Здравствуй Кундуз

Леонид Кранцевич
   

                Армия - это романтика для тех, кто там
                не был.
                (Из солдатского альбома)


                Событий прошлого мгновенья
                оставят в нас незримый след.
                Одним подарят впечатленья,
                а для других всё будет бред!

                Кто будет прав - покажет время,
                чем станет исповедь моя.
                Одни - поймут, другие - пожалеют,
                а третьим - просто повздыхать.

                В ней правда всё, в ней крик души.
                Желанье правдой поделиться.
                И в этой скромной писанине,
                судьба моя всецело отразится.

        Антошка, совершив три круга на высоте порядка пяти тысяч метров, отстреляв положенные тепловые ракеты, резко пошёл на приземление и легко прокатившись по взлётке замер.
        Выйдя с самолёта, первое, что бросилось в глаза - это встречающие офицеры, все загорелые, обветренные, все почему-то усатые, в "афганках" выгоревших до белизны - друг от друга не отличишь.
        Один из встречающих в аэропорту Кундуза, посмотрев на всех нас, воскликнул:
        - Два года! - И схватился за голову.
        - Два года! Это вечность! Ну, мужики, не хотел бы я  быть на вашем месте! Мне три дня осталось - ещё терпимо. Если бы меня заставили служить с самого начала - застрелился бы на месте!
        - А вот заменщику Ломаки, за опоздание на три дня, лучше застрелиться здесь, пока ещё не уехал в модуль.
        - И где этот майор Кранцев, или, как там тебя?
        Я посмотрел на "закомуфлированного"  военного и ответил, - что я и есть майор Кр.......
        - Ну, привет салага, я тебя должен встретить и отвезти к твоему заменщику, он ждёт в модуле.
        - А почему задержался на целых три дня?
        - Просто на Кундуз не было ни одного борта, вот нас и собрали двенадцать человек.
        - Ладно, давай на броню, там объяснишь, а то народ давно уже собран для сдачи и приёма должности, и они могут нас не правильно понять. Да, кстати, я начальник связи штаба РВиА, звать меня Вася, а фамилия Ф.....
        Рядом со взлёткой стоял БТР, мы подошли и сели на броню. Я ещё обратил внимание, что никто не имеет оружия, кроме сержанта. Хотел об этом спросить, но как-то неудобно было показывать своё не знание. Потом я узнал, что внутри режимной зоны, офицеры, как правило, оружие не берут, если не убывают на заставы.
        Прибыв в модуль, меня провели в комнату, где определили мне место. В комнате царило праздничное настроение, столы накрыты по полной программе, водки стояла целая батарея, а закуски было столько, что хороший Ташкентский ресторан мог позавидовать.
        Появился Ломака, и тут же последовал вопрос:
        - И где тебя салага носило, ты чуть не сорвал мой дембель, одно тебя спасло, что завтра у меня ровно 730 дней. Видно ты придерживаешься принципа, что в нашем деле торопиться не надо, можешь опоздать. Да ладно брат, всё хорошо и самое главное вовремя. Будем живы, потому что обиженные не те кто ждёт, а те, кто сидит за столом.
        - А сейчас, прежде чем сесть за стол, я введу тебя в курс дела.
        Во-первых, запоминай всех и сразу, это .... и пошли имена всех присутствующих. А сейчас самый ответственный момент, иди сюда и подписывай акт приёмки медицинского персонала, который будет тебя поддерживать в тяжёлую минуту твоей жизни.
        На акте-приёмки я прочитал фамилию .... .
        - Не понял, а за что я должен расписаться, если товара нет?
        - Вася, "свистни"  в коридор, пусть заходят.
        И как по-щучьему велению, в комнату влетели четыре шикарные дамы.
        - Девочки, попрошу вас представиться моему заменщику.
        - А вот эта, и он притянул к себе блондинку, будет твой талисман.
        А дальше пошло по-накатанному пути, тосты в честь тех, кого нет среди нас, за преданность Отечеству, и целый ряд хвалебных слов в сторону девочек.
        За столом просидели до самого рассвета. Очень много говорили о видиках "Шарпах" или "Сонях", что для меня было совсем не понятно, только потом я понял, что это такое и, как его купить в "чекушке". (Магазин военторга, где товар продавали за чеки)  А тогда сидел и просто слушал.
        - Ну что салага, ты с этого момента можешь смело отвечать на вопросы: - Как долго находишься тут? Одной фразой: - Пять минут, как с вертушки! Это говорю я тебе, "дедушка Апрельской революции".  И всегда помни, что если кто-то скажет, что здесь не страшно, то это пижон, держись от него подальше, потому что кроме кухни он ничего не видел. А сейчас всем отдыхать, и представление на этом закончилось.
        Почему я всё это пишу? А всего-то лишь потому, что пройдёт время и какую бы яркую мы не прожили жизнь, и какой бы блестящей памятью не обладали, никто из нас не сможет восстановить с полной точностью события, происходившие лет, этак, несколько назад.
        Иногда по неизвестным нам причинам, какой-то факт оставляет в нашей памяти неизгладимое впечатление, и буквально "впечатывается" в неё навсегда, а иногда даже что-то важное просто исчезает навсегда, буквально на следующий день. Вот и я решил написать несколько строк, потому что "завтра" будет уже сложно извлечь это из закоулков моей памяти.
        Я прекрасно понимаю, что детальная точность, до малейших подробностей воспроизведения диалогов не нужна, я просто приоткрою на мгновение события и проживу их заново.
        Да, чуть не забыл, вчера впервые увидел и узнал, что такое "афганец".  Для тех, кто знает, что такое в Забайкалье "монгольский дождь", могу отметить следующее - это что-то более ужасное и дикое. Вчера рано утром, мгновенно, налетел "афганец" (Мне так сказали). Настолько сильный ветер, что кажется он вырвался из огромнейшего жерла раскалённой печи, и обжигая всё на своём пути, в добавок швыряя в глаза тучи песка и мелкого щебня, несётся дальше, только ему известном направлении. Это всё при всём, что плац у нас бетонированный. Я представляю, что будет, если он встретит такого, как я, где-то на афганских просторах. Небо мгновенно стало чёрным и тёмным, видимости ноль, сплошная темнота, как у "негра" в ...., а вообще-то я там не был, но так говорят.


         1987г. = Десятый день моего пребывания на этой "прекрасной" земле=