О трагическом чувстве жизни - быть самим собой...

Виктория Любая
 «Ещё не вечер...»
===================================
1.

Есть такая поговорка: «Талантливый  человек – талантлив во всём». Честно говоря, ни разу не встречала, чтобы – «во всём, абсолютно» (это уже не человек, а какое-то идеальное существо). Но то, что у таких людей легко получаются вещи, казалось бы, противоположные – да: многочисленные примеры такие личности описывают, и мой собственный жизненный опыт (с кем пресеклись пути - дороги) подтверждают сказанное. Талант или не талант, тут мне тоже, конечно,  классифицировать сложно, но… неординарные способности, что, собственно,  выделяет человека среди других – очень похоже на то, что я имею в виду.

… Когда в 1985-ом году объявили, что на экраны выходит новый фильм, уже знаменитого к тому времени «комедийного» дуэта Шахназаров – Бородянский, да ещё с Ев. Евстигнеевым, Сашей Черным, Петром Щербаковым, Георгием  Бурковым, Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным и «компания …» – помнится, мало кто обратил внимание на обозначение жанра картины. Конечно, видя, кто снимал фильм, и кто исполняет главные роли, – шли смотреть – новую КИНОКОМЕДИЮ.

Поэтому, вначале мало кого удивляло, что юмор в картине узнаваемый («фирменный»), но какой-то не такой. Как и положено, по закону (ожидаемого зрителями) жанра, в фильме действительно его было достаточно, вот только почему-то выходило как-то не совсем смешно, а местами и совсем не смешно, а напротив: грубовато и цинично… странно, в общем. Что же касается конца фильма, он и вовсе оказался далёк от комедийного хэппи-энда. Главный герой (Алексей Иванович Беглов, танцор чечётки, бывший кумир эстрады) находится в больничной палате и слушает вещающего по телевизору диктора музыкальной программы: «….произошло небольшое недоразумение: оказывается, мастер чечётки, кумир 1950-х годов Алексей Иванович Беглов, всё ещё жив-здоров и скромно работает в эстрадном коллективе на должности репетитора…». Поскольку прежняя слава, увы, новым поколением забыта (на что у Беглова, вероятно, были свои причины  - не афишировать своё прошлое), то на ТВ решили, что танцора уже нет. Посему «программа» приносит Беглову свои глубочайшие извинения и надеется, что в скором времени живая легенда осчастливит студию своим присутствием. А пока,  мол, уважаемые телезрители, полюбуйтесь на творчество замечательного артиста на кино-плёнке, запечатлевшей одно из выступлений А.И. на концерте в зимних Гаграх,  «случайно обнаруженной в теле-архиве».

Сюжет этого номера Беглову незачем смотреть по ТВ, поскольку он досконально помнит его и бережёт в памяти как самое светлое и, возможно, единственно дорогое воспоминание, за всю свою жизнь. Но благодаря этой «архивной записи» и мы, зрители, тоже можем подсмотреть, чем так дорожит несколько угрюмый и не очень-то дружелюбный, одинокий танцор. А.И. Беглов закрывает глаза, потому что он и так помнит всё то, что показывают на экране и, очевидно, в который раз переживает этот особенный для него, танцевальный номер. И мы, зрители тоже видим действительно очень светлое воспоминание: молодой, талантливый, звезда степа 50-х – в белом стильном костюме тройке выступает в дуэте со своей очаровательной, лет пяти, дочкой, также одетой во всё  белое – платьице, туфельки, шляпку…

«Архивные кадры» продолжаются: ещё слышны веселые аккорды невидимого оркестра и озорные звуки степа, а вот жизнь главного героя… уже закончилась… 

Такой, отнюдь не весёленький, финал фильма.

2. 

Фильм, надеюсь, вы найдёте время посмотреть сами (если уже это не сделали), а я позволю себе порассуждать по поводу тех мыслей, какие возникли у меня, после одного из последних его просмотров, транслируемых по ТВ. Мысли были разные, противоречивые, и уместить их в свою «мини»-рефлексию,  не представляло никакой возможности. Почему? Очень просто. Потому что практически каждый персонаж (может и не такими «сложными» их задумывали Шахназаров-Бородянский) – это ведь отдельная, «невысказанная» и по-своему любопытная, история.

Вот перед нами «модная» певица с неадекватными закидонами.  Ведь, не сразу же она такой родилась? Скорее всего, нет. А почему же такой стала? Потому что в мире шоу-бизнеса (простите, тогда – просто эстрады) царит свой «закон джунглей», и чтобы успеть на эту эстраду пробиться (и удержаться на ней как можно дольше) нужно по такому (ею установленному закону) жить. Ну, ладно, «не жить»- существовать (просто, когда люди достигают таких «высот» они этой разницы всё равно уже не различают). Возможно такое? Вполне.
Или ещё пример, из «программы «В мире животных»)). Возле таких, описанных выше, – «звезд», –  всегда крутится-вертится своя … стайка людей, вроде «рыб-прилипал» или что-то в этом роде. Что, в общем, не секрет и вполне зрителем узнаваемо. Забегая вперед, добавлю: ни с годами, ни с какими-то «кардинальными  преобразованиями» показанное, по сути, не изменилось. Иными словами, такие люди нужны и по сей день: и последние сплетни донесут, и дифирамбы «напоют», и даже не оскорбятся, если оплеуху ни за что, прилюдно получат. (Вероятно, со школьных лет крепко помня «методу Фамусова», метко описанную Грибоедовым в «Горе от ума»: «Упал он больно, встал здорово…»).  И так далее.

….Почему, почему, почему???....С  каждым просмотром вопросы только множатся (хотя фильм, между нами, незатейливый, в принципе: несколько обычных фрагментов жизни «одного бывшего артиста»...). Итак, вопросы возникают то тут, то там, а – ответов на них (в фильме) нет. С другой стороны, это ведь не гипертекст, а – кино, идущее строго ограниченное количество времени. Более того, даже не час десять, а 88 (!) минут.

Ладно, шут с ними, со всей этой «массовкой». В любом случае, именно благодаря столкновениям с ней в тех или иных обстоятельствах и проявляет себя главный герой, о котором мало что известно изначально. В конце концов о нем же, Алексее Ивановиче  Беглове, драма?  Так? Или, всё-таки,  драма – это то, что зрители  наблюдают все 88 минут экранного времени? Все персонажи и «предлагаемые обстоятельства», в целом и есть сплошная драма?*


«О море в Гаграх, о пальмы в Гаграх!/ Кто побывал, тот не забудет никогда!»…**
========================================

Самое начало зимы. Скоро Новый год. Отличный повод вспомнить о Гаграх. (Если вы, конечно, там, хотя бы раз, бывали). Мне посчастливилось – я бывала в Гаграх целых три раза! Правда, в детстве. Два раза – в качестве «награды» от пионерского лагеря (который тоже был на юге, но далековато от Гагр: ехать на автобусе, а потом ещё плыть на теплоходе!). А один раз, позднее, – с родителями. (Не в качестве особого поощрения или награды, а за ту беспокойную радость, что я у них есть!))) Я даже пыталась провести им нечто вроде экскурсии и копировала реплики настоящего экскурсовода. Кое-что (это, конечно, поразительно!), оказывается, помню и теперь.

Однако самое интересное в тех (советских) пионерских экскурсиях, конечно, умалчивалось. А именно. Что основал Гагру как курорт – член Императорского Дома, родственник Николая II принц А.П. Ольденбургский. Принцем же был основан телеграф, субтропический техникум,  проведено электрическое освещение и водопровод, построена климатическая станция. Торжественное открытие станции состоялось «теплым зимним вечером» 9 января 1903 года. В этот же день в ресторане «Гагрипш» отмечалось, по сути, и основание самого курорта.
Вообще, планы у принца были серьёзные: он мечтал превратить курорт…. в «русский Монте-Карло»! Так, например, по распоряжению самого А.П. Ольденбургского на берегу моря заложили парк, где были высажены агавы, пальмы, кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья… В 1911 года в Гагру прибыли первые туристы из Германии, а 17 мая 1912 года Гагры посетил сам император Николай II.

Климат в Гаграх влажный, субтропический, со средней температурой + 18 °C, так что зимы там действительно тёплые +11 °C … +15 °C , поэтому (явно не обладавший даром ясновидения) принц рассчитывал на круглогодичное функционирование курорта... Как мы знаем, всем этим задумкам не было суждено сбыться, потому что дальше на курорт прикатили не отдыхающие, а… большевики-революционеры…

Родилась я, на моё счастье, гораздо позднее революции, а в пионерском лагере (и в Гагарах, соответственно) побывала задолго до того, как К. Шахназаров задумал снимать свой фильм. Но в 1985 году никто, конечно, из нас не мог представить себе и в страшном сне, что через каких-то 7-8 лет этот субтропический рай вновь превратится в декорацию, - но только не киношную, а  чудовищных, натуральных  военных событий: во время грузино- абхазского конфликта 1992 – 1993  года. Город попал в зону боевых действий и довольно сильно пострадал. Можно сказать, только каким-то чудом до наших дней уцелел знаменитый Парк, ресторан «Гагрипш», Замок принца Ольденбургского и Колоннада, с расположенным недалеко Зимним театром.
 
…В одном из моих детских писем «из прошлого», до сих пор хранится вложенный и аккуратно засушенный (увы, навсегда потерявший свой натуральный нежный небесно-голубой цвет) украденный мною с фантастической цветочной «шапки» – цветочек гагринской гортензии. Кто знает, но, возможно завезенной сюда ещё в виде малюсенького кустика-рассады, по распоряжению самого принца, родственника последнего российского царя! …


«Смерть берет выходной»
==========================

Эх, но как я и думала, наплывающие всевозможные мысли-рефлексии понесли меня в своё собственное «кино»… А хотелось бы, всё-таки, отгородить все прочие ассоциации и выделить одну, главную тему для этого разговора-размышления. Ну, например: «Что есть наша жизнь?»  Ох…

Хитрые древние греки придумали жанр – «драму» и разместили в ней (как на полочках в шкафу) практически, все остальные «жанры», – с какими человек только может встретиться на своём жизненном пути. Поэтому драма это и трагедия, и комедия, и пародия, и сказка, и спор с богами, и даже насмешка над ними… Драма – это вся человеческая жизнь (роль), во всей её полноте, – уготованная ей «на сцене» (жизни) Главным режиссером-постановщиком.  Вот только «роль» выдаётся исполнителю не сразу (при рождении). От того и мучительны и бесконечны поиски ответа: «Для чего я живу? Что это такое – моя жизнь?»…. (Это я так, в стиле «чёрного юмора», иронизирую, мда).
 
….Итак, мы (зрители) знакомимся с главным героем (истории, рассказанной нам Шахназаровым и Бородянским) с того момента, когда  в бывшей звезде степа 50-х – уже и невозможно узнать того прежнего искрометного Беглова, буквально выстукивающего настроение, восторг и прочие чувства – в своём танце. Всматриваешься в этого – «другого человека» – и пытаешься понять: что же произошло в его жизни, почему и куда ушло прежнее мировосприятие: желание приносить радость и зажигать ею сердца незнакомых людей? Или… – НИЧЕГО не произошло? А просто показано, как всё то, за что человек готов поставить «на карту» – всё самое ценное, дорогое, что у него есть (когда-то было), на самом деле, мимолётно и эфемерно?  Приходит беспощадное Время и уносит этот «твой дар» в «дар» кому-то другому. И что же тогда остаётся у человека, неразумно и беззаботно отдавшего ВСЁ, ради этого «промелькнувшего мгновения»? Пустота. И на это «освободившееся место» уже спешат: нелюбовь; разочарования; остроумие, становящееся цинизмом, как вино превращается в уксус; усталость и непонимание оказавшихся рядом реальных людей, которым всё вышеперечисленное кажется просто результатом вздорного характера человека или даже высокомерием …

Неужели, за солнечный Дар приходится вот так расплачиваться? Тогда, разве это – Дар? И, разве мало хорошего было сделано этим человеком для других (не хочется верить, что  больше – болезненно -плохого).  И вообще: можно ли было прожить свою жизнь иначе, так, чтобы «танец в зимних Гаграх» не оказался единственным светлым воспоминанием, единственной любовью человека, прожившего жизнь больше, чем «до половины»?!..

Готовых ответов авторы, разумеется, не дают. (Это понятно, а то зрителю, возвратившемуся из кинотеатра домой, делать нечего будет ;)).  Желающие, могут составить мне компанию)), потому что лично мне, так же проживающую свою жизнь «по законам жанра», подумать об этом интересно.

И вот о чем вдруг подумалось-вспомнилось в этой связи. Вспомнился мне, казалось бы, абсолютно  непохожий фильм – ремейк американского фильма 1934 года по пьесе Альберто Каселлы. Впрочем, если быть точной, второй ремейк, вышедший в 1998 году в обновленной, осовремененной версии (первый вышел в 1971-м), настолько востребованной оказалось тема. В основе сценария, как я уже сказала, всё та же пьеса Альберто Каселлы – «Смерть берет выходной». Нашему зрителю фильм известен под названием «Знакомьтесь, Джо Блэк» («мистическая драма о жизни и смерти» с участием Брэда Питта и Энтони Хопкинса в главных ролях).

Суть фильма в том, что Ангел смерти (в роли Брэда Питта), вопреки своей миссии даёт отсрочку главному герою (в исполнении Хопкинса), чтобы тот завершил свои главные земные дела. 
На первый взгляд, как будто, ничего общего с нашей «комедией». Тем не менее, я продолжу свои размышления.

Герой Хопкинса человек, многого достигший в жизни, преуспевающий бизнесмен (а значит, имеющий не только много друзей, но и недругов). Беглов (персонаж, в исполнении Евгения Евстигнеева), на момент рассказываемой истории, всего лишь безвестный репетитор: нет у него ни настоящих врагов, ни друзей, ни приятелей, кроме, буквально набившегося к нему в ученики, великовозрастного Аркадия (в исп. Саши Черного). Как и бывший танцор, бизнесмен тоже живёт один (без жены), зато вместе с любимой и любящей его дочерью. У Беглова тоже есть единственная и любимая дочь, но живут они отдельно.

В американском фильме есть такой момент: «ангел смерти» влюбляется в дочку героя Хопкинса и приходит к ней с букетом цветов на работу (она работает в госпитале, врачом). Госпиталь есть госпиталь, это не закусочная и не библиотека: одни люди там лечатся и идут на поправку, а другие доживают, в ожидании своего ухода из этого мира. И там у него (ангела) происходит короткий разговор с умирающей пожилой афроамериканкой, которая прекрасно понимает («видит»), с кем говорит. (Нет смысла пересказывать весь монолог, лучше посмотреть фильм, но там есть любопытный момент и его я вкратце перескажу). Итак, прекрасно понимая, кто перед ней, женщина (безо всякого страха, стоит отметить) – проводит для мало понимающего людей ангела-«новичка», своего рода, короткий «ликбез». В частности, объясняя ему, что они оба – и она и он – «задержались не на своих местах»… И ещё она на понятном ему языке (как маленькому) говорит о том, что «если у человека есть «достаточное количество картинок, которые ему приятно вспоминать», ему нет нужды задерживаться здесь в таком, например, как она, состоянии. Имея в виду, что, когда человек неплохо прожил свою жизнь и ему не о чем сожалеть, то он и сам не станет, во что бы то не стало, цепляться за жизнь. Затем она просит ускорить её уход. «А у тебя есть такое количество картинок?» - спрашивает Ангел. Женщина кивает: «да». «Тогда закрой глаза, сестра…», - говорит он (возможно, поняв с помощью этой женщины ещё нечто важное о людях)…

…В нашем фильме рассказывается, практически, о конце жизни некогда талантливого, харизматичного, популярного танцора. Однако А.И. Беглов живёт теперь так, словно попал в чужую жизнь. У него нет ни любимого дела, ни врагов, ни друзей, ни прежнего, присущего ему, куража. Нет у него и тех, с кем хотелось бы искренне повидаться, поговорить или, у кого бы он хотел попросить прощения… Даже того, о чем можно было бы пожалеть, кажется, у него тоже нет. У главного героя как будто закончился «запас чувств». Во всяком случае, он мало и редко кому их показывает. Взять, хотя бы сцену общения с любимой дочерью (которую играет Светлана Аманова): ведь между ними нет (возможно, им обоим этого не хватает, но обоим бы хотелось!) проявления искренней теплоты, доверительности, любви. Но, по всей вероятности, видятся они нечасто, что  постепенно и неминуемо отдалило их друг от друга. (Как ни грустно, но у них совсем иные отношения, чем у героя Хопкинса с его дочерью). К счастью (сами о том не ведая), но они, хотя бы, успевают встретиться в больнице, прежде чем проститься уже навсегда… 

Выходит, что за всю свою жизнь Алексей Иванович Беглов дорожит лишь одним далёким воспоминанием («одной картинкой»). Да и сам он мало, кого интересует.  Разве что, привязавшегося к нему Аркадия и, скорее всего, уже потерявшую искреннюю, излучающую настоящее тепло и заботу, но сохранившую дочернюю привязанность, взрослую дочь.

Вот мне почему-то подумалось, что Смерть, как бы, и на этот раз «взяла выходной», чтобы показать нам небольшой фрагмент одной из десятков тысяч, во многом похожих друг на друга, человеческих жизней.

А если позволить себе «чёрный юмор», то нет ничего удивительного в том, что американский фильм на целых 90 минут длиннее (он идёт 178 минут): ведь у героя Хопкинса много дел, партнёров, друзей, личных привязанностей... В то время как жизнь бывшего танцора Беглова нетрудно додумать зрителям самим, поскольку его жизнь во многом похожа на жизни своих соотечественников (несмотря на талант, который ему удалось развить и реализовать, что, увы, удаётся не всякому, даже если таковой человеку дан). Но мне кажется, что и в том и другом фильме (истории) ангелы смерти забирают своих подопечных в самый подходящий для главных героев момент, – тогда, когда они и сами готовы уйти…  Но для зрителей, для тех, кто видит не только  «видимую часть луны»… – это, действительно, «человеческая комедия»: драма с элементами юмора и трагедии.

А.С. Пушкин, безусловно, лучше меня разбиравшийся в обоих искусствах (и в литературе, и в жизни) наверняка добавил бы ко ВСЕМУ сказанному: «Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемого драматическим искусством».

В самом деле, лучше и не скажешь. Недаром же говорят: всё гениальное – просто.





ПС: А вообще-то, смотрите и думайте сами.  Пока есть такая возможность.





*) «ДРАМА (от греч. – действие) – один из трех литературных родов (наряду с эпосом и лирикой), где воссоздаются событийные ряды, поступки людей, их взаимоотношения. Однако, в отличие от эпоса, развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует, а собственно авторская речь играет в большинстве случаев вспомогательную и эпизодическую роль. Таковыми, прежде всего, являются списки действующих лиц, сопровождаемые краткими характеристиками; обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и явлений; авторские комментарии к отдельным персонажам; указание на особенности их движений: жестов, мимику, интонации (ремарки)… Все это – так называемый, «побочный» текст драматического произведения. «Основной» же текст драмы, составляет цепь высказываний – главных и второстепенных персонажей, их реплик и монологов. В связи с этим приходится говорить «о некоторой ограниченности» художественных возможностей драмы. Ведь писатель-драматург пользуется относительно небольшой частью изобразительно-выразительных средств, доступных автору эпического произведения, независимо от его объема. Характеры действующих лиц раскрываются в драме также с меньшей полнотой.
……………………………………………………….
Один, изображенный в драме момент, плотно примыкает к другому; время воспроизводимых событий на протяжении сценического эпизода не допускает заметного интервала; высказывания и реплики персонажей как бы составляют сплошную, непрерывную линию; цепь диалогов и монологов создает иллюзию настоящего времени. Действие в драме воспринимается зрителем (читателем) с максимальной непосредственностью, «протекая словно перед его глазами».

                (Цитата «о драме» взята из открытого источника Интернета).



**) строчки из популярной песни





«Зимний вечер в Гаграх»
============================

Худ. фильм, жанр - драма
================================

Режиссёр - Карен Шахназаров
Автор сценария ---Александр Бородянский
Оператор -Владимир Шевцик
Художни -  Валерий Филиппов
Композитор - Анатолий Кролл
Текст песни -  Леонид Фадеев
Вокал: Лариса Долина  - песни «Удача, удача» (Анатолий Кролл — Леонид Фадеев), «Дружба» (Владимир Сидоров  - Андрей Шмульян)
Балетмейстер - Владимир Кирсанов

В  ролях:
=============================================
=============================================
Евгений Евстигнеев — Алексей Иванович Беглов
Александр Панкратов-Чёрный — Аркадий Грачёв
Наталья Гундарева — Ирина Мельникова, певица
Сергей Никоненко — Валентин Иванович Фоменко, балетмейстер
Пётр Щербаков — Александр Александрович, администратор
Георгий Бурков — Фёдор, бармен
Александр Ширвиндт — телеведущий
Светлана Аманова — Лена
Анна Иванова — Лена в детстве
Аркадий Насыров — Беглов в молодости
Михаил Державин — эпизод
И др.


Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов Длительность - 88 мин.
Страна - СССР
Год - 1985