Однолюб

Юрий Проскоков
               

     С Любашей  Сергей познакомился, когда отдыхал в доме отдыха  «Таргай». Он с  первого  дня заметил худенькую  симпатичную девчонку, когда  первый раз пришёл на танцплощадку. Она стояла в стороне, и как-то настороженно смотрела на кружащиеся в вальсе пары.
  -  Потанцуем? – Подкатил к ней Серёга.
  -  Да я плохо танцую – засмущалась она и сделала шаг от него – пригласите кого-нибудь другого.
  -  А мне вы понравились – набрался храбрости Сергей – так пойдём?
  -  Пойдём – согласилась она, и новая красивая пара влилась в хоровод танцующих.
     Во время танца успели познакомиться, потом, как-то незаметно для себя, оказались уже за пределами танцплощадки, на узкой аллее, с деревянными крашеными лавочками.
  -  Может, присядем? – Предложил Сергей – ты не устала?
  -  Хорошо – согласилась Люба – а то у меня ноги устали – гудят, на работе так не уставали, как от танцев.
     Потом опять бродили по ночным дорожкам, о чём-то говорили, Сергей рассказывал анекдоты, смешные истории из жизни. Любаша смеялась, всё больше и больше проникаясь симпатией к этому весёлому парню. Они начали встречаться каждый день, и уже не мыслили себя друг без друга, всё больше  и больше испытывая потребность в этих свиданиях.
     Незаметно подошёл конец заезда, пришло время расставаться. И всё бы ничего, живи они в одном городе, где им проще было встретиться.  Люба жила в Новокузнецке, а Сергей в Междуреченске, но видно судьбе не суждено было их развести – они обменялись адресами и разъехались, договорившись встретиться как можно быстрее. Вскоре встреча состоялась, Сергей,  позвонив, приехал к Любаше, и они встретились на вокзале недалеко от её дома. Целый день они бродили по городу, держась за руки, не в силах оторваться друг от друга. Девушка познакомила его с городом, которого Сергей не знал совсем, сходили в кино. Потом, проводив Любу, Серёга помчался на последнюю электричку, на которую чуть было, не опоздал. Едва он вскочил в вагон, как двери тут же закрылись.
     В следующий приезд Люба познакомила его с родителями и  братом, а ещё через некоторое время Сергей уговорил её поехать в Междуреченск. Город ей очень понравился. Они сходили на реку искупаться, потом побродили по здешнему «Арбату» - проспекту «Коммунистический». Родителям Сергея девушка очень понравилась: скромная, симпатичная. Встречи их стали постоянными, каждый выходной они проводили вместе. Любаша очень сдружилась с Серёгиной  двоюродной сестрой Галей, живущей в Мысках, и часто заезжала к ней гости вместе с Сергеем.
     Шло время. Из армии вернулся, отслужив срочную, брат Серёги – Егор, а вскоре должен был призваться и он, после недолгой отсрочки.
  -  Егорка, женись, что ли быстрей, - наседал Серёга на брата – а то уйду служить, и не погуляю на твоей свадьбе.
  -  Да где я так сразу, невесту найду, чтобы к душе пришлась – упирался Егор – не буду же я первой встречной предложение делать!
     И всё-таки это вскоре произошло. Брат познакомил его со знакомой девчонкой – продавщицей из магазина. Дело было так: они, одевшись абсолютно одинаково, пришли к ней познакомиться, и встали перед прилавком, глядя на неё и улыбаясь (А надо сказать, братья были очень похожи в то далёкое время, несмотря на разницу в возрасте четыре года). Бедная девчонка вытаращила глаза, думая, что у неё двоится, пока Серёга не представил брата:
  -  Познакомься Рита, это мой брат Егор, я тебе о нём рассказывал, он недавно демобилизовался, готовый жених тебе!
     Рита вспыхнула, яркий румянец разлился по щекам:
  -  Серёжа, ну чего ты буровишь, какой жених, может, я ещё пока замуж и не собираюсь.
  -  Да знаю я, как вы «не собираетесь» - заржал Серёга – ну ладно, знакомьтесь поближе, договаривайтесь, а я пошёл, дела у меня. И он, крутнувшись, быстро слинял, оставив их наедине.
  -  Рита, давай я тебя после работы встречу, погуляем, поговорим, а то здесь народ не даст пообщаться.
  -  Хорошо, до вечера – улыбнулась девушка – я в одиннадцать работу заканчиваю.
      Егор попрощавшись, ушёл. Они начали встречаться, чему несказанно был рад не только брат, но и мама Егора, которая давно уже мечтала о внучатах. На девятый день знакомства Егор и Рита подали заявление в ЗАГС, предварительно попросив благословения у её родителей. Весной, после свадьбы брата, Серёгу призвали на службу, но перед этим он чуть было не сделал один необдуманный шаг – предложил Любе стать его женой, на что та ответила отказом:
  -  Серёженька я, конечно, буду тебя ждать из армии, ты не сомневайся, но дома, как старая дева, сидеть не буду. Ведь у меня все подруги незамужние и общаться я с ними буду в любом случае, будь то праздники или дни рождения. Ты только подумай, что тебе могут наговорить доброжелатели, когда вернёшься домой! Так что давай свадьбу отложим на потом, когда отслужишь. Ну и если до того не передумаешь.
     Сергей подумав, согласился с её доводами. Ещё бы, ведь он уже имел возможность видеть как «ждала» брата его подруга, пока он служил. Она не стеснялась в выборе женихов, мотаясь по кафе и ресторанам, но в то же время писала ему письма полные любви и верности.
     После проводов брата Егор долго не находил себе места, он сильно скучал, ещё бы, к тем годам его службы, когда они не виделись, прибавится ещё два года. А ведь побыли то они вместе всего каких-то шесть месяцев. Это было так мало для них! А ведь они, до Егоровой службы никогда не расставались, постоянно были вместе, и вот теперь опять – разлука!
     Вскоре пришло первое письмо от братишки. Он писал, что попал служить на Север, на полуостров Рыбачий. Первый раз в жизни увидел океан. После небольшой подготовки его посадили на ракетный тягач, ведь до армии он получил права водителя в ДОСААФе.
     Любаша изредка приезжала навестить родителей Сергея, встречалась с Ритой и Егором, иногда оставалась переночевать, говорила, что очень скучает по Серёже. Так потихоньку прошло два года. В последнем своём письме со службы, Сергей родным, да и Любе тоже, сообщил, что их часть вместо дембеля хотят послать в Казахстан на полковые учения. Так что служба обещает продлиться ещё месяца на два-три. Все родные расстроились, особенно Люба:
  -  Господи, за что мне это, я и так столько ждала, надеялась, сил моих больше нет!
     Но Сергея всё-таки демобилизовали вовремя. В самый последний день перед отправкой на учения, им объявили, что старослужащие едут домой, а на учения отправят только молодёжь. Собирались, кто как мог – ведь к дембелю никто не готовился. У них не было ни чемоданов, ни подготовленной по такому случаю парадной формы. Серёга уехал из части в простой гимнастёрке, лишь бы скорей домой к родным, к любимой которая, наверное, уже заждалась его!
     В поезде, сидя у окна, не мог насмотреться на белоствольные берёзовые рощи, тянувшиеся по обе стороны от дороги, на сосновые леса, бескрайние степи. Господи, как же он по всему этому соскучился! Ещё бы, ведь там, где он служил, кроме голых сопок ничего не было, да ещё океан – необъятный и холодный, такой чужой и пугающий. Сергей всё свою жизнь прожил в таёжном краю, вместе с братом рыбачили, били шишку, неделями не выходили из леса, он любил свою малую Родину – Сибирь. Потому-то ему так нетерпелось побыстрей увидеть родные, до боли милые места. Скорее приехать, обнять маму, отца, съездить в гости к брату, который теперь жил недалеко от Красноярска, но в первую очередь увидеть свою любимую, по которой так истосковалось его сердце. Сергею всё казалось, что поезд еле ползёт, хотя он шёл чётко по расписанию.
     Наконец вот он, долгожданный Новокузнецк! Серёга решил не предупреждать Любу о своём приезде:
  -  Пусть ей сюрприз будет, свалюсь как снег на голову – решил он.
     Не знал тогда Серёга, и даже не догадывался, какой сюрприз ждал его впереди! Запыхавшись, остановился у знакомой двери на третьем этаже, позвонил.
  -  Кто там? – Услышал он голос – мама Любаши подошла к двери.
  -  Это Сергей, из армии вернулся, откройте, пожалуйста, я к Любе.
     Дверь распахнулась, и уже по одному только виду Ольги Петровны, Сергей понял, вернее сердцем почувствовал: что-то произошло в этом доме, не очень его здесь ждали!
  -  Мама, кто там? – со стороны кухни вышла Любаша – Серёжа? Ты откуда взялся, ведь должен на учениях быть, как писал.
  -  Отменили учения для дембелей – пролепетал Сергей, пытаясь обнять любимую – та отстранилась:
  -  Серёжа прости, пожалуйста, я не могу быть больше с тобой, у меня через неделю свадьба – я беременна.
     Сергея словно колом по голове саданули, в глазах потемнело, он отшатнулся от любимой.
  -  Почему, за что, как так? – Замельтешили в голове вопросы, наползая друг на друга.
     Люба стояла возле него, потупив голову, ей видимо тоже было нелегко говорить это Сергею.
  -  Ты прости меня, так уж вышло, теперь ничего не вернёшь – выдохнула она с горечью – знать судьба у нас с тобой такая – не быть вместе.
     Потом они пошли побродить по городу. Серёжа купил Любе большой букет роз. Они ходили молча, не зная о чём говорить. Можно только представить, что творилось у них обоих в душе. Сергей проводил любимую домой, но заходить не стал, да его и не приглашали. И только на прощание сказал, едва сдерживая слёзы:
  -  Желаю, чтобы ты была счастлива! – поцеловал в щёчку, и с тяжёлым сердцем отправился на электричку.
     Сергей очень тяжело переживал измену любимой, и даже встреча с родителями не смогла смягчить боль этой потери. Мать сразу заметила, что у сына случилось что-то неприятное и, отозвав его в другую комнату, подальше от гостей, потребовала:
  -  А ну ка, давай выкладывай, что у тебя не так, передо мной не стесняйся, я же твоя мама, и сердцем чувствую – у тебя большие неприятности. Если будешь молчать, легче не станет, откройся мне, возможно, я смогу тебе чем то помочь.
Сергей подумал-подумал, и решил выложить, всё как есть, ведь человека ближе, чем мама, нет. Она всегда готова посочувствовать и помочь в любой жизненной ситуации.
  -  Заходил я к Любаше – свадьба у неё скоро – выдохнул он – не дождалась она меня, изменила!
  -  Да как же так сынок, даже поверить не могу, она же до последу к нам в гости ездила, обманывала что ли, только не пойму, зачем?
     Сергей нахмурился:
  -  Ладно, мама, давай забудем, жизнь ведь продолжается, она поставит всё на свои места, а это я, как-нибудь, переживу.
     А жизнь и правда продолжалась, не смотря ни на что. Серёга познакомился сначала с одной девчонкой, потом с другой, но почему-то каждую мысленно сравнивал очередную подругу с Любашей. Нет, не исчезла, не ушла из его жизни первая, такая настоящая, хотя и несчастная любовь!
     А у Любы вскоре после свадьбы, родилась дочка, а ещё через восемь месяцев, они с мужем расстались. Воспитывать дочку Любе пришлось одной. Правда помогали и родители, они просто души не чаяли во внучке, ведь она была такой долгожданной!
     Прошло два года, как Сергей вернулся из армии. По своей основной профессии – машинист экскаватора, работать не стал, устроился в автобазу шоферить. Немного поработал на самосвале, потом пересел на автобус. В один из выходных к нему в гости приехала сестра Галя из Мысков. Оглядев его холостяцкую берлогу, задала вопрос, которому Серёга, в общем-то, и не удивился:
  -  Ну, и долго ты собираешься холостячить, что, за это время не подсмотрел никого, или Любашку свою, всё забыть не можешь?
     Серёгу как ножом по сердцу полоснуло:
  -  Галя, давай не будем об этом, всё уже в прошлом осталось, зачем старое бередить. У неё семья, ребёнок уже, наверное, большой и они с мужем явно счастливы.
  -  Да нет у неё никого, с мужем развелась через восемь месяцев. Одна она с родителями дочку растит. Иришкой назвали, хорошенькая такая девчонка – ну прям картинка!
  -  А ты-то, откуда всё это знаешь, видитесь что ли? – В глазах Сергея появился лихорадочный блеск – давай колись, сестрёнка!
  -  Да мы и не прекращали общаться с ней, всё-таки подруги. А то, что у вас с ней произошло – это только ваше личное дело – Галя глянула на него лукаво – давай я вас снова сведу, может, что и склеится. Она ведь тоже очень сильно переживала, что совершила такую большую глупость.
     Серёга опустил голову, видно было, что здорово всколыхнули его душу новости, которыми засыпала его сестра. Словно ведро ледяной воды на голову выплеснула.
  -  Давай Галюня так сделаем:  я подумаю, хорошенько всё обмозгую, и если решусь, приеду к тебе, там поговорим, так просто всё это не решается.
  -  Ну, вот и договорились - засмеялась сестра – а я пока Любашку твою подготовлю и возможно в скором времени устрою вам встречу у себя дома.
     На том и порешили. А в скором времени состоялось и свидание Серёги с  Любой, которая ничего не подозревая приехала к Гале в гости. Сергей подъехал чуть позже, по приглашению сестры, которая не предупредила его о предстоящей встрече, а просто попросила:
  -  Братишка, приезжай в гости, пообщаемся, а то что-то давно не был.
     Серёга, шагнув за порог Галиного дома, застыл в нерешительности: за столом сидела Любаша!
  -  Боже  мой, как же так, а я без цветов – пронеслось у него в мозгу – Галь, я сейчас, мигом вернусь – пробормотал он, надёргивая ботинки.
  -  Куда? – Кинулась было к нему сестра, но Сергей уже летел вниз по лестнице, перепрыгивая сразу через несколько ступеней.
     Вернулся он довольно быстро, с большим букетом роз и, смущаясь, положил их на колени Любы:
  - Здравствуй, Любаша, извини, не ожидал тебя здесь увидеть.
Вот так начался новый этап в их жизни, в жизни теперь уже взрослых, серьёзных людей, испытавших горечь потерь и расставаний. Они начали встречаться сначала у Гали, а чуть позже, Люба пригласила Сергея домой и познакомила его с дочкой. Иришке в то время исполнилось уже два с половиной годика. Едва увидев Сергея, Иринка протянула к нему ручонки со словами «папа»! Ольга Петровна, державшая её на руках, расплакалась:
  -  Это же надо, ведь никто этому её не учил, видать сердчишко подсказало, что ты ей нужен.
     Потом пили чай, Иринка сидела на коленях у Сергея, не сводя с него глаз, а у того, комок в горле – он сразу же, буквально с первой минуты, прикипел душой к этому крохотному существу, ещё не знавшему, что родной отец её бросил! Наверное, в эти вот минуты и утвердился Сергей в своём, назревшем решении создать семью именно с Любой и Иришкой!
     Через некоторое время он сделал Любаше предложение, и она согласилась стать его женой. Сыграли свадьбу, и вскоре брат помог им перевезти вещи Любы на квартиру к родителям Сергея, где они и обосновались в отдельной комнате. Жизнь их потекла размеренно, Люба устроилась на работу, Иришку пристроили в садик. Сергею порой казалось, что не было в их жизни этого долгого перерыва, этого чёрного пятна в их судьбе. Лишь порой нет-нет, да и черкнёт по сердцу острый коготок: почему им сразу не суждено было быть вместе, кто в этом виноват? Но он гнал от себя такие мысли – главное они сейчас вместе, и очень счастливы! А может это просто жизнь испытывала их чувства на прочность? Кто знает!
     Вскоре Люба родила мужу сына, которого по обоюдному согласию назвали Александром. Летели годы, дети подрастали, Иринка, дочка так привязалась к Сергею, что готова была не отходить от него ни на шаг, играть с ним, сидеть на руках, обниматься. Он был счастлив как никогда! Сашку, сына, устроили в садик, он поначалу хныкал, не хотел в него ходить, но потом постепенно привык. Вскоре Люба, после долгих походов по разным инстанциям, решила жилищную проблему, им дали кооперативную квартиру и они переехали в неё сразу же после получения ордера. Теперь у детей была своя, отдельная комната, где командовала Иришка. А время проносилось, не успели оглянуться, как дочка окончила школу и поступила в ВУЗ, да и Сашка оканчивал девятый класс и собирался поступать в ПТУ, на автокрановщика. Родители не спорили - его выбор. Изредка Сергей с женой навещали старшего брата, который недавно построил новый дом в живописном месте на берегу озера. Они парились в баньке, потом сидели на берегу, за небольшим столиком, с рюмашкой водочки и наслаждались видом цветущей черёмухи, которая своей белой кипенью накрывала весь противоположный берег. Заливались соловьи в кустах, по водной глади расходились волны от играющей рыбы. И на душе у них в это время было так хорошо. Но такие встречи были редки, чаще они с братом бывали вдвоём на рыбалке, отдаваясь полностью во власть природы. Любили посидеть до полночи у костра, мечтать и делиться планами на будущее, вспоминать пролетевшие так быстро и незаметно, молодые годы. Ночевать в палатку не уходили – спали прямо у костра, как бывало в молодости. Так лучше были слышны все вздохи и шорохи ночи, пересвист запозднившихся птиц, глухое уханье филина, и звонкие переливы речных перекатов. Потом опять будни, работа. Так незаметно подошло время провожать на пенсию, Егора.
     Серёга сожалел, что не заработал тоже горный стаж:
  -  Надо было и мне в угольную промышленность идти работать, а теперь вот придётся до шестидесяти лет пахать.
     Брат его утешал:
  -  Ничего, не заметишь, как и сам на пенсию выскочишь, а пока работай, зарабатывай денег побольше – на старости пригодятся!
А годы действительно неслись, пролетали как мгновения, вот уже и дети выучились, определились по жизни. Обзавелись семьями, нарожали внуков, и теперь частенько в доме у Сергея и Любаши звенели заливистые детские голоса, радующие их сердца.
Вот отпраздновали уже и сорокалетний юбилей совместной жизни, проводили гостей, Сергей улёгся спать, а жена, управившись, присела на диван и задумалась. В памяти у неё пронеслись эти сорок лет жизни с любимым. Как они прожили? Наверное, всё-таки были счастливы все эти годы, Сергей не обижал её, был добрым и ласковым с ней и с детьми. Да и дети его любили, пожалуй, даже больше чем её. Он ни разу не вспомнил о прошлом Любы, ни разу ни в чём не упрекнул. А ведь мог в отместку за прошлое, начать бегать по бабам, но этого не случилось, он был верен только ей, своей единственной в жизни любви! Даже сейчас, уже будучи на пенсии, они  не могут друг без друга прожить и дня, оставаясь всё так же, как и в молодые годы, влюблёнными и счастливыми.