18. Основные черты необычных состояний сознания

Павел Гордеев
§ 18. Основные черты необычных состояний сознания

Прояснению сущности необычных состояний сознания служит анализ того, как они явленны, чем характерны. Исследования их различных проявлений на феноменальном уровне предоставили ученым возможность для обобщения и характерологической классификации, выделения особенностей. А.М. Людвиг выделил десять базовых черт: 1) изменения мышления (в том числе способностей внимания, памяти и логического мышления); 2) изменения субъективного ощущения течения времени; 3) потеря самоконтроля; 4) изменения в эмоциональной сфере; 5) изменение схемы тела; 6) изменение восприятия; 7) изменения смысло-ценностных значений; 8) затруднения в вербализации необычного опыта; 9) чувство обновления, возрождения; 10) повышенная внушаемость [1, с. 22-29]. Имеет смысл обобщить эти черты, сгруппировав их в три кластера: 1) изменения когнитивной системы (пункты 1, 4, 6, 7); 2) более глубинный, фундаментальный уровень: изменения сферы Я-бытия (пункты 2, 3, 5, 9); 3) изменения синтаксически-семантических (пункт 10) и семантически-синтаксических (пункт 8) трансляций. Третий – языковой – кластер, хотя и можно отнести к группе когнитивных изменений, но представляет все же особый интерес, так как акцентирует принципиальную несвязанность, несоизмеримость обычной, согласованной реальности и присущего необычному состоянию измененного режима функционирования когнитивной системы, нерелевантного этой реальности или искажающего ее.

А.Дж. Дейкман выделил следующие основные черты мистического опыта: 1) чувство реальности, подлинности происходящего и воспринимаемого; 2) необычные восприятия; 3) чувство единения, слияния с некоей метафизической (ноуменальной, нуминозной) реальностью; 4) затруднения в вербализации необычного опыта; 5) трансчувственный феномен [2, с. 59-70]. Здесь также можно выделить кластеры: 1) когнитивных метаморфоз (пункты 2, 5); 2) трансформаций Я-бытия (пункты 1, 3); 3) реформации способности языкового оформления опыта (пункт 4). Заметим, что чувство единения (пункт 3) можно отнести также и к когнитивному кластеру, поскольку в необычных состояниях сознания слияние, являющееся состоянием бытия расширенного Я, как опыт недуального познания замещает привычные перцепции и логические когитации. Это – интуитивное, неопосредствованное познание (гносеологический уровень), но вместе с тем и бытие человека, разомкнутое к бытию трансценденции (запредельной и недоступной обычному познанию) и объединяемое им в этом устремлении (онтологический уровень).

Отечественные исследователи В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин указывают следующие критерии необычных состояний сознания, рассматриваемых ими через процессы трансформации семантических пространств субъекта: 1) изменение формы категоризации субъекта, т.е. переход от согласованных обществом и культурой способов упорядочивания внутреннего опыта к иным, преимущественно довербальным; 2) сопутствующее этому изменение эмоциональной окраски внутреннего опыта; 3) изменение процессов рефлексии и самосознания; 4) изменение темпорального аспекта сознания (изменение восприятия времени, амнезия или изменение восприятия последовательности событий во внутренней реальности) [3, с. 74]. Здесь также критерии могут быть сгруппированы по кластерам: 1) изменения режима когнитивной системы (пункты 1, 2); 2) изменения Я-бытия (пункты 3, 4).

--

1. Людвиг А.М. Измененные состояния сознания // Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М.: Эксмо, 2003.
2. Дейкман А.Дж. Деавтоматизация и мистический опыт // Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М.: Эксмо, 2003.
3. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3.