращение в начало. Сегодняшний Шуши. Восстановленные после артобстрелов церкви, гостиницы. Дети, играющие на улице. Детский смех. Люди. Нет музыки. Нет закадрового текста. Просто сегодняшний город с его хаосом звуков. Проехала машина, переговариваются люди. Камера выхватывает то один кусок города, то другой. Как будто ищет что-то.

53. БЕЛЫЙ  ЭКРАН. ПУСТОЙ

Но вот камера находит то, что искала.  Старые семейные фотографии Бек- Шакаровых. Женщины в карабахских нарядах, мужчины в костюмах конца 19 века или национальных одеждах. Неподвижные позы, глаза, смотрящие в объектив. В глазах – ожидание. Этих людей давно нет, но они как живые. Фотографии чередуются. Затем идут другие фотографии. Это уже фотографии Шуши конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Одно – двухэтажные дома, вывески магазинов, школа, реальное училище и т.д.   Вдруг фотографии как будто плавно оживают, превращаются в кадры старой кинохроники. Блики света на старой пленке, смешные движения людей. На фоне всего этого идут титры фильма. Они сопровождаются музыкой. Той музыкой, которую слушали армяне в Шуши. Титры проходят. Музыка обрывается. Прошлое уходит. Высвечивается будущее. Безоблачное небо…Солнце.  Детский смех.


КОНЕЦ