Вирус бродит по экрану

Евгений Боуден
   Когда деревья в лесу еще были большими, экраны компьютеров серо-белыми, когда программы умещались на дискете 312 кей, а программисты писали на чудном языке Clipper, в году этак тысяча девятьсот восемьдесят каком-то, мы получили на наш завод "Скиф" целых пятнадцать PC (писи) с жестким диском аж в 42 мега.
  Был я тогда совсем еще неопытным программистом. Причем, по образованию - металлург, а уж как я попал в начальники такого отдела - вообще отдельная история.

   Немедленно в моем кабинете стало людно, а все начальники отделов и цехов стали моими лучшими друзьями. Каждый хотел получить себе такую "писю" и, желательно, не одну, чему у каждого имелось немало доводов и причин.
   Ну я, молодой, но уже известный интриган, как-то с ситуацией справился, интриги и происки вражеских элементов расплел. Естественно, что и себя не обидел. Надо же было на чем-то оттачивать свое умение программировать.

   Ясное дело, что главный инженер получил себе РС без всяких уговоров. Еще парочку я отдал в бухгалтерию, поскольку это были наши основные заказчики программ. Еще одну РС, в качестве мелкого подхалимажа и забрасывания удочки на будущее, я отдал в отдел труда и зарплаты. Шесть штук выторговал для организации общезаводского компьютерного зала, а остальные раздал лучшим "друзьям".
 
   До тех пор мой отдел занимался исключительно программами для монстров ЭВМ ЕС-1036 и более мелких СМ-1024. Более сотни человек. И вот мы, а программистов "писи" было аж трое - я, мой зам, и Саша Кнерцер, он же наш наставник и консультант по программированию для "писи", написали одну из первых программ - "учет рабочего времени и начисления по заработной плате".
Программа работала из рук вон хорошо, но, "к удовольствию" пользователей, очень медленно. Около 5 часов. То есть бухгалтер вводил данные вручную, потом запускал программу и мог отдыхать.

   И вдруг посыпались неприятности. То окончился рабочий день и бухгалтер торопилась в магазин с авоськами. Тогда она вырубала комп, не дождавшись окончания вычислений. В лучшем случае, надо было запустить программу назавтра заново, а в худшем еще и вводить все данные заново, а это то, что делалось в течение месяца понемножку, а гавкнулось в один момент.
То наш экономнейший главный инженер, уходя, вырубал рубильник на главном электрощите здания, и это был вообще полный капут.
Ну с рубильником мы справились. Поставили на бухгалтерию линию в обход рубильника. А вот с вырубанием компа кнопкой справится было труднее. Бухгалтера пеняли мне, что они не знают и не видят окончилась ли работа программы.

   Не проходило недели, чтобы компьютеры не подхватывали какой-то вирус, занесенный с компьютерными играми, которые тут же переписывались на другие РС. Мои техники забодались бегать по заводу и форматировать жесткие диски, конфисковывать дискеты с играми и вирусами.
   И тогда директор отдал мне жесточайший приказ - докладывать ему лично о таких случаях с целью наказания начальников цехов или отделов у которых обнаружен вирус. Ситуация немного стабилизировалась, к тому же мы установили антивирусные программы Касперского. И все же изредка то тут, то там прецеденты возобновлялись.

   Раз в неделю происходило директорское совещание всех руководителей подразделений завода, где происходило "поощрение непричастных и наказание невиновных". Мы отчитывались в грехах, а директор раздавал нам "подарки", от которых иногда чесался кошелек.
   Представьте огромный зал, внутри которого буквой Пы расположены столы. Вдоль ножек буквы сидят всякого рангу начальники. Верхняя перекладина буквы - директорский стол. А справа от него входная дверь в наш зал совещаний. Ежели кто опаздывал на совещание, ему приходилось, входя, немедленно натыкаться на директора, вернее на его грозный вопрошающий взгляд и, краснея, что-то лепетать в свое оправдание. Короче, эта дверь, как вы сами понимаете, открывалась весьма редко на протяжение совещаний.
   Кто-то уже спал, кто-то получал оргазм от наблюдения как кого-то, но не его, кто-то рисовал женские личики и всякое прочее в рабочих блокнотах.
   И тут, в эту самую дверь раздался стук. Вслед за стуком она приоткрылась и личико молоденькой девушки просунулось в щель:
Причем таким образом, что ее верхние части тела в зале, а нижние, но не менее интересные, снаружи.
   - Позовите мне, пожалуйста, начальника КОАСУП (комплексный отдел автоматизированных систем управления) Евгения Самойловича.
   Директор остолбенел от подобной наглости, прекратил натягивать чей-то глаз на..., ну, вы знаете куда, и тут же рявкнул:
   - Кто вам разрешил войти? Почему вы врываетесь во время совещания? Почему вас секретарша пропустила?
Все замерли. Ну, сейчас она получит по первое число!
   Видимо девушка не знала, кто перед ней, потому что, как маленькому мальчику, принялась ему объяснять:
   - А вы разве не знаете, что директор приказал в любое время дня и ночи вызывать начальника КОАСУП, если обнаружен вирус в компьютере?
Директор слегка обалдел и несколько растерялся. Действительно, ведь он сам отдал такой приказ.
   - Самойлович! Живо пойди разберись и мне на стол фамилию виновного!

   Я, довольный тем, что не придется отсиживать на нудном совещании, которое в большей своей части меня никогда не касалось, выскользнул к девушке за дверь. А оставшимся лишь оставалось гадать, кого из них я "заложу" директору.
   Уже на лестнице, узнав, что девушка из бухгалтерии, испугался не на шутку. Странно. Бухгалтерши обычно в игры не играли, а компьютера боялись. Так откуда же там взялся вирус? Неужто какой-то из цехов сдал завирусованную дискету с зарплатой? А если таки есть вирус, и его "Касперский" пропустил, то неужто придется форматировать диск и уничтожить все заводские данные по зарплате? Это же катастрофа!
   Я стал расспрашивать девушку о том какие признаки того, что в компьютере есть вирус?
   - Так я его своими глазами видела! Он по экрану кругами бегает и за ним след тянется. А сам как жучок такой! Но я не виновата. Я его туда не пускала. Я только программу вот ту длинную на несколько часов запустила, а он и стал бегать, туда-сюда по экрану.
Епть! Чтоб вирус был в виде жучка и кругами по экрану бегал? Такого вируса я еще не встречал.
   И вдруг у меня как пелена с глаз спала. Так ведь это я сам этого "вируса" произвел! Программа просчета заработной платы по заводу тянулась несколько часов. И было несколько случаев, когда бухгалтерши, не зная, что программа еще работает, выключали комп. И тогда я написал программу, которая давала визуальное представление о течение программы. Этакий своеобразный "прогресс-бар". Представляла она из себя что-то вроде буквы "ж", которая передвигалась по экрану по его периметру, оставляя в пройденном месте другой цвет. Чтобы было веселее, я сделал, что каждый новый оборот, буквочка сдвигалась ближе к центру экрана, а цвет экрана в пройденном месте менялся. Расчет был такой, что с окончанием программы буква добиралась до центра, а весь экран становился раскрашенным разноцветной спиралью.
   Оказалось, что девушка работает в бухгалтерии только первый месяц, а наши старые бухгалтерши, вусмерть боящиеся компьютеров, поручили ей работу на нем. Запугав ее последствиями занесения вируса, они забыли предупредить ее о том, что пока там бегает жучок - компьютер выключать нельзя.
   Пришлось мне, объяснив девушке назначение "жучка", возвращаться на совещание.
   Войдя во "врата ада" я немедленно наткнулся на грозный вопрос директора: - "Кто?"
   Зал затаил дыхание.

   Пришлось объяснять в подробностях.
   Минута тишины и взрыв хохота. Хохот такой, что некоторые падают со стула, кто-то хлопает ладошкой по полировке стола, кто-то топает ногами, кто-то пищит...
Директор изменил своей привычке стоять, подавляя зал криком с высоты своих худущих плеч. Упав на стул, он вытирает слезы руками, ему не хватает воздуха, он багровеет и икает. Услужливая начальник ОТиЗ подает ему стакан воды и слегка похлопывает-поглаживает по директорской спине.

   Совещание было сорвано. А жучок получил название "вирус Самойлыча".

13 апр, 2009