Роль учебника в образовании

Олег Шекин
Роль учебника в образовании

«Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения» (Бернард Шоу)
            
Одной из  проблем современного школьного образования является учебник –  ключевой  элемент образовательного процесса.
               
Образование является способом  общества приобщить детей к знаниям, культуре, дать навыки и умения,  необходимые как обществу, так и самим людям.
               
В  любом достаточно большом человеческом сообществе (нация, страна, государство) смена поколений происходит непрерывно,  образование не терпит разрывов и резких перемен.
          
Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения (Википедия).
            
Учебную литературу выпускают как государственные, так и частные издательствам. Выпуск  контролируется  государственными службами. Каждый учебник составляется с учётом возрастных  особенностей их потенциальной читательской аудитории.
               
Успеваемость  обучающихся по учебнику  учеников зависит от простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении.
               
Как это ни парадоксально, но традиционный учебник написан главным образом для учителя. Тот факт, что учебники лежат на партах у всех учащихся и дома они должны по нему готовиться к занятиям, дела не меняет.
               
Современный учебник адресован учителю, и при этом предполагается,  что он  сумеет развернуть нормативное содержание учебника, изложенное в стиле справочника, энциклопедии, хрестоматии, задачника в яркое, увлекательное и доступное пониманию учащихся содержание урока.
               
Учит  учитель, а учебник является средством методической поддержки процесса преподавания.
Ученики регулярно обращаются к учебнику по указаниям учителя как средству информационной поддержки процесса учения.
               
Однако,  функции учебников в качестве стратегической и тактической модели свидетельствуют о предназначении учебника и для учителя, и для учащихся.
          
Полноценный  учебник формирует у учителя педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения,  и тем самым служит руководством к организации учебного процесса.
               
Для ученика учебник является  источником, содержанием и инструментом усвоения учебного материала.
               
Таким образом, чтобы учебник выполнял свои функции, в частности, функцию обучения, он должен содержать материл  для закрепления урока.
               
Система  изложения учебного материала должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников. Текст должен  содействовать  формированию у школьников логического, научно-доказательного мышления.
               
Недостаточная  разработанность критериев современной учебной книги привела к формированию определенных  представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника. Эти стереотипы  мешают разработке и внедрению учебников нового поколения в практику школьного обучения.
            
Также  стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, и на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике.