Цветаева, Мур и Демон

Юлия Неволина
Прочла тут как-то про то, что у Цветаевой был жутко эгоистичный сын Мур. И, думаю, это было не случайно.
Вероятно, у нее и муж был эгоистичен, да и дочь тоже.  И она их должна была немного раздражать и сердить. Марина Ивановна была в этом виновата, но и это было предрешено тогда, когда она стала писать. И виновата ли она?
Я вот думаю, что женщина-поэт, невероятно гениальный, какой была Цветаева, как личность, как человек, прежде всего, может быть понятна нам только с точки зрения той эпохи в которой жила и творила. Она родилась в страшное время. Революция, Гражданская война, годы эмиграции  прошлись катком по всему, что было гениального в России. Кто-то выжил, а кого-то раздавило это время.

Но я хочу поразмышлять о другом.
Как поэт и женщина,Цветаева разорвала себя между семьей и поэзией. И с этой точки зрения ее, как человека, тоже следовало бы понять.
Я же смотрю на все со своей точки зрения. Я мистик. Для меня все, что связано со словами, имеет сакральный смысл.
Поэзия, на мой взгляд, есть система молитв, заговоров, мантр. Поэзия может заколдовать либо уничтожить. Поэзия может абсорбировать. Она же может быть пустой побрякушкой. Поэзии обычно служат. Вернее ее Демону.
Демон поэзии требователен и ему нужно всего поэта.  Если он получает не все, он мстит.
Но еще есть человек, женщина. А если она еще и мать? И здесь загвоздка, потому, что эгоцентричное «я» ребенка требует всю мать.
Женщина может родить и не стать матерью, у нее может полностью отсутствовать материнский инстинкт. У Цветаевой был материнский инстинкт. Но она была и поэтом.
Я не верю в то, что в настоящем поэте не сохраняется внутренний ребенок. Настоящий поэт всегда немного ребенок. И он же слуга. Он служит своему Демону — Поэзии.
Вообще родиться настоящим поэтом - это испытание и даже наказание Божье. Да, это род графомании. Это болезнь с блестящим результатом. Бездарный графоман всегда счастливее гения. Он всегда доволен собой. Ему только славы не хватает. Но это другое.
А женщиной-поэтом, жрецом слова - быть очень тяжело.  Я нарочито пишу – жрецом. Цветаева серьезно относилась к своему труду. Мне даже это где-то и неприятно. Так серьезно относится к стихам, так тяжело и серьезно. Боже мой!
Это какое-то тройное наказание, искупление неведомых грехов. Она начала писать, она вышла замуж, она родила. Да она с ума сошла! Она служила и Демону и Мужу и Детям, и Себе…
Цветаева отдавалась поэзии, она ею жила, питалась, как хлебом...
 В России вообще до сих пор не было женщин поэтов. Серебряный век выдал их на гора. Среди них была и она. Цветаева. Великая Цветаева.
 Они были первыми тогда, на заре века. И они были сильными поэтами. Серебряный век поэзии ознаменовался приходом в него женщин, где Цветаева стала одной из лучших. Она была уникальна.
Материнский инстинкт и традиционная роль женщины в традиционном мире предполагает, что все остальное - работа, творчество - это для хобби. Цветаева хотела соединить несоединимое и доказывала, что поэзия для нее профессия. Они все тогда хотели это доказать и бились насмерть. Ахматова была актрисой и она играла. Цветаева жила всерьез. До смешного и до ужасного. Ее близкие называли Царь-Дурой. Она садилась за стол с утра и писала. Ходила в Поэзию, как на работу. Она считала себя Великой и нужной Миру.

Мужчину сильно-то никто не осудит за то, что он оставит жену, детей, ради любви, ради свободы, ради работы, ради служения. А той, которой природой велено рожать, выкармливать и готовить ко взрослой жизни детей, априори, нельзя оставлять их.  Служи им и все тут! Хоть лопни!

Я тут не говорю про тех, кто балуется стихами. Они живут в гармонии с традицицией.  А ту, которая наделена гениальностью, как Цветаева, ту, которая была отравлена поэзией - это все бытовое рано или поздно разорвет. Она отдаст себя и поэзии и детям. И еще мужу. А это все разные векторы бытия. А,если она пожертвует творчеством ради детей, либо наоборот? В любом случае она будет страдать.

Вообще у женщин поэтов, даже у графоманок, всегда большие траблы с детьми. И у артисток тоже. Их дети заложники, их дети чаще несчастны, чем встроены в жизнь матери. Поэтому я не могу осуждать эгоцентричного 16 летнего Мура, сына Цветаевой, который писал в свой дневник, что мать не хочет для него что-то полезное сделать.
Он был щеголем, эстетом и хотел жить красивой, высоко духовной жизнью. Он не мечтал работать в поте лица в 16 лет, он слушал джаз, ходил в театры. Ему не нужна была Елабуга, он не мечтал родиться в Революцию. И не мать, в конце-то концов, вытащила его из-за границы, а отец. Мальчик только начинал жить, он хотел жить по-своему. Конечно, он не был воином, он был озабочен, ему хотелось спать с женщиной, ему хотелось развлекаться. Такой родился. И еще - в этом возрасте все дети ужасны. Исключения есть, но они редки.
Террибль инфант.
А еще он  - тот, который мстит ее жизни, ее судьбе, ее детям – этот неистовый, прекрасный, умный и вздорный Демон Поэзии.  Цветаева - догадывалась ли она, что за спинами трагических судеб неприспособленных к грубой жизни ее детей, маячит изнеженный этот самый капризный Демон, которому она служит?
Марина Цветаева, вероятно, чувствовала себя виноватой перед ним – перед Демоном. Она чувствовала себя виноватой и перед Муром. За то, что она не может всю себя отдать, за то, что нищая, за то, что Великая. Она сама же террибль инфант. Поэт - это взрослый ребенок. Поэт обязан жить, как ребенок.
Демон поэзии игрив. Ему необходим всегдашний праздник Эго. Даже, если поэт пишет про смерть, он с ней играет. Играет смертельно.

А Цветаева родила настоящих -  из плоти - детей. И ей, по законам природы, нужно было стать взрослой. Но внутренний ребенок диктовал свое. И она не выдержала. А тут еще и разрушение привычного Мира, Революция, приход того самого Хама к власти. Это же была страшная катастрофа! И ей было 47 лет. Была б моложе, возможно, выдержала бы все. Но ее психическое здоровье оказалось хрупким. А у настоящих поэтов кожи-то и не должно быть! И еще, подозреваю, что у нее началась гормональная перестройка на фоне всех этих несчастий. Это у женщин бывает. И это жуткий удар природы поддых. Депрессия в этом случае, как смерть. И эту депрессию Цветаева сама сняла с себя физической смертью.
За свою гениальность эта прекрасная женщина заплатила очень дорого. Она сама и  ее семья, включая детей, были уничтожены.