Глинышек в Тридевятом царстве

Айк Лалунц
роли:
Глинышек – глиняный мальчик
Бабушка Васса – бабушка Глинышка
Дед Игнат – дедушка Глинышка               
Анютка – первоклассница, подружка Глинышка
Мишутка –  первокласник, друг Глинышка   
Василиса Ивановна, Алена Ильинична, Елена Даниловна – учительницы               
Воробей Чирка 
Дети –  ученики школы (массовка)
Баба Яга –  милейшая, добрейшая старушка, очень преклонного возраста
Ягишна – дочь бабы Яги, злобная крикливая тётка средних лет
Кощей – пухлый хитрый здоровячок
Кощеич – сын Кощея, худой и длинный
Драконыч – племянник Кощея, глупый и напыщенный
Пимыч   – местный никчемный мужичёшка, пародия на мужчину, соглядай и доносчик у нечисти
Кощевна – дочь Кощея               
Змеёвич  – сын  Драконыча
стража

                Картина 1

Сбоку на авансцене сидят на лавочке бабушка Васса и дед Игнат.  Занавес закрыт.

Дед Игнат – А что бабка Васса, что-то ты давненько сказок не сказывала. Может припомнишь какую.

Бабушка Васса –  Да что тут припоминать-то, вот прошлогоднюю как раз и расскажу.

Дед Игнат –  Так то ж не сказка, а быль, тем более, я её знаю.

Бабушка Васса –   Может и быль, а может – сказка, это кому как глянется.    И потом, ты,  дед Игнат, знаешь – другие не знают, а узнать бы не мешало. Так вот, случилась эта история в деревне Каменке прошлой зимой, как раз перед Новым годом...

 /Занавес раскрывается. На сцене избушка с надписью «Школа». На авансцене появляются Кощеич,  Драконыч и  мужичонка Пимыч.  Оглядывают школу/               

Драконыч – Развалюху  снесём. Здесь поставим трехэтажный коттедж.   Тебя,  Пимыч, назначаем старостой. Собирай мужиков, на неделе начнём сносить.    

Пимыч /трогает рукой шершавый ствол трёхсотлетнего кедра/– Кощеич,  а  с этим что делать?            

Кощеич –  Спилить! 

Пимыч /хихикает/ –   На дрова! 

/с шумом и грохотом врываются в школу прямо посреди урока/

Пимыч /верещит/ –  Освободить помещение!               

Василиса Ивановна /выступает вперёд/ – Но позвольте, у нас уроки!

Кощеич –  А кого это волнует!?               

Алена Ильинична /возмущённо/ – Какое вы имеете право врываться!            

Елена Даниловна /чеканным голосом/ – Немедленно покиньте помещение!

Драконыч – И не подумаем! Эта развалюха принадлежит нам!

Василиса Ивановна, Алёна Ильинична, Елена Даниловна /одновременно/–  Школа принадлежит детям!               
Кощеич и Драконыч /рявкают/ – Дом принадлежит нашей тётке Ягишне!

Драконыч – А теперь на правах наследства принадлежит мне, Драконычу!

Кощеич – И мне!

Пимыч   – Так  что, собирайте пожитки!

Учительницы /твёрдо/ – Мы никуда не уйдём! Успокойтесь, дети, уроки продолжаются.    
Глинышек  – Слышали!? Мы никуда не уйдём!
Кощеич – Ну, это мы ещё посмотрим!

/наследники выскакивают за двери.следом бежит толпа ребятишек и обкидывает наследников снежками

 Дети /кричат/ – Посмотрим! Посмотрим!

               
                Картина 2

/Школа. Двери в школу распахнуты настежь, окна выбиты, всё разгромлено/
/Появляются дети/

Дети /кричат/  – Василиса Ивановна, Алёна Ильинична, Елена Даниловна вы где?!               
Глиныше – Воробей Чирка, ты случайно  не знаешь  где учительницы!?

Воробей Чирка  – Знаю! Ночью прилетел Горыныч, подхватил учительниц и унёс их в Тридевятое царство к Кощею Бессмертному. Кощей хочет чтобы учительницы обучили его дочерей Кощеен и племянников Змеёвен и Змеёвичей  грамоте и хорошим манерам.  Мне об этом Сорока сказала. Она уже слетала в Кощеево царство и всё разведала.               

Глинышек  – Всё ясно, их похитили. Ну что ж. придется идти на выручку.  Дети – Глинышек, мы с тобой!               

/Появляются бабушка Васса и дед Игнат/

Бабушка Васса – Никуда не пущу! Ты ещё маленький, заблудишься, простудишься. Знамо ли дело ребёнку в Тридевятое царство идти!

Дед Игнат  – Стыдно, бабка! А ещё сказочница! Да неужто он парнем настоящим будет считаться, если хороших людей из беды не выручит! Собирай-ка ему лучше харчей на дорогу.

Бабушка Васса /вздыхает/ – Иди, Глинышек, и не слушай меня старую. Бог даст – всё сладится!

Дед Игнат – Видно, пришла пора и Глинышку за правду выступить. Вот, послушай мой наказ: слабым – помогай, перед сильными спину не гни,  друзей в беде не бросай.

Глинышек – Да я не один иду! Со мной Мишутка и Анютка!

Бабушка Васса – А если совсем тяжело станет, вот этой водицы испейте вам и полегчает.

Дед Игнат – И вот вам в дорогу дудка-самогудка. Может быть пригодится!

/Глинышек с друзьями уходят, Васса и Игнат машут им вслед/
Занавес.

               
                Картина 3

/На сцене избушка Бабы Яги,  Яга дремлет на лавке у печи/
/Глинышек, Мишутка и Анютка идут к сцене между зрительными рядами /         

Глинышек – Смотрите, как изменился лес, дремучее стал. Ели-сосны высокие, скрипучие. Ветви по лицу хлещут, за одежду цепляют.


Мишутка – Пни под ноги попасть норовят. Совсем другой лес, не помогает, а мешает.

Анютка – Ой, смотрите, табличка!  (читает  надпись) Двадцать седьмой километр…

Мишутка – Где это мы?

Глинышек – А это мы в Тридевятое царство пришли!

Мишутка – А откуда ты знаешь?

Глинышек – Так вот же написано: «Двадцать седьмой километр»!  А это и есть Тридевятое царство. Три на девять – двадцать семь! Это они так зашифровали, чтоб посторонние не догадались!

Анютка –  Точно! Вот и избушка бабы Яги.


/Дети поднимаются на сцену. Появляется Ягишна, старая Яга просыпается/    
                Ягишна – А-а, вот кто к нам пожаловал, сам Глинышек! Ну,  теперь держись, не будь  Ягишной! Ты зачем, варнак этакий,  в давешней сказке мою сестрицу Старшую Ягишну  из её дома выжил, по миру скитаться пустил! /бабе Яге/ Пойду по лесу, дров поберу,  печку истоплю, да зажарю варнаков. А ты, старая смотри, чтобы не удрали! Глаз с них не спускай! А впрочем, я дверь на кючь закрою! Вот он ключик-то! Теперь не удерёте!
/убегает/

Баба Яга  – Ах,  хорошие ребятки к старой Яге в гости пришли! Ах, какие славные детки! /плачет/ А то, я совсем тут одна оденёшенька, горемычная!

/Анюткака подбегает к  Бабе  Яге, гладит по голове./
 
Анютка – Что же ты, Бабусенька Ягусенька,  плачешь? Тебя, что, Ягишна обижает?   

Баба Яга – Обижает. Ох, и обижает!  Вот, вырастила на свою голову! Ни в чем любимице не отказывала! А она меня теперь впроголодь держит, да метлой поколачивет.               
Глинышек  /развязывает узелок с едой/ – Вот покушай бабусенька, подкрепи силы. Стряпню моей бубушки Вассы поешь!

Мишутка – И  водицы испей!

Баба Яга – Спасибо на добром слове, ласковом взгляде. Как вашему делу помочь я знаю. Вот,  возьмите эту сковородку. Если тяжело станет или узнать чего захотите, она поможет. Ведь это сковородка  саможарка, самоварка  и  ближайшая  советчица.   /протягивает старую медную сковородку на длинной ручке/ Вот смотрите!

/дети смотрят в сковородку/
                Анютка – Ой! Это же Василиса Премудрая! 

Глинышек – И Елена Прекрасная!

Мишутка – И  Аленушка Добрейшая! Что ж они так сидят пригорюнившись?

Анютка – Это у  них педсовет!

Глинышек – Ага! Слышите, проблему важную обсуждают «Как  силу нечистую, глупую да ленивую грамоте выучить, да хорошим манерам обучить».

Дети – Спасибо бабусенька за подарок!
Баба Яга – Вот ключ возьмите и бегите скорее!

/Ребятишки убегают/
               
               
                Картина 4

/Кощей сидит на золотом троне, рядом с ним по одну руку Кощеич, по другую Драконыч. Тут же Кощевны и Змеевны.У ног Кощеевых никчемный мужичонка Пимыч.  Напротив нечисти стоят в русских костюмах Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и Алёнушка Добрейшая. Головы склонили – будто бы слушают, а сами украдкой друг с другом пересматриваются/

Кощей – Ну что, обучили ученичков грамоте и хорошим манерам? Коли обучили – озолочу,  а  нет – так страшно накажу!  Категории лишу!  Стимулирующую отменю! Как бы ещё вас наказать?  Подумать надо...

/Пимыч привстаёт и что-то шепчет на ухо Кощею/

Кощей /радостно/ – Точно! ФГОС введу!!! Вот уж вы у меня попляшете!

Драконый и Кощеич – А что такое ФГОС?!
Кощей  – Это Фсекощейский Главнейший образовательнеый стандарт нечистой силы!

/Пимыч снова что-то шепчет на ухо Кощею. Кощей снисходительно кивает/

Кощей  – А пока что замуж выдам за нечистую силу!  Век вам тогда хороших учеников не видать! Будете лоботрясов да лодырей здешних учить!            
Кощеич и Драконыч – За нас! За нас! Чем мы не женихи!               

/Пимыч плюхается перед Кощеем на колени/
 
Пимыч – И меня пристрой! Чем я ни нечистая сила!?  Кощей  – Тоже жених нашелся! Такую невесту заслужить надо!
/стража вводит трех пленников/
               
Кощей – Ага, вот и гости пожаловали! /потирает руки и оглядывает ребятишек/  Что привело вас в столь далекие края?

Глинышек – А вы кто?

Кощей – Кто-кто! Кощей Бессмертный! Не ясно что-ли!             

Анютка – Ой! Вы Кощей какой-то неправильный! Кощей должен быть измождённым, худющим, кожа да кости, а вы… кругленький такой,  добродушный... на вид.   

Кощей – Да, мы такие. Не стандартные. Любим публике пыль в глаза пустить. А что вас, собственно говоря, не устраивает?

Пимыч – Это и есть тот самый Глинышек, а вместе с ним дружки его, Анютка да Мишутка.               
Кощей – Откуда  прибыли?   Зачем?      Как   сюда попали?               

Пимыч – Как через стену перебрались? Кто помог?               

Драконыч – Невест наших похищать!? Не отдам!               

Кощеич – В темницу их!

/дети молчат, лишь украдкой поглядывают на учительниц. А те на них/
 
Кощей – Ну ладно, с этими понятно. А вот с этими… По уговору мы должны отпустить этих девиц, если они научат хорошим манерам и грамоте всех наших Кощеен, Ягишен и Змеёвичей. А вот научили ли – это мы и проверим!               
Пимыч /хихикая и потирая руки/ – Давайте устроим экзамен!

Кощей /сухо/ – Извольте не вмешиваться. Мы и сами знаем, что делать!            /поворачивается к слугам/ – В темницу их! Навесить наитежаленнейшие замки. А учителок в их казематы!               
/пленников уводят/               
Кощей – Приставить стражу и следить во все глаза, слушать во все уши, чтобы ни одна живая душа не могла с ними даже словом перемолвиться! С теми и другими!               
/на сцену на метле врывается Ягишна/   
               
Ягишна – Отдай мне мою волшебную сковородку! На каком основании её похитили! частная собственность и в Тридевятом царстве охраняется законом! А значит, сковородка принадлежит мне по праву!               

Пимыч /важно/ – Всё, что находится на земле нашего Величайшего и
Кощейственнейшего Кощея Бессмертнейшего принадлежит ему! 

Кощей – Правильно!  Всё, что находится здесь – моё!      
Никакую сковородку мы не видели!             

Ягишна – Здесь она! Здесь! Носом чую! Нехорошо родственнчков забижать!               

Кощей /язвительно/ – Родственничка нашлась! Как  что плохо лежит тырить, так она про родственников забывает, с ними не делится, а как что для себя от нас урвать, так сразу родственники! Да я знать тебя не знаю!               

/Пимыч старается выпихнуть Ягишну из тронного зала. Ягишна упирается/ 

Ягишна – Сковородку верните! Её Яга старая из ума выжившая этим поганцам отдала!      

Драконыч – Не видели мы никакой сковородки!               
Ягишна – Тогда хоть паршивцев отдайте! Я сама с ними разберусь!

Кощей – Ишь, чего захотела! Ведьма старая! Отдайте! Они мне и самому пригодятся!

Ягишна – Старую нашёл! На себя посмотри! А я ещё совсем молодая, каких-то триста лет с небольшим! И красивая, между прочим! Ничета тебе, кости брякающие!               
Кощей /рявкает/ – Это у меня-то кости брякающие!? Ну насмешила! Брысь отсель! .                Ягишна – Ладно-дадно, Кощеюшка! Попомнишь!  Вот как найду твою иглу! Тогда попляшешь!               
Кощей – Иди-иди! Всё равно не найдёшь! Дуб спилили! Сундук разбили! Зайца отпустили! А когда утка яйцо снесла, его мне передали. Я самолично иглу удалил и запрятал в бронированном сейфе! А где сейф этот – я один знаю!  Так что, искать тебе, не переискать!

/поворачивается к Пимычу/  Начинай экзаменовку!
/в Тронный зал  приводят учительниц, Глинышка, Мишутку и Тимошку. Здесь Кощевны, Змеёвны и другая нечисть/

Пимыч /важно/ – Начнём с арифметики! Кощевна! Сколько будет дважды два?

Кощевна – А я почём знаю! Мы это не проходили! Спроси лучше у Змеёвича!               

Змеёвич  – А почему я! Вечно меня первого спрашивают!            

Пимыч – Да почему первого-то? Второго! Первой Кащевну спросили!

/Кощевна грозит Змеёвичу кулаком. Увидев кулак,  Змеёвич тут же меняет  тон/   
               
Змеёвич – А я чо, я ни чо! Я отвечу! Дважды два будет семь!               

Глинышек /радостно/ – Правильно! /учительницы хватаются за голову/

/Глинышек  делает знак рукой учительницам и Анютке с Мишуткой/

Кощей – Молчи, когда тебя не спрашивают! /поворачивается к Пимычу/  Это верно?               
Пимыч /неуверенно/ – Ну, в общем-то, да...  Кощевна, а сколько будет восемь минус три?               

Кощевна – Десять!

Глинышек /радостно/ – И это верно!

Пимыч /зло косится на Глинышка/ – Здесь мы экзаменующие специалисты!  Перейдём к словесТности!               
Глинышек /кричит/ –– Смотри-ка ты, даже слово словесность знает! 

/поворачивается к Мишутке и Анютке/ Правда произносит его с буквой «т»  по середине, грамотей!    

Пимыч /упиваясь своими знаниями/  –  Ягишна, напиши слово «чудеса». 

/Ягишна выводит грифелем на доске «чюдиса»/               

Глинышек /кричит/ – Правильно! Молодец! Настоящая отличница! Правда, ребята?!   «Чу-щу» пиши с буквой «ю»!  

Алёна Добрейшая – Что ж ты такое говоришь, Глинышек!

Василиса Премудрая – Это  он специально, чтоб нас спасти!

Елена Прекрассная – Мы это понимаем! Но всё равно слышать такие новые правила не выносимо!

Глинышек /весело/ – А вы незнали, что сейчас в Министерстве утвердили новые правила грамматики, выпущеные специально для нечистой силы!

/Анютка с Мишуткой мгновенно подхватывают/

Анютка и Мишутка – «Ча-ща» пиши с буквой «я»! «Жи-ши» пиши с буквой «ы»! Ставьте ей пятёрку! 

Глинышек – Так что, отпускайте учительниц! Они уговор выполнили! Их ученики показали блестящие знания!               

Кощей – Стража! Взять их и увести по разным казематам! А вас, дорогие невестушки всё-таки придётся выдать замуж! Плохо вы научили своих учениц! Плохо! «Жи-ши» это даже я знаю!  Придётся вам четверть учебную продлить! И никаких каникул и Нового года!

Анютка – Как же так! Нельзя отменять Новаый гол!  И как же мы без своих любимых учительниц учиться будем! И Новогодняя ёлка без них не ёлка!

Мишутка – И учительницы не виноваты, что ваши двоешницы Ягишны и Кощевны правил не учат!

Кощей – А заинтересовать должны были! Нас не проведёшь,  мы закон об Образовании знаем! Он и на нечистую силу распространяется!

Глинышек – Да как их заинтересуешь-то, когда у вашей нечистой силы одни глупости на уме!

Кощей – Ничего слышать нежелаю! Всё! Остаются ваши учительницы в Тридевятом царстве!

Алёна Добрейшая – Ну вы, Ваше Кощейское Величество хотя бы Деда Мороза и Снегурочку из темницы выпустите!

Драконыч – Нет! Дед Мороз нам самим нужен!

Василиса Премудрая – Нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника!

Елена Прекрассная – А мы новые программы разработаем, специально для обучения нечистой силы, и ещё раз попробуем их грамоте научить!

Глинышек – Ну ладно! Начинаем обучение с…танцев!

/Выхватывает дудку-самогудку и начинает играть, вся нечистая сила пускается в пляс/

Кощей – Ой, больше не могу плясать! Пощади!

Глинышек – А Деда Мороза отпустите!

Анютка – И Снегурочку!

Мишутка –  И учительниц!

Глинышек – И школу нашу отбирать не будете!

Кощей – Ладно! Будь по-вашему!  Только убери дудку, не играй больше!

Кощевна и Змеёвич – А мы тоже Новогоднего празника хотим!

/появляются Дед Мороз,Снегурочка, бабушка Васса, дед Игнат  и Воробей Чирька /

Дед Мороз – А на Новогоднем празднике никому присутствовать не возбраняется!

Снегурочка – И веселиться от души!

Дед Мороз – Мы всех на ёлку приглашаем и поздравляем с Новым годом! /ударяет посохом/

Глинышек  – Смотрите, а мы уже не в Тридевятом царстве, а у себя дома! Ура! 

Анютка и Мишутка  – Ой, какая ёлочка нарядная!

Бабушка Васса  и   Дед Игнат  выходят на авансцену

Бабушка Васса  –  А праздник новогодний на славу удался.

Дед Игнат  – Тут и сказочке конец!