Крымнаш

Татьяна Киссель
На набережной Кирьят – Хаима в субботу любовалась вместе с одним молодым пожилым человеком необычайно стройной девушкой. Ну, и похвасталась ему, что в молодости тоже была стройная. Сам себя не похвалишь – на кого еще надеяться? Он попросил фотку прислать посмотреть, если есть. Не поверил на слово, наверное. Фотка есть. И много чего мне припомнилось в связи с этой фоткой.

Год это был 1966. Успешно закончен 1 курс. И подарок от отца – путевка в санаторий крымского городка Судак. Да еще в сентябре месяце. Учеба в те далекие годы прошлого века начиналась в октябре. А в сентябре тысячи студентов становились бесплатной рабсилой и отбывали на колхозные поля – биться за урожай. Но в том 1966 году я уже отработала на благо общества – весь июль – август сидела в приемной комиссии института. И потому ничто не препятствовало моей поездке.

И вот Судак. Городок маленький и пыльный, но побережье достаточно обустроенное. А санаторий так и вовсе показался роскошным. Но главное не это! Главное, что мне 19 лет. И я первый раз в жизни вижу море! Вот с той самой поры и полюбила его. Мечтала о нем. При любой возможности куда-то поехать не было сомнений – только к морю! А уж жить у моря казалось мне невероятной сказочной мечтой. И мечты иногда сбываются.

Сентябрь в Крыму – это бархатный сезон. И публика под стать сезону – дети уже все на учебе, студенты в колхозах – совхозах. А в санаториях – солидная респектабельная публика. Собственно в санаториях времен СССР публика всегда была респектабельной. Если туда и попадал по залету от профсоюза какой работяга, то точно не в бархатный сезон.

Соседку мою по номеру звали Лиза. Лиза была москвичкой и совсем не старой, как я теперь понимаю. Лет 30 – 35. Лиза мне понравилась. Хотелось, правда, величать ее по имени – отчеству, но Лиза этого не хотела. Она была женщиной очень симпатичной, хорошо одетой. Бывала за границей и много чего интересного могла порассказать. Ну, и меня, девчонку с Урала, пыталась приобщить немного к цивилизации.

Лиза хвалила мою фигуру и внешность. Но говорила, что этой фигуре нужно другое обрамление. У меня с собой было 2 наряда, изготовленных собственноручно. Платьице в серую полосочку и костюмчик с прямой юбочкой черно – белой раскраски. Лиза же щеголяла по вечерам в ярких кримпленах. А на пляж выходила в шортах и каких- то трикотажных кофточках, которых я никогда не видела. Купальник у Лизы тоже был трикотажный и ловко облегал фигурку. Свой-то купальничек я шила сама. И он ничего не облегал, поскольку сшит был из штапеля.

Лиза настояла, чтобы на рынке я купила хотя бы шорты местного разлива. Больше купить было нечего. И шорты эти очень украсили мой отпуск, поскольку Судак местечко горное, а лазить по горам в платье совсем не сподручно. А еще на местном рынке, помимо роскошного винограда и тающих во рту груш, мы «подсели» на молодой мускат. Его разливали из эмалированных ведер в граненые стаканы. А закусывали мы этот мускат…..Гурманы и эстеты скажут – фи! Но закусывали мы мускат вяленой крымской барабулькой с того же рынка. И это было невообразимо вкусно!

На этом шефство Лизы не закончилось. Она пригласила меня в гости к какому то местному мужичку, с которым сильно подружилась. Там был большой дом, много народу, шикарное угощение и даже танцы. И еще – там был молодой человек, чуть может постарше меня. Первый мой ровесник на этом сентябрьском морском берегу. Сразу разочарую читателя – настоящей любовной истории не было. К тому времени у меня уже был мой первый парень, одноклассник. А в институте я успела познакомиться еще с одним, моим будущим мужем. Так что третий – это было бы лишку. Времена тогда были целомудренные.

Но с Юрой мы очень подружились. Он был в Крыму в отпуске, у родителей. А вообще – то профессия у него была очень романтичная – моряк. Дальнего плаванья. Юра побывал в краях, о которых я и сейчас могу только мечтать. А у Юры в то время было 2 мечты. 1.Сходить в кругосветку. 2. Остаться насовсем там, на тех далеких чужих берегах. Я не знаю, удалось ли Юре эти мечты осуществить. Я тогда о таком даже и не мечтала. Мечты случились гораздо позднее, 30 лет спустя. Мечты об Израиле, стране трех и даже четырех морей, если считать Кинерет. Однако, вернусь к Судаку.

Дружба с Юрой сделала мой отпуск совсем нескучным, как казалось вначале. Я уже не была одна на Крымском берегу. Это были Юрины родные места, здесь прошло его детство. Мы побывали с ним в Генуэзской крепости, частенько карабкались на гору с романтическим названием Сокол. Вот где пригодились Лизочкины шорты! Ну, а теплыми крымскими вечерами мы подолгу гуляли и Юра рассказывал. О другой, совсем неизвестной мне жизни. О том, как убог наш СССР и его руководители. О берегах других, свободных стран, о своей мечте.

Разбавлю немного свой рассказ бытовыми подробностями. Одежда. Если Лизочкина одежда казалась мне невероятной роскошью, то Юра вообще был одет не по – нашему. Конечно, джинсы. Разные. Более потертые, менее потертые, синее, голубее. Других брюк он не носил. И обувь. На Юре я первый раз увидела то, что называют кроссовками. Но кроссовки – это он надевал в горы. А вот вечером на нем были туфли. Разные. И даже такие, как у Райкина – «черный низ, белый верх». И аромат от Юры шел тоже не наш. До встречи с ним я вообще не знала, что мужчина может пользоваться парфюмерией. У нас, девушек СССР, была Красная Москва! А вот что у мужчин бывает что-то кроме тройного одеколона – этого даже не подозревала. Мой капроновый плащик, который я накидывала по вечерам, потом долго хранил Юрин аромат.

Быстро закончились три счастливые крымские недели. Много раз я потом еще бывала в Крыму. И как мне казалось, там ничего не менялось десятилетиями. Так же загажена Генуэзская крепость. Такой же пыльный и убогий городишко Судак. Такая же вкусная вяленая крымская барабулька. И так же сочны груши на местном рынке. Только вот мускат уже не разливают из ведер. А вместо граненых стаканов везде одноразовые пластиковые.
 
А от Юры на Урал пришло письмо. Я не помню его содержания. Но оно меня разочаровало. Почти в каждой строчке там были ошибки. И моя душа отличницы отпустила Юру. Насовсем.