19. Онто-гносеологическая интеракционная концепция

Павел Гордеев
§ 19. Онто-гносеологическая интеракционная концепция сознания

Методологической основой проведенной дифференциации критериев и характеристик необычных состояний сознания служит двухаспектное рассмотрение проблемы. Первый аспект – гносеологический. На этом уровне понятие «необычные состояния сознания» обозначает особый режим функционирования когнитивной системы и получает функционалистские, инструменталистские трактовки. Онтологический аспект вскрывает сущностный смысл необычных состояний как реальности сознания человека, его бытия. В этом смысле понятие «необычные состояния сознания», если заострять внимание на познавательной способности, выступает уже режимом функционирования когнитивной системы в особых состояниях бытия человека.

Аналитическое выделение этих двух аспектов и уровней рассмотрения вовсе не означает реального разделения. Напротив, онтологический и гносеологический смыслы необычных состояний сознания дополняют друг друга и ставят соответствующие аспекты сознания в отношение корреляции. Насколько состояние когнитивной системы зависит от состояния сознания-бытия человека, настолько же оно способно влиять на последнее. Причем такая онто-гносеологическая интеракционная концепция сознания приводит к ряду нетривиальных выводов. Прежде чем их обозначить, поясним, что в этом контексте следует понимать под гносеологическим и онтологическим аспектами сознания.

Гносеологический аспект сознания включает в себя такие способности, как восприятие, ощущения, чувства, эмоции, мышление и понимание, оценивание, интуиция, воображение, представление и фантазирование, память, творчество и т. д. В совокупности эти способности, как отражательные, так и творческие, составляют когнитивную систему субъекта. Динамика когнитивной системы представлена интенциональностью, актуализирующей эти способности, делающей их здесь-и-сейчас значимыми. Интенциональность есть настроенность когнитивной системы, переживание-осознавание здесь-и-сейчас какого-либо предмета, события, явления (как внешнего, так и внутреннего). Соответственно, понятие интенциональной направленности, т. е. настроенности когнитивной системы, есть решающий фактор в понимании дихотомии «осознаваемое-неосознаваемое». В более общем контексте это противопоставление может быть представлено психической оппозицией «сознание-бессознательное», аспекты которой находятся в отношении взаимодополнительности, составляющей неотъемлемое свойство когнитивной системы [1, с. 114]. Взаимодействия сознания и бессознательного возможно потому, что между ними нет непреодолимой «пропасти», и в действительности, – подчеркивает И.А. Бескова, – «подсознательное» и «бессознательное» есть «компоненты глубинного сознания человека» [1, с. 112]. Гносеологический аспект сознания, таким образом, объединяет все возможные формы познавательной активности субъекта, включает глубинные уровни сознания и проявляется в функционировании когнитивной системы.

Онтологический аспект сознания составляет самую суть человеческого существования, представляет «место встречи» человека и мира, объединяет реальность сознания и реальность для сознания. Фундаментальные категории этого синтеза – пространство и время. По мысли И. Канта, пространство и время есть форма явления внешних и внутренних чувств, априорное условие всякого созерцания – как внешнего, так и внутреннего [2, с. 133, 138]. Среда бытия человека – пространственно-временной континуум; само существование человека развертывается в пространстве и времени. Бытийные основания внешней для человека реальности основываются на пространственно-временных отношениях. Таким образом и бытие человека в этой реальности есть бытие во времени и пространстве. Поэтому онтологические структуры сознания связаны с пространственно-временной оформляемостью опыта. Пространство-время есть также форма сознания, делающая возможной актуализацию тех или иных содержаний сознания и феноменальных свойств реальности. Справедлива мысль М.К. Мамардашвили о том, что восприятие определенного образа мира есть следствие некоего допущения, установки сознания видеть его именно таким [3, с. 6-7]. Функционирование когнитивной системы как гносеологического аспекта сознания происходит на онтологическом уровне как развертывание в пространстве-времени. При этом не столь важен вопрос о первичности этих фундаментальных категорий: являются ли пространство и время характеристиками объективной реальности или это априорные формы, упорядочивающие опыт. Феномен необычных состояний сознания ставит проблему под иным углом зрения, позволяя заключить: пространство-время есть способ корреляции сознания и реальности. Иначе, пространственно-временное бытие сознания коррелирует с пространственно-временной формой данности бытия субъекту. Таким образом, в онтологическом ракурсе необычные состояния сознания необычны именно по времени и пространству.

Фундаментальная связь этих аспектов, представленная в онто-гносеологической интеракционной концепции сознания, позволяет сделать ряд выводов:

1. Познание обеспечивает связь сознания и реальности. Связь эта отличается бинаправленностью, так как, с одной стороны, сознание отражает события и явления, происходящие в мире, с другой – сознание, нацеленное на мир, бесконечно вырабатывает системы смыслов, ценностей и установок для ориентирования и творческой деятельности. Когнитивный аспект связи сознания и реальности очень точно представлен в концепции инактивированного познания: «Познавательная активность в мире создает и саму окружающую по отношению к когнитивному агенту среду — в смысле отбора, «вырезания» когнитивным агентом из мира именно и только того, что соответствует его когнитивным способностям и установкам» [4, с. 312]. Так что явленные в необычных состояниях сознания области бытия необычны лишь постольку, поскольку несоразмерны обычному режиму функционирования когнитивной системы человека, приспособленному для выполнения обыденных операций. Следуя этой логике, справедливо предположить, что познавательная активность в мире создает и самого субъекта этой активности – в смысле его трансформации, когда когнитивная система направлена на то, что не соответствует обычным для него способностям и установкам. Для реорганизации всей когнитивной системы триггером может выступать изменение либо необычное функционирование даже одного ее компонента. Сюда могут быть отнесены: трансгрессивное расширение эмоционального экстремума (распространено в психотерапевтических, магических и религиозных практиках), изменение мышления (нивелирование формально-логического и парадоксального мышления в дзенской практике чтения коанов; в нейролингвистическом программировании – «разрыв шаблона» для наведения трансовых состояний), перцептивные изменения (сенсорные депривации, необычные оптические и акустические явления) и т. д. Однако, чтобы подобные изменения действительно были способны перестроить всю когнитивную систему и «собрать» бытие человеческого сознания в новых пространственно-временных размерностях, они должны обладать большей дестабилизирующей силой, чем система в целом (сознание) – стабилизирующей (гомеостатической). Таким образом, когнитивная система определяет содержание субъектной реальности, границы опыта эмпирического субъекта и, следовательно – самосознание эмпирического Я. При этом эмпирическое Я фундировано в пространственно-временных отношениях, поставляемых опытом субъекта, отсюда и возможное изменение Я-бытия и онтологических структур сознания при трансгрессивном опыте.

2. Пространственно-временные структуры сознания определяют познавательные способности и установки субъекта, формируют его когнитивную систему. Пространство и время задают границы познавательного опыта, устанавливают законы функционирования когнитивной системы. Адаптационность субъекта опыта в пространственно-временном мире предстает как пространственно-временная онтология сознания. Обеспечивая пространственно-временную сопричастность человека миру, открытому для него в качестве среды, сознание принимает ограничения когнитивных возможностей во времени и пространстве. Так, например, обычное состояние сознания в обычной реальности характеризуется следующими когнитивными паттернами: 1) «Я» есть «мое тело», занимающее выделенное место в пространстве, обладающее такими-то способностями и возможностями. Кроме этого, само пространство обладает рядом физических закономерностей. Поэтому я, например, не могу занимать одновременно две точки в пространстве, а моему непосредственному восприятию не могут быть доступны точки пространства, удаленные от моей сенсорной системы; 2) Время линейно, и я нахожусь каждое мгновение в перманентном настоящем. Поэтому непосредственно пережить я могу только то, что происходит в этот момент, а прошлое и будущее доступны только как ретенция и протенция, либо, шире – как воспоминание и предвидение (воображение, прогнозирование). В необычных состояниях сознания, когда человек обнаруживает себя субъектом необычной реальности, эти когнитивные паттерны оказываются нерелевантными. Тогда сознание реорганизует когнитивную систему в соответствии с новыми задачами и новой системой отсчета.

3. Из пунктов 1 и 2 следует, что связь субъекта и его когнитивной системы выступает как кодетерминация. Поэтому преобразование онтологического и гносеологического (когнитивного) уровней сознания происходит одновременно.

--

1. Бескова И.А. Сознание как многоплановый феномен // Вестник РГНФ. 2007. № 3.
2. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 3. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964.
3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.
4. Князева Е.Н. Концепция инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития // Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология) М.: Канон+, 2004.