Дядькины ордена

Юрий Проскоков
               

     Я долго не решался рассказать эту историю, оставившую в моей памяти много неприятных воспоминаний, но желание поведать о ней всё- таки пересилило, тем более, что никого из героев моего рассказа давно уже нет в живых.
      Переехали в наш город из Горно - Алтайска сестра моего отца с мужем. Они приехали сразу к нам, чтобы пожить первое время, пока не получат квартиру.
     Дядька мне понравился сразу: весёлый, общительный, он начал меня учить игре в шахматы, с ним мы часто ходили на рыбалку. Первый мой хариус был пойман на мушку, сделанную руками дяди Ильи, и с тех пор я заразился хариусовой рыбалкой, которой посвятил всю оставшуюся жизнь.
     Дядя Илья был добрый, он никогда не ругался на меня, даже если я что-то и нашкодю. Он только посмеивался и говорил:
      -Ох и шпана же, ты! - Это было его самое сильное ругательство. Матов я от него никогда не слышал.
     Дядя Илья воевал, он прошёл всю войну, которая закончилась для него у стен  Берлина, прослужив в полковой разведке командиром разведроты.
      Я частенько просил его рассказать «про войну». Он соглашался, улыбаясь, и мы уходили куда – ни будь в укромное место, где нам никто не мог помешать.
Мне хотелось часами слушать его рассказы, раскрыв рот и развесив уши: дядя Илья был хорошим рассказчиком. Жаль, конечно, что я не мог в то время записывать его рассказы, в них было очень много интересного и поучительного.
      Как- то он забыл задвинуть ящик в этажерке, я подошёл, чтобы прикрыть его, и открыл рот от изумления: там лежало столько орденов и медалей! Такое количество наград я мог видеть только в кино или на картинках, а тут, вот они-
настоящие, боевые!
    Как сейчас помню, там было два ордена Красной Звезды, три Красного Знамени, орден Ленина и ещё не помню какие и очень много медалей.
Я осторожно задвинул ящик и отошёл в задумчивости: почему дядя никогда в своих рассказах не упоминал о наградах?
     Вечером, когда он пришёл с работы, я задал ему этот вопрос. Лицо дяди Ильи стало каким-то серьёзно - растерянным, он присел на табуретку и некоторое время молча сидел уставившись в одну точку, вспоминая видимо что-то своё, пережитое во время войны. Наконец он поднялся, улыбнулся мне:
    -Давай договоримся так: как только выпадет у нас с тобой свободная минута, я буду рассказывать каждый раз про одну из наград. Договорились? - Я молча кивнул.
     С тех пор мы, с ним часто уединялись где – ни будь в укромном уголке, он доставал орден или медаль, вместе с удостоверением. Я читал в нём, что это за награда, а дядя Илья рассказывал, где и за что её получил. Так постепенно он рассказал мне обо всех своих наградах.
      Со временем в памяти стёрлись воспоминания об этих рассказах, и я теперь жалею, что они не были записаны, ведь насколько знаю, больше никому дядя этого не рассказывал.
      Мне было шестнадцать лет, когда не стало дяди Ильи. В один из октябрьских дней ему стало плохо, давали знать старые раны: здоровье после войны пошаливало - не выдержало сердце.
       Года через два после его смерти, я попросил тётю Зою, чтобы она дала мне на память какую-нибудь дядину награду.
      -Какую ещё награду? Ничего у меня не осталось, всё пораздавала, а кому, уже сейчас и не припомню.
     Я ей не поверил и, улучив момент, заглянул в ящик этажерки: там валялись никому уже не нужные, наградные дядины документы. Самих же наград я так больше и не увидел. Как же так, почему я у неё раньше ничего не спросил? Думал, что она их будет хранить, как память о муже, но ей видно было глубоко плевать на эти военные реликвии, заслуженные дядей в этой кровопролитной войне. Она скорей всего не хотела хранить память о муже. А ведь это было самое дорогое, что от него осталось: боевые дядькины ордена!