Воин, корабел, руководитель. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
   КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.

                ВОИН, КОРАБЕЛ, РУКОВОДИТЕЛЬ.

Это было под Кенигсбергом. Взвод разведчиков ворвался в оставленный немцами хутор. Он был пуст. Вошли в помещение. Длинный узкий коридор. Впереди шёл командир взвода — молоденький, совсем ещё мальчишка. За ним Миша Коваленко — помощник командира. А потом — все остальные.

На командиров разведчикам не везло. Присылали из училища скороспелых лейтенантов. Только привыкнешь к нему, иного полюбишь — и уже нет его. Быстро погибали ребята. То ли везения не хватало, то ли сноровки. Конечно, разведчики не блины у тёщи едят. Самое опасное на войне место - разведка. Впрочем, на войне все опасно...

Идут они по коридору. Тихо. Пусто. И вдруг — огонь из-под ног. Взрыв. Миша Коваленко понять ничего не успел. Как в черную ночь уронило его. Камнем упал. Ничего уже не видит, не слышит.

Очнулся ; у своих, в окопах. Весь в крови. Перепугался и решил, что уже помирает. Но ощупал себя ; цел. Нигде ни царапины. Только контузило. Слух почти потерял.

 Рассказали ему: командира разорвало и семь человек позади него ; наповал. Как он жив остался? Чудо просто.

В тот день, четвертого апреля 1945 года, исполнилось Мише Коваленко двадцать два года. Был он уже опытный разведчик. И как говорили, очень везучий.

Всего три месяца до того "заработал! орден Красной Звезды. Шли тяжелые бои. Наши войска несли большие потери. Городок Гумби;ннен был всего в семи километрах от нашей передовой, но взять его не удавалось. И решено было послать разведчиков.

Пробрались они, заняли первый окраинный дом и ударили по врагу с тыла. Стрельба послужила сигналом к наступлению. Атака была успешной. Полк получил название Гумбинненский, а разведчик Коваленко — боевую награду.

Прозвище у него тогда было — Большой Хохол. Разведчики народ остроумный, весёлый. Но с Коваленко и выдумывать особенно не пришлось: высокий, сильный хлопец из украинского корабельного города Николаев.

Отец его работал на «Навале». Сюда, на судостроительный, была прямая дорога и его сыновьям. После восьмилетки Миша поступил в судостроительный техникум. Но ; война...

Нет, она не порушила его мечту. Только отдалила её на пять лет. Вернулся в родной город и в техникум весь в орденах и медалях. Рассказывал родным о боях в Белоруссии, в Восточной Пруссии, о Берлине, где заработал орден Славы, высшую солдатскую награду.

После техникума направили Михаила в Ленинград. И город хорош, и работа интересная, а парня тоска гложет: ночами родной Николаев снится. Куда только ни обращался, а добился все-таки ; перевели на Черноморский завод.

«Ну, просто счастливый случай помог», — вспоминает теперь Михаил Иванович Коваленко.

Те, кто давно работают на нашем заводе, хорошо знают этого человека. Он начинал технологом, был мастером, начальником участка, начальником цеха. И вдруг, когда карьера, как говорится, была в основном сделана, 32-летний начальник передового цеха оставляет его и становится... студентом Николаевского кораблестроительного института. Завод выплачивал ему стипендию.

Коваленко доверие оправдал. Как во время войны, когда он шёл впереди всех в разведке, так и в мирное время решительно обгонял всех: институт закончил с отличием, получил «красный диплом».

А потом он — начальник достроечного цеха, сборочно-сварочного. В шестидесятых годах Михаил Иванович был председателем завкома профсоюза, помощником директора по быту, начальником СУ хозспособа...

Биография этого человека — часть биографии страны. Трудовой путь ; часть истории завода, Коваленко — патриот, он не изменял своей любви: ни своему городу,  ни заводу.

После окончания НКИ (Николаевский кораблестроительный институт) Михаила Ивановича направляли в Крым руководить родственным предприятием. Очень перспективное было предложение. Он даже заколебался: может принять? Но ; нет. Остался на заводе.

Подросли дети: дочь и сын ; и тоже пришли сюда. Работает слесарем восьмого цеха Александр Коваленко — черноморец в третьем колене. Рождается династия.

Счастливый случай или судьба? Михаил Иванович немного фаталист, он предполагает  влияние случая на судьбу человека. Потому и привёл, как пример, тот военный эпизод. Ни геройство, ни мужество, ни выучка молодого разведчика не нужны были тогда. Спас случай.

Но чтобы прожить жизнь достойно, на счастливый случай полагаться не стоит. Только от самого человека, от его активности зависит, как сложится его судьба.

Счастливый случай дал и мне возможность познакомиться с Михаилом Ивановичем Коваленко. Это человек неравнодушный, энергичный, хозяйственный. Помимо своих прямых обязанностей, как заместителя главного строителя, он всегда загружается бесчисленными общественными нагрузками. В то время он был председателем заводского Общества охраны природы. С постоянной настойчивостью выступал он в защиту «зеленого друга», к которому на заводе относятся, мягко говоря, не по-товарищески. Писал, звонил, докладывал, требовал ; и добивался. Бессовестные порубки деревьев временно прекратились. Теперь он передал бразды природоохранной власти другому. И что же? До тридцати деревьев за раз ложатся под топор.

Вот тогда он и пришел к нам в редакцию гневный и яростно защищал одно единственное дерево. Его вмешательство, газетные публикации помогли, если не спасти тополь, то - поднять десятки новых деревьев на месте срубленного.

Через день родные, друзья и товарищи будут поздравлять Михаила Ивановича Коваленко с днём рождения. Поздравляем его и мы.

2.4.83г.
               
                Л. ХАСХАЧИХ