Глава 15. Изя Абрамович и вознаграждение

Маргарита Репаловская
     Резво и весело бегали мы с Владой по двору, когда вдруг за углом дома на асфальте я заметила увесистую связку ключей. Я их быстро подобрала и, спросив нескольких соседей, бывших во дворе, не они ли потеряли эти ключи, поднялась домой.
 – Бабушка, смотри что я нашла у нас во дворе. Соседей спрашивала, но никто не знает чьи они.
 – Ну-ка давай сюда свою находку. – бабушка оценивающе стала рассматривать ключи:
 – По виду ключи не дешёвые кто-то их потерял. Это же большая ценность для кого-то, давай напишем объявление о находке и попросим вознаграждение.
 – Бабушка, а как писать объявление? – объявления по всему городу-то я видела, но с чего начать своё послание людям было совершенно мне не понятно.
 – А вот смотри как. – она принесла лист бумаги, поделила его аккуратно на равные части и принялась писать размашистым почерком, обращение к пострадавшим людям, оставшимся без самого святого: «Ключей от квартиры», и судя по количеству ключей в связке, не только от квартиры. Текст объявления получился таким:

                Объявление.

          Внимание! Во дворе дома № 55, третьего мая, была найдена связка ключей.
          Хозяев ключей просим обращаться по номеру: 2 – 50 – 91,
          или в квартиру номер 7.
          Ключи вернём хозяину в целости и сохранности, за вознаграждение.

 Мы вышли во двор с объявлениями и клеем. Два объявления приклеили на двери обоих подъездов и ещё два на всякий случай, со стороны улицы на фонарных столбах.
 – Бабушка, а что такое вознаграждение? – нетерпеливо стала расспрашивать я.
 – Вознаграждение, Рита, это когда неизвестный хозяин вещи, которую ты нашла, даёт тебе небольшой подарок в благодарность, за то, что ты вернула его вещь в целости и сохранности. Ведь ты могла пройти мимо или выкинуть эти ключи подальше. Но ты, как ответственный человек поняла, что кому-то эти ключи очень нужны и потеряв их, он мучается. И сделала всё что от тебя зависит, что бы вещь эту ему вернуть.
     Сделав два круга вокруг дома, мы с чувством выполненного долга направились домой. Не прошло и пол дня, как нам позвонила в дверь соседка и сообщила, что найденные ключи принадлежат Изе Абрамовичу со второго подъезда. Ключи эти являются вторым запасным комплектом и потому, он не сразу заметил их пропажу. А обнаружив, обратился к соседям, которые тут же с удовольствием сообщили ему о нас с бабушкой. Мы вышли во двор и чинно передали из рук в руки свою находку хозяину. При этом бабушка недвусмысленно намекнула Изе Абрамовичу, что ребёнку, то есть мне, полагается скромное вознаграждение.

 – Будет вам подарок. – поразмыслив и оценив наши бесхитростные лица пообещал он.
 – Ну, раз обещал, значит даст что-нибудь. Не переживай, Рита, не обманет, он человек солидный. – объяснила мне потом бабушка.

     Изя Абрамович действительно был очень солидным ветераном Великой Отечественной Войны. Единственным обладателем шикарного запорожца и собственного гаража. По будням он грузно выдвигался через весь двор к своему гаражу, выезжал оттуда на белом запорожце и с самым деловым видом куда-то ехал. А вечером, так же чинно въезжал в гараж и закрывал его на большой навесной замок. Ни у кого во дворе больше не было машины и на диковинную железяку все смотрели больше с удивлением, чем с завистью. Местные мальчишки даже не пытались подружиться с Изей Абрамовичем, чтобы понаблюдать за процессом ремонта этой дорогой вещи. Дети боялись его, как огня и даже близко к гаражу не подходили.
 
     Спустя два дня, когда нам с бабушкой уже порядком надоело ждать обещанного вознаграждения, Изя Абрамович так же через соседку передал нам подарок. В небольшом целлофановом пакете лежали спелые помидоры с его собственного огорода во дворе. Этот сорт помидор «Бычье сердце» был нам с бабушкой не по карману и я впервые ощутила разницу между просто помидорами и настоящим искусством огородника. Плоды были очень большими, один помидор весил почти пол килограмма. Как же мы с бабушкой обрадовались! Из полученного гонорара и купленных на рынке огурцов мы тут же соорудили большую миску сладкого салата. А ближе к вечеру ещё одну и утром не забыли полакомится, осталось всего три помидора, когда бабушка внезапно остановила меня:
 – А это, мы отнесём угостить прадеда с прабабушкой. – объявила она, убирая подальше от моих вечно голодных глаз, заветные плоды.
 – Ну, бабушка! Это же наша добыча, давай сами съедим. – стала упрашивать её я, искренне недоумевая, зачем ещё с кем-то делится. Но она была непреклонна и скоро мы, одевшись понарядней, отправились к прабабушке.

 – Ой, какие красивые помидоры! – воскликнула прабабушка, - А какие вкусные, ты, Риточка, умница, что нашла эти ключи! – она, как обычно угостила нас борщом с пирогами и нарезала салата по своему рецепту, но в салат использовала только один самый большой помидор, а остальные два спрятала про запас. Мы всей семьёй наелись и обсудив последние новости разошлись. История с помидорами скоро забылась, но однажды месяц спустя, в очередной раз придя к ним в гости меня ждал сюрприз.
 – Рита, – заговорческим тоном позвала меня прабабушка, – Иди-ка сюда. – я подошла. В руках у неё был глубокий жестяной поднос с какими-то растениями. –  Помнишь ты угостила нас с дедом помидорами? – хитро спросила она.
 – Да. – припомнила я, не понимая причём тут эта трава.
 – Так вот, мы их покушали, а семена я собрала. Из них у меня выросла, смотри какая большая рассада. – я по-прежнему недоверчиво смотрела на зелёные кустики в подносе. – А теперь, Риточка, мы с тобой пойдём посадим на заднем дворе эти кустики и вырастим такие же вкусные помидоры.
     Мы отправились с ней на задний двор и выделив одну маленькую грядку аккуратно посадили кустики в землю.
 – Будешь приходить к нам  и поливать рассаду, а урожай потом поделим пополам. – гордо сказала она.
 – Урожай это хорошо, – неуверенно подытожила я, – Но ты уверена что из этих кустов вырастут такие же огромные помидоры? Не думаю что эти тонкие веточки их выдержат.
 – Вот тебе специальная баночка для полива, а вот из этого ведра с дождевой водой будешь носить воду. Вот увидишь: они нас ещё порадуют.

Всё что касалось огорода мне было интересно и поливать кусты было совершенно не сложно и потому я с радостью и азартом согласилась.
 – Ай, да мамочка, – восхищалась бабушка, по пути домой. – Она же выросла без матери, сиротой и привыкла с детства ничего не выбрасывать и из всего добывать пищу. Молодец, внучка, учись огородному делу, поверь мне: в жизни все умения когда-нибудь, да пригодятся.

     С этих пор мы с прабабушкой через день поливали хрупкие саженцы, которые со временем вначале неясно, маленькими гроздями, а потом и очень уверенно, дали заветные плоды. Под их тяжестью ветки так и норовили сломаться, но она воткнула рядом со стеблями палки и привязала рассаду к ним. Долго наши помидоры пили силы из земли и набирали вес и спустя месяц стали окрашиваться в едва различимый бледно-розовый оттенок. А потом и полностью порозовели. Мне не терпелось поскорее снять урожай и полакомиться, но прабабушка долго долго ждала пока помидоры станут совсем зрелыми. И спустя полтора месяца на наших маленьких кустиках висели полноценные, огромные сочные плоды.
     Собрав и взвесив урожай, мы получили два килограмма готового продукта. Честно его поделили на две части и хоть мне и казалось, что наши помидоры уступали по размеру, подаренным Изей Абрамовичем, на вкус наши были намного слаще.
 – А всё-таки хорошо, бабушка, – порадовалась я, – Что ты тогда решила поделиться нашей с тобой добычей!

                ( Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/07/1373 )