Анаис Нин. Голод по совершенству. Дневники

Лорена Доттай
Отрывки из дневников. Весна 1935 г. Переводы

Анаис Нин — писательница, танцовщица, психоаналитик (ученица Отто Ранка), подруга Генри Миллера

Весна 1935 года. Анаис Нин помогает доктору Ранку, ведет прием. С каждым днем становится все больше пациентов. Ранк просит ее помочь в переводе его научных работ.

Чем больше она занималась неврозом, тем больше убеждалась: "невроз имеет свои корни там же, где и современная «романтика».  Она наблюдала одержимость, голод по совершенству и желание человека прожить то, что он себе представил и надумал.

Своего рода подмена, побег из реальности, когда креативные силы становились не созидающими, а разрушающими. Созданные в уме «величины» не становились силой, помогающей перенести страдания.

Многие «романтики» разрушили себя сами, потому что пытались и не смогли достичь абсолютного, ни в любви, ни в искусстве. Они не смогли этого достичь, потому что это было их фантазией, картинкой, мифом.

Невротики действуют точно так же. Они ставят перед собой невозможные, нереальные цели. Они хотят заслужить уважение и восхищение. Они хотят любовь всего мира, а потом они дают миру нечто, что мир совсем не хочет брать.

Невротики пытаются объединить несоединимое, и это в извращенных отношениях с людьми, которые их предают. Они пытаются победить непобедимое. Они очень талантливы и посвящают себя искусству, науке, истории.

Пациенты начинают плакать, когда внезапно открывают, что являются жертвами самих себя, а не жертвами других людей. Они плачут, когда понимают, что сами ответственны за свои страдания, сами создали их.

Ограничения в жизни... Двери, которые закрываются, когда к ним приближаешься. Занавес молчания. Препятствия как стены. А потом вдруг понимаешь, что сам причина этих ограничений. И что в себе носишь этого уродца, который требует невозможного. А фантазия — это как ловушка.

В своих книгах я могу приказывать, господствовать, ходить, смеяться, кричать, действовать, как мне хочется. Я творец и король. Но если бы я эту волю применила в жизни, она меня б разрушила. Многие творческие люди в своей жизни трагические фигуры. Они абсолютисты.
Они устали в своей борьбе против ограничений жизни. В искусстве нет ограничений.
 
Именно малые вещи на пути приносят радость.
Чем гибче человек, тем легче ему стать удовлетворенным. Генри (Миллер) сдается и принимает. Ранк желает изменить и контролировать.
Генри счастливее. Попытка контролировать жизнь с помощью знания гибельна.
Генри не воспринимает свою жизнь как целое, а только день за днем, без оглядка на прошлое или взгляда в будущее".