Из воспоминаний ветеранов омсбон осназ

Александр Бочаров 3
ИЗ КНИГИ "ЛИТЕРАТУРНАЯ КОСАЯ ГОРА"

(Из книги «Один за всех и все за одного!)

… Нам с Валерией боевой товарищ из Тулы Леонид Сёмин прислал 26 школьных тетрадей. Тогда он был моложе всех нас, смелый до отчаянности, но беспрекословно подчинялся дисциплине. Прочитали мы его тетради и поразились: да ведь это достоверная летопись нашего отряда! Какой же цепкой памятью, наблюдательностью обладал наш юный Лёня!
Давайте зачитаем две выдержки. Время действия: прибытие отряда к месту назначения – партизанскую зону Героя Советского Союза Станислава Алексеевича Ваупшасова (Градова).
«…Нас , подрывников пригласили в штаб. Выступил  командир партизанского соединения: «… Товарищи, – сказал он,  – вам предстоит выполнить трудное и опасное задание. Сложившаяся обстановка такова: железная дорога Минск –  Бобруйск – это основная артерия, по которой немцы везут войска, технику, боеприпасы и продовольствие на фронт. Дорога тщательно охраняется круглосуточно. Ночью, кроме часовых, ходят патрули.
Устраиваются засады на партизан. Имеются две подвижные, хорошо вооружённые группы с собаками для борьбы с нашими диверсионными группами. Бояться их не следует. Были уже стычки, но немцы в лесу далеко не преследуют. Лес по обеим сторонам железной дороги вырублен. Подходы к полотну устланы воспламеняющимися ампулами и заминированы. На телеграфных столбах пристроены прожектора. Сооружены наблюдательные вышки. Охраняют железную дорогу два бронепоезда с радиостанциями и десантом, который вооружён автоматами и лёгкими миномётами.
Центральный штаб партизанского движения приказал уничтожить бронепоезда. Ежедневно на задание уходят несколько групп и возвращаются ни с чем. Так что выполнить задание не так-то просто. Но нужно!».
Воспроизведённая Лёней речь С.А.Ваупшасова даёт представление о том, в каких условиях доводилось действовать бойцам нашего отряда. Вскоре «охотники» за бронепоездами скрылись в неизвестном направлении. В первую группу, командиром которой назначили  испанца-антифашиста Филиппэ Эскрибано, вошли Яков Фокин, Леонид Сёмин,Феликс Курлат и Евгений Лазаревич.
Прошло более двух недель, а их всё нет.Наконец все пятеро вернулись целёхенькие и весёлые.Их сразу окружили, стали поздравлять с успешной диверсией.Наш командир, старший лейтенант Кузнецов, весь сияющий, сказал:
 – Ну, милые девчата, отстукайте в Москву и в штаб генерала Рокоссовского радостную телеграмму!
И,конечно,всем было интересно узнать,как ребятам удалось совершить эту диверсию? В тетради Лёни есть такая запись:«…Больше недели мы на задании, а результатов нет никаких. С девушками, нельзя было Подкрадывались к полотну дороги в разных местах и каждый раз отходили:то неудобная позиция,то обнаруживали нас,то поблизости сторожевая будка.
Отдохнули в совхозе, рассказали о своих неудачах местным партизанам. Дали нам проводника Мальчика Ваню, лет шестнадцати, горбатенького. Он знал здешние места, как свои пять пальцев, проводил нас дождливой ночью к полустанку.
Когда мы подорвали бронепоезд и укрылись в лесок, все благодарили своего проводника- горбатенького, бесстрашного Ваню. И командир доложил о нём, как о равном участнике диверсии».
НАДЕЖДА ТЮРИНА, из книги «Один за всех и все за одного».
Из сборника «Ненависть,спрессованная в тол»
… В ночь с 1 на 8 апреля 1944 года подрывной группой Ф.Эскрибано из отряда Д. Кузнецова был взорван бронепоезд на полустанке Каменевка(у ст.Талька)на участке дороги Марьина Горка – Осиновичи.При содействии местного жителя, шестнадцатилетнего Ивана Соловьянченка группа под носом у фашистской охраны  проникла на полустанок, и подрывники Я.Фокин и Е.Лазаревич заложили не извлекаемую мину.При отходе группу накрыл луч прожектора, и её обстреляли из пулемёта и пушек.
Но бойцам удалось благополучно добежать до спасительного леса.«…В этот момент, – вспоминает подрывник Л.Сёмин,– ярко-белая вспышка,как молния,осветила всю местность.Сильный взрыв потряс воздух,за ним последовало пять ударов».Группа ещё не успела вернуться на базу,а там уже было известны результаты диверсии.«Как вам удалось накрыть эту «цель»?– спрашивает у Эскрибано Ваупшасов,– ведь мы так долго охотились за ней?»
Центр и командование фронтом специальной радиограммой объявила группе особую благодарность,и пожелали ей новых успехов.Через несколько дней группа,в которую входил и автор этих строк,вновь вышла на задание.Нас вёл тот же проводник Иван. Майская ночь коротка.Дважды проводники безуспешно пытались подойти к путям на перегонах,но их засекали часовые и патрули.Тогда Иван предложил проникнуть на станции Верейцы,в расчёте на то,что фашисты меньше всего ждут нас на станции и поэтому охрана там не будет столь бдительной.
Удачно обойдя посты,Иван вывел группу к полотну железной дороги.Фелиппэ и Иван залегли в охранении.Яков Фокин и Евгений Лазаревич быстро установили на первом пути мину нажимного действия.Мы с Леонидом Сёминым на втором пути ставили не извлекаемую мину.Работа требовала особой осторожности, контакты электровзрывателя– коварные спирали–то могли сомкнуться при малейшей оплошности.
Нельзя было оставлять никаких следов:ведь при утреннем обходе фашисты тщательно проверяют пути.Выбирали землю,клали в плащ-палатку.Ставим толовый заряд,на него  -минный ящик с щепкой-предохранителем,не дающей спиралям сомкнуться.И вдруг в воздух взвилась ракета.Упали в тень стоящего на соседних путях вагона.К счастью, фашисты нас не заметили.
Быстро зарываем мину,сняв с предохранителя,выкладываем вдоль пути камешки,  забелённые известью,и уходим,унося в плащ-палатке лишнюю землю.Группа спешно отошла к лесу.В этот момент со стороны Марьиной Горки раздался мерный стук колёс – эшелон набирал скорость(на перегонах,опасаясь мин,поезда шли медленно,а промежуточные станции проскакивали на большой скорости).«На мою идёт!..– сказал Фокин.Сердце стучало в унисон долгим секундам напряжённого ожидания:сейчас,ещё миг, ещё!.. Но эшелон пролетел станцию,продолжил свой путь на фронт.Трудно передать состояние Якова, такого у него,опытного подрывника,никогда не было!И тут он заявляет:« Я ам на следующую ночь пойду на станцию,найду мину, исправлю ошибку!.Нельзя, чтобы пропало столько тола».
 – Ну,что же, пойдём все вместе,– сказал Фелиппэ.Долгий летний день провели в лесу,а с наступлением вечера стали пробираться к станции. Залегли в небольшом овражке,метрах в ста от полотна дороги, вдоль прогуливались немцы,нельзя было и рукой пошевельнуть, отогнать от себя комаров: движение ветки или руки могло быть замеченною. Наконец стемнело, всё стихло. « Пора!..»,– Фелиппэ.На этот раз усилили охранение.К полотну поползли Яков Фокин и Женя Лазаревич.Как же долго их не было,ведь секунды казались часами!Наконец мы уловили впереди движение в кустах.«Порядок!..»,– шепнул Яков. «Отходим…»,– шёпотом скомандовал Фелиппэ. Только в лесу немногословный Яков доложил:«Еле нашёл чёртову мину!..». Оказывается,взрыватель встал под углом, не вертикально,вот почему мина не сработала.
Минут через двадцать лес вздрогнул от удара двух,последовавших один за другим, взрывов: случилось так, что мины сработали почти одновременно. Было уничтожено два паровоза,шестнадцать платформ с пушками,четырнадцать платформ с танками. Движение дороги было прервано на много часов.

ФЕЛИКС КУРЛАТ, подрывник отряда «Молот». Из книги «Ненависть, спрессованная в тол».