Мастер профессии

Анатолий Базуев
    
     Шум станков в цехе сливался в один общий гул. У Сергея, работающего в цехе второй месяц, неожиданно встал шлифовальный станок. Он подозвал мастера. Они осмотрели станок, нажали на кнопку пуск, шпиндель не вращался с деталью.
-Иди за слесарем, я не знаю ещё, где у них мастерская-проговорил мастер участка. Он всего неделю работал в этом цехе и больше занимался своей работой,
которая была совершенно новой для него.

Сергей привёл не высокого, но крепкого слесаря ремонтника с железным чемоданчиком.
-Что у тебя не крутится? Сейчас посмотрим-проговорил он осматривая станок. Открыв крышку управления гидравлики возмутился.
-Так и есть. Смотри сколько грязи. Как же станок будет включаться. Где мастер?
Ах, вот и мастер. Посмотрите, что тут делается? Станок не убирается. Я что ли буду
станок убирать? Уберёте грязь, тогда и подойду. У меня другая работа есть.
Закрыв чемоданчик слесарь ушёл.
-Ну чего стоишь Серёжа.  Бери тряпку и убирай побыстрей.
-А я и не работал на этом станке раньше.
-Работа, не работал, что будем искать кто работал? Убирай давай весь станок. Совсем не следят за станками. Уберут сверку и всё. Уберёшь, зови слесаря.

  Сергей не хотя стал убирать станок, поглядывая на рядом работающего шлифовщика.
Это он, Иван, работал постоянно на этом станке. Он не только за станком не следил, он за собой то не следил. Работал в промасленной, грязной спецовке, даже волосы, никогда наверное не причёсывал.
Убрав станок Сергей снова сходил за ним.
-Ну вот другое дело. А то возись тут в грязи. Ты вот не давно у нас работаешь, так вот и надо убирать станок, тогда и останавливаться не будет. Видишь из-за грязи и рычаг не включался даже.
Закрыв крышку гидравлики он включил станок.
-Вот и заработал твой станок. Машина она чистоту любит.

-Володя, ты закончил тут? Там, на втором участке, револьверный встал-подходя к слесарю проговорил механик цеха, седовласый, но ещё не старый, лет 50 человек.
-Опять меня. Я, что у вас один работаю? Чуть что, так меня посылаете.
-Коля сверлит на станке, тоже занят.
-Ладно, иду на вторую, а то опять будут ворчать- закрывая чемоданчик с инструментом проговорил Володя.

  На следующей неделе, мастер четвёртой группы снова встретился с Володей возле сверлильного станка. Ему надо было просверлить у вала отверстие.
-Привет. Много тебе ещё сверлить-спросил мастер.
-Скоро кончаю.
-Мне только одно отверстие просверлить.
-Как закончу, так и уйду-сердито буркнул Володя.
-Да я подожду. Ты давно ремонтником работаешь?
-Как ремесленный закончил, так и работаю. Всё на этом заводе уже 34 года.
-Давно, а я недавно на ваш завод пришёл. Тоже ремесленный кончал, ремонтником работал. Закончил техникум и мастером поступил работать.
-Ну и чего хорошего. Бегаешь только на побегушках. Как надсмотрщик смотришь за своими рабочими.
-Почему, как надсмотрщик. Надо детали по технологии продвигать. У станочника своя работа. Одно закончит, другую деталь подавай.
-А я уже в трёх цехах поработал. Сюда в новый цех перевели. Начальник цеха тоже техникум кончал. Он мастером работал в 35 цехе, а потом сюда его поставили начальником. Хороший мужик. Он давно тоже на заводе работает. А у вас что то мастера меняются часто. Ну вот и закончил я сверлить.
-Да не убирай стружку, я сверлить буду.

   В начале лета, выгуливая собаку, Володя встретился с мастером возле дома.
-Здорова мастер. Ты тоже здесь живёшь?
-Привет Володя. Я вот в соседнем доме живу. Какая у тебя мощная собака.
-Бульдог. Второй год ему. Не бойся не укусит, он спокойный. Если только натравить то вцепится, не оторвёшь.
-Да с ней не пошутишь. Ты даже загореть когда то успел.
-Прогуливаю его и загорел немного. Ему хорошо и я на свежем воздухе больше бываю.А ты всё мастером работаешь? Что то не видать тебя.
-Да всё по командировкам меня посылают. Заходи ко мне я в 8 квартире живу.
-Тебя как, Юрой зовут?
-Да Юрой зови. Пока.

   А на работе было не всё в порядке. Заместитель начальника цеха вызвал к себе Юрия и предложил подписать бумагу на бракованные детали, сделанные ещё до поступления его в цех. Юрий Николаевич, конечно, отказался подписывать и ушёл на своё рабочее место.  С этого момента на Юру посыпались другие упреки со стороны заместителя цеха, даже было предложено уволиться. Юрий стал подыскивать другую работу и решил уйти в отдел главного механика. С этой работой он был знаком, правда на другом заводе.
   
   Ему повезло, в отделе требовался наладчик и его приняли туда работать. Где то через полгода Юра работал в своём бывшем цехе и встретился с механиком. От него и узнал ,что у слесаря ремонтника Володи был инсульт. В больницу увезли прямо с работы. Валерий Иванович, разговорчивый и заботливый тут же спросил у Юры:- Можно
Володе устроиться в отделе, на более лёгкую работу. Он опытный слесарь. Нас обоих может научить.
-Лёгкая работа говорите, нам же по всем цехам надо ходить. Да и работа такая же слесарная. В отделе нужен диплом чтобы туда поступить. Пускай сходит к главному механику поговорит.

Вскоре Юра встретил Володю возле его цеха и спросил:- Как здоровье Володя?
-Да ничего, работаю. Хожу в медсанчасть уколы делаю. Колено болит. До пенсии надо как то доработать. Ещё пять лет работать, а колено чего то заболело.
-На лыжах уже не катаешься?
-Почему. Ездил зимой. Я же кандидат в мастера спорта был. Сейчас до Кавгалаво
езжу. От дома едешь по лыжне, покатаешься и обратно.
-Далеко же это.
-На лыжах быстро. Катишь и катишь не спеша. За час и дойдёшь, а потом обратно.
Не знаю как будет этой зимой. Колено не заживает никак.
-Говорят инсульт у тебя был.
-Да, прямо на работе это случилось. Не помню как и в больницу увезли.Целый месяц там был. Вроде отошло. Предлагали инвалидность. Представляешь, сидеть на инвалидности-с голоду помрёшь. Надо до пенсии доработать. У нас ведь цех закрывается. Склад что ли хотят сделать. Станки уже по другим цехам развозят.
-Сокращают производство. Заказов говорят нет.
-Опять сокращать будут.

   Следующая встреча уже произошла в другом цехе куда перевели Володю. Он всё так же с чемоданчиком встретился с Юрием.
-Привет Володя. Ты уже здесь работаешь?
-Да, работаю. А, что переменилось. Всё те же станки ремонтирую. Механик только другой, да начальник цеха. Начальство меняется только.
-Как новый механик, не очень гоняет?
-Да нет. Хороший человек. Не давно поступил с улицы. Вроде разбирается. Здоровье нормально. Колено не болит?
-Всё прошло. Говорят скоро опять сокращать будут? Вон сколько станков стоит не работает. Кто то сам уходит. Платить стали мало. Кого сокращают. Мне бы продержаться здесь. Всю жизнь работал на этом заводе.
-Да уж тебя то не сократят. Таких специалистов не сокращают.

    Володю сократили. Работающих на заводе осталось меньше половины. Заказов не было в эти 90 годы. Юра встретился с ним возле своего дома с собакой.
Здорово Володя. Ты как, работаешь или на пенсии.
-Проживёшь разве на такую пенсию. Работаю на механическом заводе. Так же слесарю. Да и станки почти такие же. Не многие идут на такую работу. Грязная да ещё и разбираться надо что к чему. Как там на заводе дела?
-Завод работает, но заказов мало. На половину сократили рабочих. Зарплата маленькая. Так что не жалей. Я думал ты пенсию досрочно ушёл.
-Какая там пенсия. На две тысячи разве проживёшь. Вот и пошёл на другой завод.

   Несмотря на то что они жили по соседски встречи были очень редки. Спустя почти год они встретились возле пруда.
-Ну наконец то встретились. Давно хотел тебя подловить, Володя. Ты не хочешь сейчас вернуться на завод. Столько лет там отработал. У нас заказы новые появились. Говорят большие заказы. Отдел кадров снова набирает рабочих. Где вот только наберут квалифицированных. Молодёжь в торговлю пошла. На завод не загонишь.
-Нет не пойду я туда. Работа есть у меня . Ещё год- два отработаю да и на пенсию.
-Ну смотри. Сюда то тебе ближе ездить. Я механика твоего видел он и сказал, что если я тебя увижу, то позвать обратно на завод. Он сразу тебя возьмёт.
-Нет. Уволили. Не дали до пенсии доработать два года. Иди куда хочешь. Нет. Не пойду я на этот завод.

   Это оказалась их последняя встреча. Проходя мимо дома, где жил Володя, спустя полгода, увидев знакомого бульдога какого то не ухоженного, помятого, рядом с сидящей,возле парадной, женщиной Юра спросил:
-Здравствуйте. Я вижу у вас знакомую мне собаку. С ней всё Володя ходил. Мы с ним на одном заводе работали. Где сам хозяин, что то я давно его не видел?
-Умер Володя.