§ 20. Модели динамики необычных состояний сознания
Существуют три ставших классическими модели, описывающие динамику необычных состояний сознания. Согласно этим моделям состояния сознания понимаются как: дискретные (Ч. Тарт); континуальные (К. Мартиндейл); дискретно-континуальные (А. Дитрих).
Согласно концепции дискретных (прерывных) состояний Ч. Тарта, сознание представляет собой сложноорганизованную открытую систему, состояния которой формируются кооперацией отдельных психических подсистем. Основные подсистемы, достаточные для описания этой модели, это: экстероцепция; интероцепция; обработка данных; память; подсознание; эмоции; оценка и принятие решений; чувство пространства-времени; чувство тождественности; двигательные реакции. Каждому состоянию (исследователь выделяет дискретное «базисное» и дискретные измененные состояния сознания) присуща гомеостатическая способность, т. е. стремление к самосохранению, равновесию. Однако, при определенных условиях (ученый называет четыре типа процессов, поддерживающих состояние) система дестабилизируется, и тогда изменение затрагивает все подсистемы. В результате смена состояний происходит подобно «квантовому скачку», кооперирующие подсистемы образуют новые связи и формируют новое состояние системы, качественно отличное от исходного. Дискретность состояний сознания, по мнению Ч. Тарта, хорошо иллюстрируется феноменом «разрывной памяти» [1].
Концепция континуальных (непрерывных) состояний сознания К. Мартиндейла основана на противоположном понимании динамики необычных состояний сознания. Смена состояний сознания, по этой модели, происходит без резких скачков, непрерывно и плавно. Континуум состояний сознания размещается К. Мартиндейлом на одномерной оси «сознание-бессознательное». Переход от обычного состояния активного бодрствования к необычному он связывает с регрессией и активизацией архаических структур психики. По мере достижения определенного необычного состояния сознания, может происходить последовательная и плавная смена менее глубоких состояний, расположенных на шкале от обычного состояния до этого измененного. В отличие от дискретного подхода, здесь утверждается, что изменения, происходящие при смене состояний, касаются не всех, а лишь некоторых психологических компонентов. Возможность такого континуального перехода обеспечивает сохранение единства личности [2].
Концепция дискретно-континуальных (смежных) состояний сознания А. Дитриха основана на модели психики В. Вундта, представляющей собой круг, в центре которого расположено бодрствующее сознание, на периферии – бессознательное. Условное пространство между ними заполняют необычные состояния, различные по качеству (радиусу), но сопоставимые по степени удаленности от центра. Свойство сознательности, таким образом, выступает в качестве основного критерия динамики внутри этой системы. При этом у каждого общего состояния сознания (состояние нормы и состояние патологии) имеется свой центр. Исследования привели А. Дитриха к выводу – несмотря на то, что каждое такое состояние представляет собой отдельную систему (центры уникальны), их необычные состояния могут коррелировать. Так, необычные состояния патологии могут обнаруживать смежность с необычными состояниями нормы, хотя их центры не совпадают по изначальным психологическим параметрам [3].
Схематически близка этой модели радиальная структура психики Г.М. Бревде, являющаяся оригинальным переосмыслением идей и моделей Т. де Шардена, В.В. Налимова, С. Грофа и К. Уилбера. Психика здесь предстает сферой, состоящей из трех зон: центра, промежуточной области и периферии. Этим областям соответствуют состояния сознания: нулевое, континуальное, дискретное, – и содержания мышления: абсолютное, символическое и дискурсивное. Периферийная дискретно-дискурсивная зона связана с каузально-логическим мышлением и речевой способностью. Центр – первоначало личного сознания – сам сверхличен, представляет собой «везде и нигде пребывающее, неизмеримое и неисчислимое бытие». Он есть парадоксально-интегральная реальность вне любых соответствий (психофизических, пространственно-временных, каузальных), включающая их в себя. Промежуточная область совмещает широкий спектр различных состояний. Необычные состояния сознания являются, следовательно, «внутренними путешествиями», фокусировками психики в определенных точках сферы, определяющих глубину «погружения» [4].
--
1. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. С. 180-248.
2. Martindale C. Cognition and consciousness. Homewood: Dorsey Press, 1981. P. 311-338.
3. Dittrich A., von Arx S., Staub S. International study on altered states of consciousness (ISASC). Part 1: Theoretical considerations and research procedures // Schweizerische Zeitschrift fuer Psychologie und ihre Anwendungen. 1981. № 3. P. 189-200.
4. Бревде Г.М. Сознание: структура и фокусировки // Вестник Балтийской Педагогической Академии. 1999. Вып. 27. Актуальные проблемы трансперсональной психологии. С. 16-26.