Загорск

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

Годы в Загорском детском доме* – это одно из самых неприятных моих воспоминаний. Конечно, ребёнком всё воспринималось проще. Но позже, осознавая прожитое, понимаешь, что это – выдранные из жизни 2,5 года.

…Меня привезли в детдом в конце августа. Ещё не всех детей привезли, но учителям нужно было понять, в какую группу меня определить. Первые дни привыкала к дому, к необычному для меня окружению. Дети – большей частью с дополнительными нарушениями, физическими и умственными. Ровесников, с которыми мне хотелось бы общаться – не было… И я потянулась к старшим. Общались мы все дактилем, жестов было совсем мало, им неоткуда было взяться.

Когда меня наконец определили к двум старшим мальчикам, и мы начали медленно изучать некоторые учебники за третий класс – мне стало совсем скучно. Уроки не приносили радости, после обеда всех укладывали спать, а я или шла читать, или выходила погулять, пока погода позволяла (чтобы не трогали, просто подметала листья во дворе). И все эти дни слились в сплошную серую массу. Родители приезжали в выходные, и мы шли гулять по городу. На каникулах так радостно было приехать домой и обнять моего большого пса… А в детдоме очень скучала без подружки – Наташи (она пока оставалась в эксперименталке НИИД**).

Работа в швейной мастерской – шитьё мужских трусов и технических салфеток, вышивание, уход за кроликами, дежурство в столовой, поездки за город, или в музеи/кино/театры – это всё помнится лучше, чем учеба. На самом деле я не училась. На самом деле это было просто просиживание на уроках, в ожидании перемен…

Позже, дома, когда сама подготовилась к сдаче экзамена сразу в 6 класс, я именно занималась, это был процесс поглощения знаний, информации. В детдоме в библиотеке было очень мало интересных мне книг… И от этого становится совсем грустно – сколько хорошего и нужного я не прочитала тогда...

2015 г.

* Загорский (ныне Сергиево-посадский) детский дом для слепоглухонемых детей, открыт в 1963 г. по инициативе А. И. Мещерякова и О. И. Скороходовой, научных сотрудников Института дефектологии Академии педагогических наук СССР
** Институт основан в 1929 г. С тех пор он несколько раз менял своё название: до 1934 г. назывался Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ), с 1934 по 1943 гг. – Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов, с 1943 по 1992 гг. – Научно-исследовательским институтом дефектологии, с 1992 г. – Институтом коррекционной педагогики. Одним из основателей Института был Л.С. Выготский – основоположник российской школы специальной психологии и педагогики. В нем работали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие.