Такая нелепая смерть

Инна Коротаева
     Страшнее этого случая в моей жизни не встречалось. Двое хорошо знакомых мне людей лет пятнадцать назад купили под дачу дом в Угличском районе, в одном из красивейших уголков Ярославской области. Дом, несмотря на солидный – вековой – возраст, выглядел крепким и надежным. В нем было несколько удобных комнат и погреб под той же крышей.
 
     Хозяева – в прошлом выпускник Ленинградского политеха и его жена с дипломом химфака МГУ – оказались рачительными домовладельцами. В их огороде все росло как на дрожжах, четыре сотки плодородной земли каждый год давали отличный урожай картошки. Были еще семь кроликов, столько же кур – все редких для этих мест пород. Семья проживала в Москве, но большую часть времени проводила на берегу реки Улеймы.

     И вдруг неожиданное известие: с дачниками что-то случилось, они погибли в одночасье. Сразу возникли предположения: дорожная авария, нападение грабителей?
На самом деле все оказалось еще драматичнее, нелепо, странно. Супруги решили покрасить погреб – «банку», как называют это помещение в здешних краях. Теперь можно только догадываться, как разворачивались события. Дом почему-то заперли изнутри. Хозяйка первой спустилась в погреб с банкой краски и кистью. Позднее возле дома нашли легкую марлевую повязку – самодельный респиратор. Очевидно, после первых же мазков женщина почувствовала себя плохо и позвала на помощь мужа. Тот подбежал к входу в подвал и, вдохнув ядовитые испарения, упал с лестницы внутрь «банки».

     Проживающие по соседству, а в деревне было всего четыре жилых дома, не хватились москвичей. На следующий день приехала автолавка – единственная торговая точка для деревни, обязательное место встречи местных жителей. Москвичи за хлебом не пришли, соседи забеспокоились: звали, стучали – дом молчал. Один из мужчин влез через окно в избу и обнаружил погибших. Милиционеры с немалым трудом извлекли обезображенные тела и отвезли в морг.

     Похоронили усопших на угличском кладбище. Осиротели дочь и внучка. Дом опустел. Кроликов, птицу и собаку пристроили у соседей. Перепуганные кошки так и не вернулись в усадьбу.

     Злосчастная банка еще долго стояла на задворках дома. На ней было написано: «Спецназ» ХВ-0278. Грунтовка-эмаль по ржавчине». Игривое добавление: «Три в одном». Изготовитель – ООО «Ярославские краски». Мелкими буквами – рекомендации к употреблению, предостережения.

     Я не случайно назвала профессии погибших. Почему высокообразованный химик с многолетним стажем не осознала опасности, как вообще могла случиться эта нелепая драма?

     Пораженные гибелью уважаемых и отзывчивых людей, соседи до сих пор не могут прийти в себя. По их рассказам, каждый год бывает немало случаев подобной смерти в «банках» и гаражах.

     В комитете статистики нам привели удручающие цифры. В прошлом году отравились от воздействия ядовитых веществ 243 человека, за восемь месяцев нынешнего года – 128. Разумеется, не все пользовались смертельно опасными красками «Три в одном», в трагический счет входят люди, отравившиеся различными лекарственными средствами, растворителями, углеводородом и их парами, под воздей-ствием газов и неустановленных химических ядовитых веществ.

     А «Спецназ», объяснил мне менеджер «Ярославских красок» Лев Андреевич, – просто краска специального назначения, преобразующая ржавчину. Стала выпускаться примерно год назад, поступает в магазины бытовой химии, пользуется спросом. По мнению менеджера, никто ею не травился. Ну а вообще от растворителей, которые входят в состав подобных красок, конечно, отравиться можно. Надо пользоваться ими осторожно. Однако, раз пускают в продажу такой опасный продукт, может быть, требуется какое-то особенное разъяснение?

     Впрочем, трагедия в Угличе показала: и глубокие знания химии иногда не помогают. Побеждает наше исконное «авось».

     Несколько лет назад так же, из-за «банки» погиб на глазах у матери наш внештатный корреспондент, учитель. Накануне привез мне в подарок куст можжевельника на дачу. Можжевельник растет, а молодого человека нет.

     И сейчас за примерами далеко ходить не надо. В одной из больниц проходит лечение очередная жертва: врач с приличным уже стажем работы красил яму или «банку» в гараже, потерял сознание...

     Тревожные цифры сообщили на кафедре судебной медицины медакадемии. Там специально не выделяли случаи отравления красками, поэтому в 2001 году отмечено лишь 13, а в 2002-м – 24 летальных исхода от отравления техническими жидкостями и растворителями. В прошлом году их зафиксировано 125!

     Северный край, 07 октября 2004

     P. S.  Меры предосторожности: "Материал огнеопасен. Не работать вблизи открытых источников огня. Работы производить при хорошей вентиляции, с использованием индивидуальных средств защиты. Не допускать попадания материала в органы дыхания и пищеварения. При попадании на кожу, промыть ее теплой водой с мылом" (данные одной из реклам в интернете)