Чесноков Игорь, Аркаим

Александр Николаевич Юрасов
               

                «Воронежский Аркаим».



В период I –III тысячелетий до РХ на громадных пространства Евразии появился феномен глобального масштаба - космологическая архитектура, построенная на  единой геодезической основе, связанную, как в меридиональном, так и широтном направлении. Наиболее известными объектами космологической архитектуры являются комплексы археологических памятников в Южной Англии, Северном Египте и на Южном Урале. Это Стоунхендж, пирамиды Гизы и Аркаим. Логично предположить, что данные сооружения были сознаны одним народом, следы которого теряются в глубине тысячелетий. Затем, наследство этого народа было освоено уже историческими этносами кельтами, египтянами и скифо-сарматами, причем последние донесли свои космогонические знания в виде иранского и индийского эпоса «Ригведа» и «Авеста».
Наиболее детально объекты космологической архитектуры, как систему, созданную единовременно на единой геодезической основе, описал Константин Быструшкин в монографии «Феномен Аркаима». Он же первый предложил астрономическую датировку и используя методы археоастрономии, т.е астрономические события  период создания обсерваторий, датировал Аркаим ( как часть общей синтаншинской культуры) 2800 г. до н.э.
В монографии утверждается, что создание подобных космогонических объектов диктовалось не только из нужды иметь сеть обсерваторий для проведения астрономических наблюдений. По утверждению Быструшкина, главным было сохранение для потомков уже известной космологической информации о сотворении Мира, о строении Вселенной и астральной мифологии, включая знаки Зодиака.
В дальнейшем эти глобальные знания были утеряны, но в частном виде проявлялись во всех великих цивилизациях в виде уже готовых знаний, причем в совершенно неузнаваемом мифологизированном виде. Феномен космологической архитектуры имеет планетарное значение, но в данной статье мы ограничимся проявлением этой культуры на Окско-Донском междуречье, а конкретно в пределах Воронежской области.
Одним из самых доступных трудов по археологии области является книга воронежских историков «По дорогам минувших столетий» А.З Винникова и А.Т. Синюка. В этой работе однозначно утверждается о космологическом смысле курганов возникших с середины III века до РХ  на Дону и Воронеже. В частности они пишут: « …нельзя исключать того, что курганы – отражение тех же пирамид, проявление общей идеологической основы, но в условиях местной специфики социально-экономического развития»
Далее они сообщают: «Курганы являлись базовыми точками поверхности могильника. Направленные через них условные линии создают комбинации отрезков и геометрических фигур, напоминающих расположение небесных светил в определенные времена года… Изменения в размещении светил на небосводе относительно друг друга имеют цикличный характер, каждый из этих циклов был связан с тем или иным хозяйственным сезоном. Для их фиксирования требовались систематические наблюдения, и эти места являлись одновременно и святилищами, и древнейшими обсерваториями, где производили календарные расчеты…системы надмогильных сооружений сложны по своей конструкции и предполагают сложные математические расчеты».
Несомненно, метод астрономического определения возраста предложенный К.Быструшкиным для Аркаима пригоден и для воронежских обсерваторий и в этом плане у наших астрофизиков непочатое поле для исследований. Тем более, что используя астрогеодезию можно прогнозировать местонахождение еще неизвестных археологических объектов.
Наиболее интересным космогоническим объектом, эпохи ранней бронзы, является мастищенский лабиринт в Острогожском районе. Он сооружен из шести концентрических колец и перемычками, диаметром около 40 метров. Наличие гранитных плит – ориентиров по сторонам света говорит об его использовании для астрономических наблюдений. Другая  его функция – объект ритуальных церемоний.
В эпоху бронзы в землях Воронежской области наблюдается несколько археологических культур свидетельствующих как проживании здесь различных этносов, так и о широких и мощных потоках переселенцев челночно мигрирующих с востока на запад с запада на восток. По большому счету это ямная, катакомбная, абашевская и срубная культуры. Астрономически миграционные потоки широтного направления приурочены к 52 параллели. Памятники археологического  и архегеодезического значения этих культур известны от Тувы и Аркаима на востоке и Стоунхенжа на западе. В Меридиональном направлении, можно проследить миграцию катакомбной культуры связи которой прослеживаются с Кавказа, Средиземноморья и Египта. Характерной особенностью захоронений их является прижизненная деформация черепа в ритуальных целях. Согласно А.В.Винникову « катакомбная культура в Подонье резко обрывается, но зато находит вдруг аналоги в Казахстане и Зауралье…» существовала «этническая взаимосвязь между населением Дона в разные периоды эпохи бронзы. На протяжении многих столетий здесь шел процесс складывания древнейших индоиранских групп, около середины II тысячелетия они влились в общий поток переселенцев, двигавшихся в восточном и юго-восточном направлениях и ставших затем хозяевами громадных пространств Малой Азии, Иранского нагорья, Индии». Вектром катакомбной культуры является 45 меридиан пересекающий 52 параллель в районе Воронежа. В своей крайней точке он доходит до южного Йемена, где сохранились развалины древнеарийских городов и известная письменность типа русских «черт и рез».
Здесь уместно поставить вопрос о локализации центра распространения индо-европейской культуры с пределов Окско-Донского междуречья Русской равнины.
Историк Чайдл, известный своим «критерием Чайдла»- определением цивилизованности того или иного народа, ещё в 20-х годах прошлого столетия, высказал мнение о локализации индоевропейской прародины (V-IV тысячелетий до н.э.) из южнорусских степей. Западной границей индоевропейского ареала является гетто-фракийская культура Винча на Балканах, восточной Волга (по Ригведе - Rasa) (по Птомею -Ra), южной границей можно считать Предкавказье и Крым, а северной - Смоленско-Московскую возвышенность.
Анализ лексики из “Ригреды» и «Авесты» позволяет реконструировать ландшафт раннеиндовропейской прародины «из которой следует, что раннеиндоевропейское общество жило в холмистых местностях, может быть в предгорьях, в которых не было больших рек, но 'речушки, протоки, родники; реки, несмотря "а быстрое, течение, не были препятствием; переправлялись через них на лодках. Зимой эти реки замерзали, а весной разливались. Были и болота… общими для индоевропейцев являются слова осина, бук, граб, тисс, вереск, бобр и лев.» ( Сафронов В.А.).
Сумма этих признаков (резко континентальный климат, горный ландшафт и существование 'мезолитических памятников с производящим хозяйством) имеется на плато Русской Равнины. [Обширное плато Русской, расположенное на высоте 200-300 м, отличается резко континентальным климатом: холодным-зимой, жарким сухим - летом". Здесь же расположены участки сосновых лесов В центральной и западной части плато много больших и мелких озер и существует разветвленная речная сеть, что согласуется с корнями со значениями "водоемов, болот и рек"  по всей равнине обнаружены памятники с производящими формами хозяйства]. Из земель центрального Черноземья берут своё начало все главные русские реки Днепр, Волга и Дон. Соответственно и все древние ми-грационные и торгово-военные судоходные пути на юг и восток шли с пределов плато Русской Равнины.
Важнейшим доказательством является географический ономастика сохра-нившая древнейшие индо-иранские корни от ранней бронзы до наших дней. Ис-следователь С.В.Жарникова проанализировав памятник древнеиндийского эпоса « Махабхарата», предположила что арийские племена появились на территории Ирана и Индостана только после 3102 г. до н.э, а до этого они проживали в Окско-Донском междуречье.
По её мнению Волга, называемая в «Авесте» Ра, в «Ригведе» и «Махабхарате» именовалась Ганга, а река Ока носила название Ямуна.  Дон по древнеиндийским источникам назывался Синдху.  В частности Жарникова пишет: « В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий: достаточно сравнить название рек Поочья с названиями «священных криниц» « Махабхараты», точнее той её части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в ней дано описание более 200 священных водоёмов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганги и Ямуны. (напр.: Акша, Вамна, Варах, Кумара, Плава, оз. Рама, Сить, Сома, Шива и др. ,имеющиеся и в Поочье, и «Кринице»). Удивительно, и то, что мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением, но даже с соответст-вием их взаимного расположения».
В « Махабхарате» говорится о одном из семи священных городов древних арьев- городе Варанси на реке Варане – центре учености и столице царства Каши, т.е «сияющего». Древнеарийский эпос указывает в районе Варанси на ряд географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны, возле Варанси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье и Девица.
Этноним Воронеж отразился как в индийском (Варанси – «Махабхарата») так и иранском (Верена –« Авеста») эпосе. Сам корень «Вар» у всех индоевропейцев составлят триаду как «Вар» - крепость укрепление, «Вар» река, залив и «Вар – Варагн» священная птица. Как гидроним «Воронеж» единовременен  слову «Дон» находящимся в диапазоне Индия (Син-Дон) до Британии (Лон-Дон).
Многие исследователи Велесовой книги отмечали в ней санскритские параллели,  алфавитные (подвешенное письмо - нагари), лингвистические и мифологические. Так в статье «Санскритские корни географических названий России»(Леун Е.В.) Этно-журнал 2007г.) сказано – «Вар-авест. Вара, глинобитная крепость или замок, служащий убежищем для людей, скота, растений и огней во время смертельных холодов зим, снегопадов и наводнений». И далее – « Согласно описанного в Авесте, мифологическому сюжету свыше от бога (Ахура-Мазды) Йиме приходит откровение о скором приближении холодов и наступлении зимы.
Так сказал Бог Йиме: «О Йима прекрасный сын Вивахванта, на этот плотский злой мир придут зимы, а от них сильный смертельный холод. На плотский злой мир придут зимы, и сначала тучи снега выпадут снегом на высочайших горах… И ты сделай Вар размером в бег на все четыре стороны и принеси туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих огней… все четыре стороны для жилья людей и размером в бег все четыре стороны для помещения скота… там построй дома, и помещения, и навесы, и загородки, и ограды… Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие. Туда принеси семя всех снедей, которые на этой земле вкуснейшие и благовоннейшие. И все сделай по паре, пока люди пребывают в Варе… «(см. Авеста, «Видевдат» Миф о Йиме, Перевод И.М. Стеблин-Каменского).
Судя по приводимому в Авесте описанию, Вар построенный Йимой, состоял из трех концентрических кругов стен, во внешнем из которых было девять проходов, в среднем шесть и во внутреннем – три. Вар этот напоминал таким образом, по пла-нировке жилища- поселения древних Ариев, включавших круговые концентриче-ские стены, открытые археологами на севере Афганистана и Южном Приуралье (Ар-каим) – subscribo.ru/catalog/scionce. humanity othnoinfo ЗАО Интернет-проекты.
Аркаим является одним из элементов синташтинской археологической культуры  представляющий единый комплекс городищь, могильников, курганов и культовых сооружений – объектом космологической архитектуры. Этот комплекс всей своей совокупностью выражает один космологический образ – сотворение триединого мира.
Описывая павловский курганный могильный комплекс (6 км. От г.Павловск) А.З. Винников пишет: « поразительное сходство павловских жертвоприношений с ритуалами древних ариев»  выполненных в духе гимна Ригведы (Пурушасукте)… «могильник Синтакша включил целый ряд признаков сопоставляемых  с павловскими жертвоприношениями».
Логично предположить, что арийские племена, жившие на Дону и Воронеже оставили после себя космологический памятник аналогичный Аркаиму. Поселения эпохи бронзы это небольшие поселки на мысах надпойменных террас. Многие поселения были центрами металлургической деятельности. Керамика наиболее развитой культуры бронзы – срубной, изобилует пиктографическими надписями. Орнамент керамики содержит солярные, обрядовые и календарные символы. Наиболее интересными является символ бога Индры убивающего демона Вриту, а также солярные кресты – свастика, прямой крест и сдвоенный крест. Наиболее крупным – более 5 м2, в пределах Воронежа является Шиловское укрепленное поселение со рвом и частоколом и Чертовицкое-I городище тоже огороженное рвом и валом.
 Особняком, в центре Воронежского заповедника находится наиболее крупное укрепленное поселение Каверинское. По топографии этот памятник резко отличается от остальных лесостепных городищ, всегда располагавшихся на высоких мысах по берегам рек. Каверинское городище занимает оба низких берега ручья Городянка. Оно подобно арийским Варам имеет концентрическую форму и ограждено системой валов, рвов и хорошо защищенных предградий. Его площадь составляет 17 га.
Несомненно, городище Каверинское следует отнести к объектам космологической архитектуры, единовременному  Аркаиму. Датировка городища должна производиться методом археоастрономии с выяснением космологической информации закодированой системой концентрических валов. В настоящее время на объекте выявлен тонкий культурный слой керамики сарматского времени и несколько наконечников трехлопастных черешковых стрел. То есть подобно Аркаиму  Каверинское святилище не имеет хозяйственно-бытовых артефактов периода бронзы, т.е первоначально оно использовалось исключительно в культовых целях.
В скифо-сарматский период в Придонье появляется сеть укрепленных крепостей  созданных представителями местного лесостепного населения для защиты от кочевых номадов. Со временем местное и пришлое население образовывало межэтнические интеграции, хотя всё время автохтонное население Придонья являлось преобладающим этносом. Даже согласно Геродоту наши края населяли особые скифы - гелоны и будины и имели свою столицу Гелон. Название Гелон греческой передано в греческой транскрипции, а как называли его местные жители неизвестно. В работе А.П. Медведева «Сарматы в верховьях Танаиса» утверждается, что Дон так и назывался в скифо-сарматские времена и его корень несет древнюю иранскую основу. Следовательно, если индо-иранские народы (тут уместно вспомнить об условности этого термина, так как арии пришли в Иран и Индию с севера, а не наоборот и это название произведено от обратного) существовали в Придонье с начала энеолита, то и названия с иранскими корнями ему единовременны. И если Дон назывался Доном то и название  Воронеж с его составляющей Вор-Вар в значении укрепленное место и пограничная река (ср. с польским Варта)  имеет тот же возраст.
 В сарматское время произошла частичная оккупация Верхнего Дона и Воронежа в результате которой значительные части местного лесостепного населения эмигрировало в верховья Дона и Оки. На городищах скифского времени появляются сарматские артефакты и сарматские могильники. Пришлое население со временем интегрировалось с остатками автохтонного населения, но высокая культура космологического строительства деградировала. Вскоре Каверинское городище оказалось заброшенным, и было надолго забыто, фигурируя, правда, в местных легендах как Кудеярово городище.
Арийский период Верхнего Придонья оставил яркий след в истории нашего края. Его ранний этап характеризуется широким развитием космологической архитектуры и формированием основ ведических знаний нашедших отражение в индийском и иранском эпосе «Ригведе» и «Махабхарате». На его позднем – скифо-сарматском этапе характерно строительство комплекса оборонительных укреплений и появление аристократии, жрецов и профессиональных воинов-лучников и воинов-колесничих. К этому же этапу относится миф о воинах-женщинах амазонках, захоронения которых тоже обнаружены на Верхнем Дону. Не исключено, что в «скифских» походах на Малую Азию и Египет участвовали и воронежские арии. Особенно интересно, что после гиксоского завоевания Египта там появились иранские топонимы Аварис (А-вар-су) и Танис (Танаис) и библейский народ Сидоняне.
В местах своего нового расселения арийцы-гиксосы возводили укрепления восточно-европейского типа – городские стены Иерихона, Эблы, Дана, Таниса и Авариса были обнесены земляным валом (бруствером) и воротами с двумя сторожевыми помещениями по обеим сторонам входа; аналог «Змиевых валов» южной Руси. Даже мелкие населенные пункты обводились крепостными стенами и валами.
 Французский археолог Анри Лот допускает, что среди гиксосских пришельцев  могли быть выходцы не только из южной Европы, но и с европейского Севера; их изображали с синими глазами. Время появления этих светлокожих людей с копь-ями, дротиками, мечами, круглыми щитами, как и колесниц с конями, - II-III тыся-челетие до н.э.
Косвенным доказательством воронежско-египетских связей являются находки египетского фаянса  Чертовицкого и Животинного городищ. Впрочем о широких международных связях жителей Верхнего Дона и Воронежа свидетельствуют находки бактрийских и китайских зеркал, балтийского янтаря, римских фибул и греческих амфор.
Согласно исследованиям воронежских историков «после сармат Воронежский край на целых четыре столетия «замолкает» - вплоть до VIII века н.э. Свободную территорию заселили славяне племенного союза Вятичей. Наверное, полного запустения края все же не было, иначе кто бы сохранил большинство топонимов с иранскими корнями. Тем более, что потомки сармат – аланы или впоследствии ясы известны на верхнем Дону до самого татарского нашествия. В самом Воронеже уже петровских времен Корнелий де Бруин, в 1703 году зарисовал гробницы и саркофаги забытого кладбища аналога аланского Маяцкого поселения. Судя по рисунку это захоронение произведено не по славянскому обряду, и относится не к началу I тысятелетия Р.Х., а к временам более поздним. И конечно вид такого кладбища не говорит о сельском захоронении, а свидетельствует о  наличии городской застройки до татарских времен.
В целом можно утверждать о наличии протогородских построек начиная с бронзового века, их возобновление в славянские времена и вторичного возобнов-ления во время реконкисты XV-XVI веков.
Резюме
1) Земли верховьев реки Воронеж входят в единую систему древней космоло-гической культуры распространенной от современной Англии до Северной Индии, приуроченной к 52 параллели. Хронологически, эти сооружения приурочены к промежутку неолит – ранний железный век (2800 г. до н.э. – 300 г. н.э.)
2) По всему радиальному направлению расположены однотипные археологические комплексы – астрономические обсерватории мегалитического типа, укрепленные поселения и кольцевые городища «вары»  с валами, рвами и высокими стенами из дерева и грунта выполнявшими роль сакральных культовых территорий.
3) Все эти комплексы относятся к синташтинской культуре (по аналогу Аркаима) и построены по единому принципу отраженному в индо-иранском эпосе.
4) Городище Каверинское, находящееся в Усманском бору, является полным аналогом Аркаима и несет ту же космологическую нагрузку что и астрологические сооружения  Челябинской области.
Литература:
1. К.К Быструшкин «Феномен Аркаима» М. 2003
2. А.З.Винников. А.Т.Синюк «По дорогам минувших столетий» В.1990
3. А.И.Мартынов «Археология СССР « М.1973
4. Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины». Горький, 1989 г.
5. Гусева Н.Р., Жарникова С.В. Реки — хранилища памяти // «Академия Три-нитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10806, 10.11.2003
6. А.П. Медведев «Сарматы в верховьях Танаиса» В.2008





Чесноков  И.В