Страница 15-я Как я лечил бабушку...

Джебраил Халиди
Восемьдесят лет мои бабушка и дедушка делили вместе радость и горе. Спустя полгода после смерти деда Гейдара, бабушку парализовало. Не пережив потерю любимого мужа она, после утреннего намаза не смогла подняться с колен, в таком состоянии я, и застал её. Уложив в постель, вызвал скорую. Диагноз: инсульт.





Я не знал, что это долгосрочная болезнь, и не все после неё, оказывается, приходят в нормальное состояние. А если тебе уже более девяноста лет то врачи, пожимают плечами, качая головой: «Аллах сам поможет. Медицина, только поддерживает таких больных, всё зависит от организма самого человека...»
Бабушка болела в течение полутора лет. У меня было немало знакомых врачей: терапевтов, невропатологов. В результате интенсивного лечения и регулярного массажа состояние её немножко улучшилось. Она уже могла без посторонней помощи пройтись по коридору, сносно разговаривать.
У бабушки ежечасно менялись частота пульса и артериальное давление. В один из таких моментов я измерил её давление, оно было высоким. Не знаю, то ли от нехватки кислорода, то ли от усталости, случайно я зевнул. Вскоре зевота передалось бабушке. И вдруг на моих глазах щёки её порозовели, а давление как рукой сняло. Подумал, что это случайное совпадение. После этого, на всякий случай, стал применять эту находку для её лечения.





Однажды рассказал об этом одному знакомому невропатологу, то услышал в ответ: «Это нонсенс, но факт. Возможно, психологическое воздействие на таких больных и у них улучшается состояние, путём раскрытия клапанов в сердечно-сосудистой системе...»
Однажды тот же врач назначил бабушке процедуру: спиртовое растирание. По правде говоря, моя бабуля, никогда в жизни не употребляла спиртное. А тут изрядно растёртая спиртом, она уснула.  Глубокой ночью, я проснулся. Причиной этому была мелодия старинной персидской песни о весне. Жестикулируя в такт песни во сне, моя бабушка пела... Не стал я будить бабушку, лишь наблюдал за её движениями...
Через некоторое время она открыла глаза: – Внучок, – радостно воскликнула она, – я была на родине, в своём имении, как и в старину, пела с подружками песни. С чего бы это?!..
Я сразу же догадался, что бабушка опьянела, надышавшись спирта. Но то, что она, на какое-то время, почувствовала себя юной и в кругу своих подруг в Иране – в этом была своя прелесть.