12. Дом, в котором...

Валентина Яроцкая
                … в котором смеются и радуются, плачут и огорчаются,  читают и пишут, рисуют и мастерят, поют и танцуют, бегают и прыгают,  спорят и соглашаются…  Одним словом,  здесь живут по-настоящему,  хотя взрослые считают,  что   это  дом, в котором   к жизни только  готовятся…

Дом, в котором всегда дела,
 где с утра  –  кутерьма, а к вечеру
 тишина вступает во власть,
 но на цыпочках, недоверчиво...

 Дом, в котором  фонтаном бьют,
 разбиваясь о лбы, эмоции,
 где находят  себе маршрут
 корабли, презревшие лоции...

 Дом, который хоть и "второй",
 но энергию тянет, как "первый",
 то порадовав вдруг игрой,
 то круша и  железные нервы...
 
 Дом, в котором весёлый смех,
 где поют все – то хором, то соло...
 Дом для каждого, дом для всех!
 Дом, где место есть подвигу...
 ШКОЛА!
      О школе   и пойдёт дальше речь, но  не о    любой  школе,  не  о школе  вообще, а  о конкретной школе,  где мне посчастливилось работать.  Это   наша  Алакурттинская средняя школа  № 3,  которая недавно  отметила свой шестидесятилетний  юбилей.  Половина   школьной истории  прошла  у меня  на глазах,  потому  что тридцать лет  я работала в этой школе:  с 1983 года  –  учителем истории и обществоведения, с 1991 года   по 2014 – учителем русского языка и литературы.  Многое вспоминается, о  многом хочется  сказать,  память благодарно отзывается на  бережно хранящиеся  имена   учеников и коллег.
       Название  «школа» в нашем посёлке носят сейчас сразу  три здания. Только  к  двум зданиям ещё  прибавляют прилагательные: старая школа и начальная школа. На самом  деле  школа в Алакуртти сейчас одна, средняя школа №3 ( нет ни  первой, ни второй школы у нас,  а  присвоен  такой номер  потому,  что территориально  мы  относимся к  кандалакшскому  ведомству,  хотя   настоящие кандалакшские школы     находятся   от нас на расстоянии 120 километров).  Но  есть два здания, в которых  школа   помещалась раньше. Первое – это  «старая школа» на  улице Грязнова, из  которой  в 1988 году   переехали в  новое здание    на улице Набережной.  Когда  в  1994 году был сдан в эксплуатацию новый  жилой комплекс, построенный  финнами,  то  на улице  Набережной  остались начальные классы,   там  была  образована начальная  школа №17, а   средняя школа  №3  расположилась на  улице Содружества,  где и пребывает  до настоящего времени. А вот  от «начальной школы» теперь осталось только  одно здание,  потому  что в 2010 году в  связи с выводом из Алакуртти   военного гарнизона количество  учащихся  резко сократилось и  пришлось  начальную   школу  снова присоединять к средней. Так  вот и  получилось  название   у второго   здания: «начальная школа». Его   заняли другие организации, а  малыши  с первого сентября  2010 года стали   учениками школы №3.
          Во всех  трёх  зданиях школы я и  успела поработать: и в «старой школе», и  в «начальной школе», и в  «финской»,  то есть  просто  «школе».  Нынче  нахожусь  на пенсии,  но родную школу  вижу  каждый день,  потому что  окна моей квартиры выходят на  «финский городок»  и на   здание   моей  «МАОУ  СОШ  № 3 с. Алакуртти», как официально именуется  то  учреждение, в котором я провела  свою трудовую жизнь.  Мне такой вид из окна нравится, каждое утро  могу  наблюдать, как спешат в школу  ученики,  – значит, жизнь продолжается.  Школа – красавица,   трёхэтажный корпус  соединяется с двухэтажным  в  виде  буквы «т»,  уложенной вдоль улицы. А  к  основанию буквы «т» пристроены  ещё  спортзал и бассейн –   для  условий  заполярной сельской школы  это  очень даже неплохо. Если учесть ещё   огромное здание  теплицы,  то  можно представить, как удивляются приезжающие  в наш  «таёжный тупик»,  увидев  такую   чудесную школу в сельской местности. Да-да,  со  школой    алакурттинцам  повезло!
           Улучшались наши  условия  работы, появлялись  современные  кабинеты с  новыми  техническими  средствами обучения,   рос уровень требований к работе учителя. Но неизменным оставалось в школе одно: это  был  дом,   который по утрам наполнялся  детской энергией, детской любознательностью,  а  иногда   неуёмным озорством и   даже подчас полным  нежеланием  выполнять  программу  жизни,  заготовленную  для  мальчиков и девочек взрослыми людьми из Министерства   Образования.
            История школы включает много имён и дат,  собрать  их в одном очерке  просто невозможно, но я  попробую обозначить  хотя  бы  главные вехи. Надеюсь,  что  когда-нибудь кто-то из учеников  по-настоящему  возьмётся  за   биографию  родной  школы и  напишет   обстоятельное  историческое исследование.
            Самое первое здание школы в Алакуртти не сохранилось.  Сама «советско-русская» часть истории Алакуртти,  бывшего финского поселения,  началась  с 12 марта 1940 года,  когда по мирному  договору  с Финляндией  село Алакуртти  вошло в состав СССР.  В годы  Великой Отечественной  войны   село  находилось   в расположении   фашистских войск, от которых было освобождено  14  сентября  1944 года. После войны и началось в Алакуртти  активное  военное и гражданское строительство. Старожилы вспоминают,  что  в 1946-1947 годах в районе улицы Набережной,  где нынче  находится  начальная школа №17 и  дорожное  управление, стояло  много небольших одноэтажных домов,   рядом с которыми  и располагалась начальная школа.  По воспоминаниям  жителя села Эйно Николаевича Зайкова,  которые  были записаны  юными следопытами,  школа  представляла  собой небольшой домик с одной  комнатой, в которой располагалась печка и  восемь парт. В  первую смену  занимались  ученики 1-2 класса, во вторую –   3-4 класса.  Учеников  было немного – по 5-6  человек в одном классе,  это  были  дети военнослужащих.  Учительница была одна, жила рядом в военном  городке.
         5 октября 1953 года состоялось в Алакуртти открытие семилетней  школы. Помещалась она первоначально   в  двух комнатах  деревянного  барака   на  улице Кузнецова –  ныне это территория  дома №16.  Здание  было  холодным,  отопление по-прежнему было печное. Зимой  приходилось   сидеть на уроках в пальто и в варежках.  Первые и последние уроки проводились при свете керосиновых  ламп.  Первым  директором школы  была Малых Ангелина Ивановна.
         И вот в 1956 году    семилетняя школа    была преобразована в десятилетнюю, и десятилетка переселилась в  новое  трёхэтажное здание на улице Данилова. Школа  по  тем временам   казалась просто    удивительной:  большие светлые классы, просторные  рекреации,   приусадебный участок,   на котором сразу  были высажены кусты  малины и смородины. 
          Возглавлявшие школу  в 60-е годы  директора  Короткова Зоя Михайловна, Андреева Роза Михайловна,  Бачерников Николай Иванович  и весь школьный  коллектив,   тогда  ещё  небольшой,   много  энергии и  сил    вложили в  дело созидания новой  школы.
          Страна    развивалась,  строилась,  и  вместе с ней   жила и    развивалась     школа в селе.  Школьные  будни и праздники   советской  эпохи   –   это  уроки и    праздничные  демонстрации,  спортивные соревнования и  дружинные  сборы, смотры  художественной  самодеятельности и   комсомольские собрания,  тимуровское  движение  и   работа на пришкольном  участке,  славившемся в селе  урожаями малины и картофеля.
         Школа   постепенно  становилась  одним  из  главных  центров    культуры  в  небольшом  заполярном  военном городке.  В  70-80-е  годы   коллективом школы  руководили Пантелюк  Александра Иосифовна,  Червякова Августа  Егоровна, Ширшина Галина Кузьминична, Барашкова Ирина  Павловна, Гоч Мария Стефановна.
         Военный городок  разрастался,  учащиеся  прибывали,  и в   восьмидесятые годы школа  была  уже  огромным  коллективом, в котором  насчитывалось   более восьмисот  учащихся  и  более семидесяти педагогов.  Бывали   времена,  когда  школьные   занятия проводились   даже в три смены, а педсоветы  могли заканчиваться за полночь.  Поэтому   остро встал вопрос  о строительстве новой школы. 14   ноября  1988 года  на  улице Набережной, на   живописном  берегу   реки  Тунтсайоки,    было  торжественно открыто новое  здание   школы.   Восемьсот семьдесят  учащихся   стали обитателями огромного   дома,  который  действительно  можно  было называть храмом науки.  Множество кабинетов,  в том числе лингафонные, спортивный и актовый зал, столовая,  мастерские,  библиотека, в которой насчитывалось  более 12 тысяч   книг и  10 тысяч  учебников.
         В    трудные  девяностые годы  школой  руководили Пташник Алексей Васильевич и Макаренко Людмила  Михайловна. Макаренко Л.М.  работала    директором   с  1993 года  по  2014 год и  сумела обеспечить школе  высокий  авторитет   среди  образовательных учреждений не только  Кандалакшского района, но и всей  Мурманской  области. 
         Бывает в природе так,  что река растекается на два  рукава, а потом снова потоки  соединяются, и течёт  себе речка дальше,   как  и раньше.  Вот  такое    случилось и в истории нашей школы.  В  1994 году средняя школа №3  переехала в новое  здание на улице Содружества,  а в старом здании осталась отпочковавшаяся от    неё  начальная школа  № 17, директорами  которой  были сначала Шкаруба Ирина Альбертовна,  а  затем Шакшина Людмила Васильевна.  А в   2010 году коллектив  начальной  школы   после  шестнадцати  лет самостоятельного  пути  снова  влился в среднюю школу  №3.  И  снова  под  одной  крышей  оказались  школьники разных возрастов.  Старшие и младшие  братья и сёстры  опять  соединились в одной школьной семье.
         В  2001 году школе №3  было присвоено имя Героя России  Андрея Анатольевича Завитухина,   лётчика,  погибшего в Чечне  при исполнении  воинского долга.
          Невозможно назвать все имена,  даты и события, но нельзя  не  вспомнить,  что  о  высоком авторитете  школы  в  Мурманской  области  говорят   без комментариев    следующие факты.  В 2008 году  школа  выиграла грант  Президента РФ в конкурсе «Лучшая школа»;  в 2009 и в 2012 годах  школа заняла второе место в региональном конкурсе «Лучшая школа в Мурманской  области»;   в  2013 году стала победителем регионального  конкурса «Лучшая школа-2013».
           В  СОШ №3   действует   музей, в   материалах   которого отражается  история Алакуртти от  времени  основания  села   до   современности.  Собраны  там и материалы по истории школы, которая  славится   добрыми   традициями,   сложившимися   на протяжении  многих   десятилетий и  продолженными   современным  поколением  учащихся и  учителей.
           Отправляя в самостоятельный путь  своих выпускников,  учителя  всегда  надеются,  что и  за  порогом школы  ученики   обязательно  будут    соблюдать  те  законы  добра и пользы,  которые  являются    основой  любой  российской школы. Быть  добрыми, справедливыми, человечными   учат   здесь, в  Доме, который   называется  ШКОЛА…
           У  каждого  Дома  своя история,   свои  памятные  вещи,  свои  обычаи, свои  жильцы.    Замечательные  девочки и мальчики, девушки и юноши    населяли и населяют   Дом  под названием «МАОУ  СОШ №3 с. Алакуртти».  Конечно, чаще всего  вспоминаются  мне   сейчас  выпускники  2006 года,  у которых  мне посчастливилось  быть  классным руководителем с пятого  по  одиннадцатый класс.   Мне  кажется,  что  каждый классный  руководитель мог бы  написать о своих учениках    собственную «Педагогическую поэму» ( с добродушной иронией  сама себя  поправляю: мог бы,  если  бы, конечно,  не  приходилось тратить драгоценное   время на составление разных бумаг и отчётов  для  вышестоящих организаций).
          Да-да, в том  пятом, а потом  одиннадцатом «А» классе  каждый учащийся действительно   был достоин  «поэмы».   Серьёзно,  без шуток, начала  вот вспоминать   – и  столько всего  перед глазами  оживает…
           Накануне  1  сентября  1999 года    возле  дверей школы я встретила свою  ученицу  Вику Чаус. Только теперь она  уже  была   учителем истории и обществоведения  Казаковой Викторией Анатольевной и привела  в пятый класс свою дочку Алесю.
              – Валентина Витальевна,  я  рада,  что   вы  будете  учить  Алесю.
              – Вика!.. Виктория Анатольевна, неужели  уже столько  лет прошло… Не верится. Выходит, уже мои самые первые  ученики   приводят в школу своих  детей…
               –  Класс  у нас очень хороший,  вы   сами  увидите,   вам  будет очень интересно.
              Утверждают  педагоги,  что в начальной школе классный коллектив  формируется,   повторяя  черты  характера  своего   классного воспитателя. Убеждалась в этом не раз. И очень благодарна  была Ирине Александровне Есаненко  за  тот  пятый класс, который получила  из её рук.  Ныне  Ирина Александровна работает далеко, в городе Пушкине,  но  все, кто её  знал,   вспоминают о ней очень тепло. Класс получился  организованный, сплочённый,  любознательный.   Пятиклассники радовали меня своей  энергией,   постоянно придумывали что-то  сами и вдохновляли   на творчество  и  меня.  Сколько интересных классных часов  мы провели,  сколько придумали разных затей на огоньках,  сколько   раз  дарили друг  другу    разные открытия и  минуты  радости!
               А  теперь я смотрю на  фотографию своих  выпускников  и   к каждому  мысленно  обращаюсь со словами: «А   помнишь?..»
               Помнят ли   мои   девочки и мальчики  нашу    первую встречу на первосентябрьской линейке?..  Я  тогда  ужасно волновалась,    хоть по этому поводу      сама над собой и подсмеивалась:  как-то  было вроде бы  даже  несерьёзно  бояться пятачков  учителю,  за плечами   которого  на тот  момент был   уже почти двадцатилетний стаж. Однако   я знала,  какой   умницей  и  затейницей  была учительница начальных классов, выпускавшая  моих пятачков,  поэтому надо  было соответствовать   созданному   ею  коллективу,  держать планку  так  же  высоко, как  это  делала Ирина Александровна, не  давать детям  скучать и разочаровываться в учителе.  Зажечь  глаза  моих новых учеников на самом первом уроке знаний  мне помогли мои десятиклассницы,  которые с удовольствием согласились разыграть перед пятачками  целый  спектакль.  Перед ребятишками после звонка на урок появились три феи: Доброты, Ума и Красоты – Надя Науменко, Женя Бурматова, Маша Ивкина.  Девочки провели  весёлые уроки, вовлекли пятиклашек в игру и с  того  дня   стали    частыми и  любимыми  гостями в классе.  Так они  и дружили с нами  два года,  до самого своего выпуска  из школы.
             А  помнит  ли мой бывший 5»А»  нашу  первую новогоднюю  ёлочку? Мама  Андрюши  Сопилко придумала  чудесную  «Ёлку Дружбы». На  большом листе ватмана    художник  нарисовал карандашом  ёлку с игрушками,  эту  ёлочку  мы  разрезали на маленькие  кусочки,  количество  которых  равнялось  количеству   учеников. Каждый получил   свой   кусочек   с заданием раскрасить доставшуюся ему  часть  ёлки. А потом  мы  собрали эти   «паззлы»   в  одну картину  и скрепили  их скотчем.  Сколько  было смеха и веселья,  когда   оказывалось,  что  шарик  достался  двум  художникам и  оказался раскрашенным в разные  цвета,  а хвост  у  белочки    получился  синий,  потому  что  «художник»  не мог  понять,  что  за «игрушка»  у  него нарисована  на  картинке,  ведь сама белочка оказалась в руках  другого «мастера».
                –  Стоп,  ребята, нет  одной части! Потеряли?
                –  Ага, вот здесь, к  этой  игрушке нужна  ещё одна  половинка!
                –   Кто-то не принёс  свой кусочек?
                Алёша  Ефтодий  смущённо  признаётся:
                – Это я…
                – Забыл  раскрасить?
                – Нет,  это   из-за собаки…
                – Что,  собака  не  захотела  раскрасить  тебе    рисунок?
               Оказывается,  по версии Алёши, он  нёс свою часть  ёлочки  в руках,  боясь  помять   бумагу.  У школы  ему встретилась  бродячая  собака, которая выхватила  будущую  ёлочку, видимо, полагая,  что у  той  окажется вкус  колбасы.  Ну,  и дальше  история  умалчивает,  в  каком  направлении  убежало обрадованное  животное. Наверное,  потом собака  разочаровалась и вернулась, но   Алёшки  уже   на месте не  было.
                Пришлось  заменять  пропавший кусочек: нарисовали новый,   раскрасили  прямо  в  нашей  мастерской, в которую превратилась перед  новогодними праздниками  классная комната.  Вот так наглядно   сами себе и  показали,  что большое  может  быть    сложено из   мелких частей,   а настоящая  дружба  складывается  из  совместной  деятельности.
                На новогоднем  огоньке  кого у нас  только не  было!    Я провела  тайный опрос, кто  какой  костюм готовит для новогоднего  карнавала,   и   в сценарии  новогоднего огонька  для  каждого сказочного  персонажа   был запланирован   особый «выход на сцену». Бабу  Ягу, которая  мешала празднику, но  в конце концов перевоспиталась и подружилась с  ребятами,  сыграла    восьмиклассница  Женя Волошенко.
                Помнят  ли   ребята тот  Новый год, который  завершал уходящее    второе  тысячелетие? Чудесная Вишенка Аня Артёменко,  изумительная Мальвина Юля Коноплёва,   бесстрашный пират Наташа Кошкарёва…   А   две  королевы Алеся Казакова и  Леночка Войцеховская   вели  наш новогодний  огонёк…  Помнят ли?
                Вспоминаю  их,  моих пятачков,  с благодарностью,  я работала    с  вдохновением  и  радостью,  потому  что   ребята  сами   учили  меня,  как сделать  жизнь весёлой и  интересной.
                Танечка Назарова, помнишь,  какие  чудесные концерты  ты  нам устраивала? Алеся  Казакова,  помнишь  ли,  как играла  нам   на фортепиано, приобщая   своих одноклассников к музыке Чайковского? Как  вдохновенно  декламировала  стихи?  Две неразлучные подружки Маринка Скоблик и Машенька Лукашевич, помните ли,  как боялись отойти  друг от друга хоть на шаг?  А какие чудесные  причёски  умела  делать Маринка  уже в пятом классе, помните? Илюша Степырев,  помнишь ли, как  за тобой  на  огоньке везде  ходила хвостиком  твоя  маленькая сестричка?
              Алёша Гринь,  не забылась ли тебе твоя  почти  ежедневная тропинка  в библиотеку?  Рома Игнатьев, а помнишь ли,  как замечательно получилась у  тебя  роль  джентльмена  на весеннем огоньке в пятом классе?  Да   и  в  последующей   жизни  ты  во всём  потом оказался джентльменом. А тогда  на конкурсе  красавиц   как  трудно  тебе  было  выбрать  мисс Красоту,  девчонки все  были  такие   замечательные и очаровательные: и Кристинка Бизунова, и Катюша Першина,  и  Танечка Назарова,  и  все-все, кто участвовал и кто не участвовал  в конкурсе.
                Всех  вспоминаю с улыбкой и теплом…  Наташа Кошкарёва  –  самый    преданный истории  человек в нашем классе,  она  учила  меня искусству диалога,  умению  слушать и слышать.  Виталик Недокус – самый   высокий  ученик нашего класса, он был недосягаемо  высоко от мелких земных проблем. Всех нас,  том числе и меня,  учил  отделять  важное от второстепенного. Павлик Ёлкин – наш  талантливый   компьютерщик,    человек  сильно выраженного свободолюбия, он и   меня  заставил поверить, что без знания компьютера  скоро будет невозможно  и стыдно  быть учителем.
             Отзывчивость и  доброта   пятиклашек не знали границ.  Никогда не забуду, как приехавшая из Кандалакши к нам в школу   для  аттестации  учителей  директор  одной  из  кандалакшских школ  после посещения уроков у моих «ашек»  спросила:
             – Валентина Витальевна,  как  фамилия той девочки, которая весь урок  поднимала руку и спешила ответить на  все вопросы?
             – Наташа Кошкарёва.
             – Да-да,  дети  активными были на уроке,    но  уж  Наташа так  просто  изо всех сил старалась!  Наверное,  поняла,  что от  активности детей на уроке  будут судить о   работе учителя…
             Я улыбнулась. Сама на уроке заметила,  что  дети  потихоньку оглядывались   на незнакомую  гостью  и  проявляли  усердие  старательнее, чем обычно, а  Наташа  успевала  поднять руку  даже быстрее, чем я  задавала  вопрос. После урока  признались,  что  так и было:  поняли,  что меня проверяют какие-то «серьёзные люди»,  волновались за меня.  Аттестацию  я  прошла успешно. Не оценить таких  учеников  было просто невозможно.  Наташу  все учителя   считали на уроке  палочкой-выручалочкой. Если Наташа  присутствовала  на уроке,  то «активность учащихся»  была обеспечена  любому  учителю.   (  Нет-нет,  совершенно идеальными  мои «ашки»  никогда не были, обычные  дети,   кто-то получал  двойки,  кто-то (да-да!)  вырывал   листки из дневника и  «корректировал»  оценки,  даже  в старших  классах бывали  пресловутые «прогулы», но ведь  люди-то все они  были в конечном счёте всё равно  хо-ро-ши-е!!! )
             Одни ребята  уезжали из нашего  городка вместе с папами-офицерами навсегда,   другие приезжали… Помню,  помню  и  тех, кто   уехал, проучившись в классе  всего  два-три года:  Юля  Коноплёва, Саша Величко, Андрей Сопилко,   Олег Благих,  Паша Никифоров, Юра Рябцев… 
         Смотрю на  фотографии, вспоминаю,  как появились в нашем  классе две замечательные  «звёздочки» Алеся Кондранина и  Настя  Букашкина. Сколько тепла и доброты  подарили эти  девочки  своим  одноклассникам и учителям…
            Разбросало  теперь ребят по всей России,  да и  по всему свету,  можно сказать. Где-то в  далёком Инсбруке находится  сейчас наша  медалистка  Алеся  Кондранина,  которая получила в МГУ   профессию  преподавателя  немецкого языка, вышла  замуж  за  бразилийца Тиаго Рейса и уехала с мужем в Европу.  Алесино  трудолюбие, её   целеустремлённость и   настойчивость в изучении немецкого  языка  были  примером  для  всей школы. Родилась Алеся в Германии,  где  проживали    тогда  её  родители  –  отец  был   военнослужащим.  В Алакуртти   Алеся приехала с родителями в самом  начале 2000  года:  Кондранин А. А.   продолжал службу в Алакуртти.  В   седьмом классе  Алеся, изучая  английский язык,  увлеклась  и языком  своей  исторической  родины – немецким,    который тогда преподавала в школе Козлова Елена Алексеевна.  Таланты  учителя и ученика     соединились и дали такой  чудесный результат: Алеся  стала   победительницей  областных олимпиад и    получила  диплом третьей степени на Всероссийской  олимпиаде по  немецкому  языку,  что  дало  ей право  без  экзаменов  поступить в   знаменитый МГУ.  Алеся в совершенстве  овладела  немецким   и английским языками,    стала  заниматься  изучением   и других европейских языков. 
          Мы встречались с Алесей  в Москве    уже после  её  учёбы в МГУ,  когда  она работала преподавателем немецкого языка в институте им. Гёте.  Есть  люди, которые  излучают свет. Мне  кажется,  что в  моём бывшем   одиннадцатом «А» классе  свет излучали все, но Алеся  излучала свет какой-то  особенный   –    свет     прекрасной  человеческой  души,   неиссякаемой  доброты и отзывчивости.
          И  глядя  сейчас на  фото  Алеси,  тоже мысленно  обращаюсь  к    ученице: «А   помнишь,  как  вдохновенно сидели мы  над  твоей    исследовательской работой  «Немецкие  уроки  русскому  царю»? А   помнишь,  как   ты  мелом на доске  написала на перемене своё первое маленькое  стихотворение на  английском  языке? А  помнишь,  как  репетировали  в десятом классе   вечер последнего школьного звонка? А помнишь  влюблённого в  тебя  мальчика,  который  готов  был  отправиться на край света,  чтобы  заслужить  твою улыбку?» 
          Алеся  когда-то сказала  мне,  что   не   однажды после школы  в  какие-то трудные моменты вспоминала   наставления  своего классного руководителя.
         –  Ой, Алеся,  я  вам  каждый  день    с  первого урока до последнего  всё  какие-то наставления  давала,      а теперь  сама  забыла их,  –  рассмеялась я.
         Оказалось,  что речь шла о  стихотворении:
Не так легко подчас найти ответ,
Когда экзамен принимает жизнь,
Но невозможного на свете нет!
Упал? Вставай! И в небо вновь стремись!

          Вспоминаю,  как   помогали  мне  в работе  замечательные    мамы и папы   моих «ашек».  А  у Алеси Казаковой принимали участие в школьной  жизни  даже  дедушка и бабушка.  Я им всем очень благодарна: Назаровым Л.Н. и В.О.,  Казаковой  В.А., Кондраниной Т.А.,  Гринь Е.А., Степыревой Т.В.   – и всем-всем    родителям,  которые понимали меня и  всегда приходили на помощь,  если  случались проблемы.
            И опять   спрашиваю:  «А   помните?» Татьяна Алексеевна, а   помните,  как мы встретились с Вами  впервые  25  января, в Ваш день, в  Татьянин  день? Вы  привели в этот день Алесю в школу и с  тех пор   всегда  были  рядом с «ашками»,  помогали нам устраивать весёлые огоньки,  решать  всевозможные проблемы,  а  потом  дружили и  общались с  ребятами  не только   в качестве  Алесиной мамы, но и как учитель  ИЗО. А помните наши родительские собрания  с  задушевными разговорами взрослых и   концертными номерами детей?
              Каждый год в школу  приезжал фотограф,  выстраивал   по очереди все классы стройными рядами – от выпуска осталось  много коллективных фотографий, раскладываю их и    вспоминаю, как   постепенно росли и взрослели мои  «ашки».  У девушек  менялись причёски, у мальчиков пробивались усы. Но  по-прежнему  всем к лицу  была улыбка. Вот   коллективная  фотография десятого класса. Рядом с классным руководителем по правую руку  стоит Яна  Лисова. Ни она, ни я  ещё  и не подозреваем,  что  это стоят рядышком  будущие коллеги – после школы Яна закончила спортивный колледж, а затем институт, стала  в родной школе преподавателем  физкультуры.  А по левую руку стоит   рядышком Аня Кашина,  она  и появилась в нашем  классе  только в десятом,  перешла из  другого параллельного класса. И   я  тогда   тоже ещё не могла знать,  что стою  рядышком с  будущей мамой  очаровательных двойняшек  Вани и Дани. Анечка  после  школы  закончила  институт в Петербурге,  вышла   замуж,  родила  двух  мальчишек,  с  головой  ушла в семейные  заботы. У  каждого  в  самостоятельной жизни развернулась  своя  дорога…
            Десятый класс у  моих «ашек»  был особенно   весёлым и беззаботным – между  двумя выпускными  классами   позволялось  вроде немножко от учёбы отлынивать и  «расслабляться»,  основное  внимание уделяя очень  важной  части  жизни –  «личной». Кем  «позволялось»? Да уж не  родителями и учителями, конечно,  однако  жизнь-то, само собой,  состоит ведь не из одних уроков.  Влюблялись, ссорились и мирились,  «тусовались», но  о «делах добрых» тоже не забывали.   
            Именно в десятом классе   мы решили, что информационные  технологии – это современно, интересно и здорово, но есть  такие средства информации,  которые не устареют никогда!  Мы   придумали  выпускать  общешкольный  журнал. Так и назвали его  – «МЫ». Лично  для  меня,  уже   изрядно подуставшей в  беспрерывной  «борьбе  за  знания»,  это был настоящий новый прилив вдохновения.   Сначала  идея  просто слегка  тревожила умы и сердца неравнодушных людей, потом начала обретать «плоть и кровь»,  обрастать коллективом единомышленников,  облекаться в  яркие одежды слов и красок…
              – Танечка,  ты  ведь собираешься на факультет  журналистики, – рассуждаю вслух,  сидя  рядом  с  десятиклассницей  Таней Назаровой.
              – Да,  буду  пробовать. Уже  пишу   заметки в нашу  районную газету  «Нива»…
              – А есть поле  деятельности  ещё шире… Ты  можешь  сразу  стать главным  редактором…
               «Татьяна, милая Татьяна»  с  улыбкой  и  непониманием  смотрит на своего классного руководителя:
               – Где?
               – Давай запустим в школе производство рукописного  журнала, как   Пушкин и его    товарищи в лицее…
               – Давайте, –  без раздумий  соглашается  Таня,  ей  это  дело сразу приходится  по  душе. 
               –  Ты ведь  помнишь,  как  ты  сама,  одна, без помощников,    выпустила  рукописный  журнал «Алакуртти»? – улыбаюсь я. – А  тут   будем работать сообща.
                – А ещё,  помните,   у нас  были собраны  «Пятикуртти»,  «Шестикуртти» и «Семикуртти»? – вспоминает  Таня.
                – Да, да  опыт у нас   уже имеется,  очень даже серьёзный, – смеюсь, вспоминая  бесхитростные, наивные самиздатовские  «журнальчики» моих  «ашек».
                Привлекли к   выпуску  «настоящего-всамделишнего»  журнала   ребят из  параллельных классов, среди которых и  «наших»  было  много,  ведь  по окончании девятилетки   классы  формировали  уже  «с уклоном»:  физико-математический и     общеобразовательный. Некоторые  ребята  ушли  к  «продвинутым» математикам,  но  всё равно мы   везде были  вместе.  Мы  примеряли к  себе разнообразные профессии, пусть даже в рамках маленького школьного журнала.  Я  давала задания  репортёрам, фотографам,  оформителям,  юмористам,  редакторам, корректорам,  поэтам,  писателям.   Дела журнальные – дела хлопотные… Мои «журналисты»    зашевелились…  Началась  работа. Катя Першина  рисовала  обложки   к каждому номеру, Наташа Кошкарёва  и Катя Жукова брали интервью, Алеся Казакова  сочиняла  рассказ с продолжением, Аня Кашина  составляла отчёт о  путешествии в Великий Устюг, Настя Букашкина пропагандировала лыжный спорт, Алёша Гринь  рассказывал о  работе поисковиков, Антон  Святун  освещал молодёжные проблемы…  Все, кто принял идею журнала,  были, конечно, при деле.
                Учёные   давно  доказали,  что люди творческие живут дольше. Я  думаю  поэтому шутя,   вспоминая два  года  «журналистской деятельности» моих «ашек»  и примкнувших  к ним    единомышленников  из параллели,  что они,  сочиняя  статьи  и рассказы, репортажи и  заметки,   обеспечивали  себе и  дополнительные годы  жизни.
                «МЫ» решили жить   по принципу,  который   шутливо   оформили  в  обращении к  читателям: «Если  ты не можешь пока,  как Л.Н.Толстой,  создать роман-эпопею в четырёх томах, напиши маленький рассказ или просто   миниатюру. И  ты  испытаешь радостные минуты творчества и  доставишь  удовольствие читателям».    Эпоха  всеобщей  компьютеризации и  виртуализации   жизни тогда  только  начиналась,    мальчишкам и девчонкам  ещё интересно   было  сделать что-то своими руками, общаться,  как сейчас  бы  сказали,   «в реальном, а не в  виртуальном  формате».  И     наш проект с  журналом  прижился, помните? За  один учебный  год  мы  выпустили восемь  номеров  журнала,  пусть даже  каждый номер  и  был  в одном-единственном  экземпляре,  но экземпляр  этот,  к   большому  удовольствию  всех «издателей»,  оказывался  ожидаемым и читаемым в школьной  библиотеке.
                Рубрики   журнала были разнообразны:  поэзия и проза, история России  и родного края,   спорт  и    путешествия ( очные и заочные), профориентация и  литературные  юбилеи,   школьные  будни и праздники, научно-популярные статьи  и репортажи с места событий, интервью  с интересными людьми и   погружения   в мир  моды, вести с книжных полок и   размышления на нравственные темы, экологические статьи и  картинная  галерея – всему нашлось место на страницах   школьного «самиздата». По   нашим подсчётам вышло,  что в  создании каждого номера   было  задействовано не менее сорока  человек (детей  и  взрослых),  то есть  журнал  стал  собирать  вокруг себя  неравнодушных людей.
                «Литературная  слава – вещь капризная и непостоянная,  но важнее всякой  славы – счастье  свободно выражать свои мысли, не испытывая  затруднений в поисках слова,    важнее  всего – радость  владеть Словом  и понимать,  что твои мысли находят  отклик в сердцах окружающих  тебя  людей. Пишите, творите,  сочиняйте!»  –  так  было  написано  на  страницах  журнала «МЫ».  И  мы  писали,  творили и сочиняли.  Ведь жили мы в Доме, в котором…
                Останавливаюсь, понимая,  что  невозможно в малом объёме одного очерка рассказать о  Доме, в котором  я  прожила  тридцать лет… Невозможно  без «педагогической поэмы»  рассказать обо всех  учениках и коллегах, которых  я  вспоминаю с благодарностью. Но никак  нельзя  без  этого  ностальгического  «слова о школе»  поставить точку в  моих   записках  об Алакуртти –  посёлке,  который стал судьбой для   меня и  многих  приехавших  сюда  людей.
                «Дом, в котором  всегда  дела» по-прежнему  начинает   в сентябре   очередной школьный марафон.  Жизнь  продолжается.  В  2015 году директором школы стал  Мурзанаев Виктор Георгиевич,  бывший командир Алакурттинского погранотряда,  долгое время работавший в школе учителем   английского языка и  ОБЖ.  В  летописи  школы   началась новая страница,  которая    непременно  должна быть  такой же   творческой и  интересной,  как  и все  предыдущие.
               
Моим  ученикам…
Проходит время... Тише боль разлук...
Обид взаимных угасает пламя,
и  пишет письма старый школьный друг,
а  мы смеёмся с новыми друзьями.

Другая жизнь, другие города,
другие улицы, дома и лица –
другое все, но пусть хоть иногда
вам городок наш заполярный снится.

Пусть школа снится. Парта у окна.
Там, у доски, любимый класс спасая,
девчонка, с длинной русою косой,
на трудные вопросы отвечает.

Не так легко подчас найти ответ,
когда экзамен принимает жизнь,
но невозможного на свете нет!
Упал? Вставай! И в небо вновь стремись!

На свете не проходит без следа
никто, ничто… А школа снится, снится…
Мелькают лица, судьбы, города,
но ничего уже не повторится.

На фото: мой 5-"А" класс, 2000 год.