Сегодня и завтра из детства Лены. Иван Купала

Савицкая Пищурина Татьяна
Когда наступает завтра, оно сразу превращается в сегодня. Вот только открываешь глаза.  А если не спать всю ночь?  Если не закрывать глаза, может быть,  завтра постесняется  превращаться в сегодня?

Я люблю открыть глаза раньше, чем бабушка или мама зайдут в комнату. Они думают, что я сплю, что не ожидаю их тихих шагов. А я слышу все. Слышу, как бабушка  моет посуду на кухне, разговаривает с Мурзиком- это наш кот, он рыжий и пушистый, потом она выключает воду,  идет по коридору, вот открывает тихонько дверь… Подходит…  Ближе, ближе… « Ааа!»- вскакиваю я, подбрасывая подушку повыше. Подушка  шлепается на кровать, рядом  бухается  бабушка, придерживает щеки ладошками- значит, удивилась, выдыхает: « Аа-х!». Так начинается сегодня.

Есть кашу- это скучно. Но это- единственный путь скорее увидеть Толика и Мишку. Мама не  бывает строгой на кухне, но вот с бабушкой труднее. Она становится совсем другой, когда надевает передник с большим карманом, берет ложку и сдвигает брови, если видит, что я отсаживаюсь подальше от дымящейся тарелки с кашей. В этот момент даже Мурзик прячется под стол. Кашу он не любит, а потому- помогать не будет. Я ем, опуская ложку глубже, скребу по дну, пытаюсь расчистить его, ведь там обязательно кто-то нарисован. Бабушка  готовит кашу в разных сказочных тарелках. В прошлый раз, когда каши оставалось совсем мало, на дне я нашла Золушку. Сегодня, сдвинув кашу в сторону, пока она снова  наплыла обратно, я успела увидеть голову с длинным носом. Когда провела ложкой внизу, скользнули ноги в башмаках и самый краешек ключа. Под кашей прячется Буратино, но чтобы его увидеть, нужно  все съесть. Это сложно, ем я долго, но когда Буратино, наконец, становится виден в полный рост, бабушка улыбается, брови ее становятся веселыми. А я улыбаюсь Буратино на тарелке, которого бабушка сейчас будет мыть, и бегу во двор.

Толик с Мишкой уже здесь. Они строят дорогу. Гудят. Перевозят на большом самосвале песок и ссыпают его на краю песочницы. Гору разравнивают, так получается высокая дорога для маленьких машин. У меня с собой мой трактор. Он меньше самосвала, но в  его настоящем прицепе, двигая красную кабину, перевозить песок еще интереснее. Мы гудим, долгое время даже не разговариваем. Но вот Толик вдруг остановил самосвал, серьезно на нас взглянул и сообщил: « А сегодня праздник.»

- Что такое праздник?- это спросил Мишка, который только что похлопывал ладошкой по дороге, выравнивая ее.

- Это когда весело и будет что вспомнить. Так сказал мой старший брат,- все так же серьезно ответил Толик.

Я тоже не поняла, что это такое, бросила трактор , подошла к Толику.

- А что такое- будет что вспомнить?

- Этого я не знаю.

Мы решили пойти к брату Толика и узнать все же, что такое праздник. Брата Толика зовут Гена. Он давно ходит в школу,  говорит, что кашу давно не ест, и ему можно выходить со двора, когда вздумается. Мы нашли его в комнате. Он лежал на кровати, играя на гитаре. Мы столпились вокруг него, ожидая ответа. Он засмеялся, сказал, что расскажет, только шепотом, чтобы родители не слышали. Мы подошли ближе, приготовились слушать.

- Праздник – это когда все отдыхают. Они смеются, поют, гуляют. Но сегодня будет праздник, когда не нужно спать всю ночь!- услышав это, я так обрадовалась, что взмахнула руками и случайно толкнула Мишку. Он обиженно посмотрел на меня, но очень скоро мы забыли об этом. Генка продолжил  рассказ , и все интереснее оказывался этот самый праздник.- Так вот, всю ночь люди не спят, ходят к озеру, поют и жгут костры…- Я снова обрадовалась, но уже Мишку не толкала. С дедушкой в деревне мы всегда жгли костер, пекли хлеб. Это интересно и вкусно. Не то что каша…

Так мы стояли около Генки, слушая его, открыв рты, но тут серьезный Толик спросил:

- А что такое- будет что вспомнить?

Мы с Мишкой замерли- так скорее хотелось услышать, что ответит Генка. Но он не спешил. Засмеялся, потом встал, подошел к двери и выглянул в коридор. Только потом снова сел на кровать и шепотом  продолжил:

- В этот праздник шутят друг с другом. Если хотите, встретимся вечером в подъезде. Я покажу вам, что такое « будет что вспомнить».



Весь день мы играли в дорогу, но ждали вечера. Нам так хотелось, чтобы поскорее пришел праздник,  когда весело и будет что вспомнить. Я представляла, как все не будут спать, жечь костер и есть хрустящий хлеб, а потом наступит завтра, которое не посмеет превратиться в сегодня. Но костров никто не разжигал. Даже когда солнце повисло на краю неба, а бабушка стала звать меня с балкона ужинать, ничего вокруг не изменилось. Праздник так и не наступал, захотелось плакать. И тут мы увидели Генку. Он шел домой, с гитарой, насвистывая мелодию. Увидев нас, остановился, громко воскликнул:

- А, это вы! Я и забыл. Ладно, пошли со мной, только тихо. Я скажу, что делать, и пойду, мне некогда.

Затаив дыхание, мы побрели за Генкой. Быстро забежали в подъезд, как он велел.  Генка вскинул палец вверх, замер. Мы  тоже остановились, прислушались.  В подъезде было тихо. Конечно, в квартирах слышались и разговоры, и звук телевизора, и музыка, даже кто-то пел! Но в самом подъезде была тишина. Генка пригнулся, шепотом сказал:

- Давайте соберем коврики со всего подъезда и спрячем. Представляете, как все удивятся! Это будет настоящим праздником.

Мы рассмеялись, но вдруг Толик снова стал серьезным и спросил:

- Это и есть- будет что вспомнить?

-Да, - уверенно сказал Генка и махнул рукой, отправляя нас вперед, сам же двинулся к выходу.

Мы бросились по этажам, собирая коврики. Сложить мы их решили на самом верхнем этаже, под решеткой. Было весело. Подъезд теперь казался пустым и смешным. Раскрасневшиеся и довольные, просунув между решеткой последний коврик, мы пошли домой. Я бежала бегом из соседнего дома, поглядывая на бабушкин балкон.

 
 Когда бабушка всех накормила и села в кресло вязать, а Мурзик устроился рядом, чтобы внимательно следить за прыгающими спицами, я разложила игрушки рядом с ними. Но мне было скучно играть. Ведь сегодня вместо ночи должен был наступить праздник. Только почему-то я его не чувствовала, пусть уже было и весело, и мы сделали  «будет что вспомнить». Сначала я хотела пойти к дедушке и расспросить его о празднике. Может быть Генка что-то упустил важное.  Но дедушка читал газету в другой комнате. Я забралась на спинку кресла, наклонилась к уху бабушки.

- Бабушка…

- Что, Леночка?

- А сегодня будет праздник? Так сказал брат Толика.

- Да, сегодня праздник, когда солнышко ярче, чем всегда. Оно светит и дает много сил всему живому. Называется этот праздник- Иван Купала.

- И сегодня жарят хлеб на костре?

- Да, Леночка, но не в городе.

Я расстроилась. Значит, праздник этот не такой и веселый.

- А в городе делаю, значит,- чтобы было что вспомнить? Да, бабушка?

Но ответить она не успела. В дверь позвонили. Мурзик спрятался. Он всегда прячется- и когда звонят в дверь, и когда заставляют есть кашу. Бабушка отложила спицы, направилась в коридор. Щелкнул замок. Послышались голоса. Я узнала- это пришла  бабушка Мишки. Я выбежала в коридор, увидев и самого Мишку. Он был грустный. Это я сразу заметила. Опустив голову, стоял рядом с бабушками. Увидев меня, подбежал, шепотом сказал:

- Лена, моя бабушка как-то догадалась, что это мы сделали « чтобы было что вспомнить». Она очень разозлилась и наказала меня.  Откуда она узнала. Ведь в подъезде никого не было.

Мы стояли, нахмурившись. Бабушки бурно обсуждали наше поведение. Тут из комнаты выглянул дедушка. Сложил газету, улыбнулся в усы и подмигнул нам с Мишкой.

- Партизаны, а что же вы свои коврики не спрятали?  Оставили и Мишкин, и Толика…

Дедушка засмеялся. А мы с Мишкой тяжело вздохнули. Праздник нам не понравился. Костров не было, хлебом никто не хрустел, а, главное, «будет что вспомнить», оказалось, заканчивается  наказанием. Генке мы решили больше не верить……21-12-2015.