Звон тысячи соверенов

Алексей Горшков
от зеленого Колпака по мотивам ирландской народной сказки

Мы уже  слышали с вами, пару интересных историй о Тёмном Патрике, - маленьком безграмотном горце, который однако своей мудростью превосходил самых что ни на есть ученых людей. А вот ещё одна история о нём, которую мне рассказал давным-давно Фиор О'Талдехор. Да, да, тот самый Фиор О'Талдехор.  который всю свою жизнь провел под шум ревущего, рычащего, бурлящего, бегущего, ниспадающего, несущегося, бешеного водопада Хвост Серой Кобылы, что стремглав падает из трех горных озер Лугэй Мора,  с высоты в 300 метров в долину Эйни.
Началась эта история, когда о Тёмном Патрике никто и не слыхивал, а когда эта история закончилась, то Патрик стал самым известным человеком в Ирландии! Эта история о том, как Тёмный Патрик рассудил спор между почтенным лорд-мэром Дублина и почтеннейшим хозяином трактира «Голова». Оба эти уважаемых господина были на протяжение многих лет закадычными друзьями, да такими, что их водой не разольёшь. Мэр целыми днями сидел в трактире «Голова» и проводил со своим другом больше времени, чем со своей женой и уж в этом деле, несомненно, превзошел небезызвестного политика Джо Байдена.
Но, как часто это бывает, друзья сильно повздорили из-за сущего пустяка, уж никто и не помнит какого. И трактирщик так разобиделся на друга мэра, что подал на него иск в суд, потребовав взыскать с мэра 300 фунтов за все запахи кухни трактира «Голова», которые мэр бесплатно вдыхал на протяжение трёх лет. Согласитесь, что дело оказалось на редкость необычным и щекотливым. Судейская коллегия разделилась на два лагеря, а вслед, на два лагеря раскололся Дублин и вся Ирландия. Одна половина населения стояла за хозяина трактира и требовала, чтобы почтенный лорд-мэр выплатил все по чести, до последнего пени, и даже угрожала мэру что надерут ему задницу, ежели он не заплатит трактирщику. Другая же половина населения объявила почтеннейшего хозяина «Головы» просто разбойником с большой дороги, и  угрожала почтенному лорд-мэру, что вздернут его, если он выложит хоть один медный грош этому отъявленному жулику-трактирщику. Вот же как дело повернулось: мэр между двух огней оказался! Как бы дело не закончилось, а ему битым быть!
Понятное дело, что этот сыр-бор долетел и до гор, на склоне которых жил Тёмный Патрик. Бросил он свою лопату, которой огород вскапывал, и поспешил в Дублин. Когда Патрик добрался до Дублина, то заявил, что разрешит спор между мэром и трактирщиком. Давненько люди так не смеялись! Явился какой-то маленький замухрышка и нагло заявляет, что рассудит по справедливости двух почтенных людей города! Ха-ха-ха!
Да только Патрик совершенно невозмутимо принялся за дело. Перво-наперво он спросил трактирщика: «Уважаемый господин! Сколько стоят ваши тысяча обедов, запах которых вдыхал достопочтенный мэр, за что вы требуете с него 300 соверенов?»
«По одному фунту за обед, и того 1000 фунтов» - ответил трактирщик.
Тогда Патрик обратился к мэру с просьбой послать домой слугу, чтобы он принёс мешочек с 1000 соверенов. Когда мешочек с деньгами был принесён, Патрик обратился к мэру: «Достопочтенный господин Мэр! Я прошу вас поднести этот мешочек с монетами к уху господина трактирщика и потрясти его, так чтобы был слышен звон монет».
Мэр сделал так, как сказал Патрик. Тогда Патрик спросил трактирщика: «Что вы слышали, господин трактирщик?»
«Звон монет»  - ответил тот.
«А точнее, пожалуйста! Вы слышали звон скольких монет?» - спросил Патрик.
«Я слышал звон одной тысячи соверенов» - ответил трактирщик.
Тогда Патрик обратился к судьям: «Господа судьи!  Я полагаю, что господин трактирщик, вполне мог бы выплатить господину мэру 300 соверенов, за то, что только что послушал, как звенят его монеты. А потому дело можно закрыть, ибо обе стороны получили в равной мере: один запахи кухни, другой — звон монет!»
Толпа взревела от восторга и веселья, подхватила Тёмного Патрика на руки и торжественно пронесла по всем улицам Дублина! И все жители города просили, нет — умоляли Патрика стать их верховным судьёй! Но Патрик отказался от такой чести, сославшись на то, что в школе не учился, и поспешил к себе домой.
В Ирландии говорят: «Такой уж он человек, докажет, что сам папа римский не католик, а  протестант.»