Почему в России реформы буксуют?

Борис Углицких
Почему в России реформы буксуют?

Признаемся себе честно: нет на этот вопрос у нас сегодня внятного ответа. Ну, не можем мы никак понять, почему начавшиеся при Горбачеве и продолжившиеся при Ельцине, а потом при Путине – они, эти реформы, никак не оканчиваются тем результатом, какой был задуман. Ну, ладно, Горбачев взялся за реформирование, не имея ни малейшего представления о том,  чем вознамерился заняться. Ладно, Ельцин, у которого только по официальным сведениям работали над нашими «демократическими преобразованиями» около 10000 американских консультантов, вообще сделал все возможное, чтобы ввергнуть страну в хаос. Как говорится, что было – то было…
Но при Путине-то огромный маховик социально-экономических преобразований все-таки сдвинулся с мертвой точки. В так называемые «тучные нулевые», когда цены на нефть резко пошли вверх, а государство смогло умерить аппетиты своих новоявленных «нефтяных баронов», вообще возникли предпосылки для коренных структурных преобразований и экономики, и всего нашего социального обустройства.
Но, увы, ничего этого не случилось. Инерция огромного, плохо поддающегося системному управлению хозяйственного механизма? Но почему же в начале прошлого века Столыпин сумел провести свои реформы, несмотря на сопротивление и Государственной Думы, и министров, и даже царя – всего за четыре с небольшим года? Почему еще веком раньше Наполеон Бонапарт в  нищей и разобщенной Франции сумел всего за полгода (?!) так разогнать экономику, что только упертая Россия смогла умерить его глобальные амбиции?
Мы много говорим сегодня об импортозамещении. И даже искренне радуемся тому, что Америка и подведомственный ей Евросоюз применили  к нам экономические санкции. Но разве нам кто-то до этого мешал заниматься развитием сельского хозяйства? Да и сегодня принимаемых мер явно недостаточно, чтобы в корне изменить сложившееся состояние дел на селе. Похвально, что вдруг возникли (хотя пока – только на уровне намерений…) разговоры по поводу господдержки подсобного огородничества и садоводства. Но меня удивляет другое: почему законодатели сразу, принимая закон «О садоводческих объединениях граждан», не озаботились прописанием в нем пунктов, прямо обязывающих руководителей местных администраций оказывать необходимую помощь своим согражданам?
Складывается ощущение того, что избранные нами на волне выстраданных ожиданий что законодательные, что исполнительные органы власти, – сразу после избрания начинают жить какой-то своей, оторванной от своих сограждан жизнью. Ну, почему они считают, что жилищным хозяйством их населенного пункта должны быть озабочены сами собственники жилья? Нам со своих высоких трибун они в который раз занудно объясняют, что «население вправе спросить с управляющих компаний смету доходов и расходов, графики ремонтов, причины сбоев в оказании коммунальных услуг и тд. и т.п.». Но попробуйте в какой-либо управляющей «конторе» спросить, куда идут наши деньги… Я раза два пробовал. Вначале отправляли на свой сайт, на котором, естественно, никакой такой информации не было. Потом обещали проинформировать по окончании «отчетного периода»… Кто-нибудь вообще контролирует этих «Жэков-потрошителей»?
Закрываются в городе вроде бы рентабельные производства, прекращаются пригородные ж/д сообщения, ухудшается обслуживание автодорог, не решаются вопросы поддержки индивидуального строительства, не ведется строительство жилья, не контролируется распределение денежных средств в учреждениях бюджетной сферы – кто же должен нести за это ответственность?
Правильно – депутаты, мэр… А мы – сами? Почему в одном подмосковном городке мэру выплатили с единогласного решения Думы за три месяца премию в десять миллионов рублей?… Почему в нашем городе мы выбираем  депутата (кстати, от ЛДПР) с криминальным прошлым, который после непродолжительной работы в Думе, исчезает из города, ничего никому не объяснив? Почему мы вообще терпим депутатов, которые откровенно в Думе не работают? Да ведь и мэра так просто с поста не подвинуть.
Где эти все «национальные фронты» и общественные контролеры, которые по замыслу наших идейных вождей должны следить за соблюдением всех норм нашего общежития на местах? Их нет, потому что «на местах» контролеров из народа, мягко говоря, не очень жалуют. Молчит прикормленная местная пресса. Не выказывают особого рвения местные контролирующие органы (нет сигналов – нет неплановых проверок!).
Борьба с коррупцией и сопутствующими ей негативными явлениями в нашем обществе носит явно заказной и не очень-то приветствуемый на местах характер.
И все это потому, что нет системы. Нет строгой вертикали власти. Нет жесткого контроля сверху над главами администраций. Как было раньше? Да просто был необсуждаемый и грубый диктат сверху вниз. Была элементарная боязнь подчиненного перед своим начальством. Была боязнь «нечаянного» компромата, было возможно уголовное преследование по неожиданному вбросу в печать «информационной» бомбы. Сегодня никто и ничего не боится.
Безусловно, в стране много делается для развития нашего огромного хозяйственного механизма. Мы не перестаем удивляться нашим успехам в строительстве нашей отечественной обороны. Есть подвижки в сельском хозяйстве, энергетике, машиностроении, освоении природных богатств. Но наша жизнь складывается все же из таких мелочей, как наш быт и наш хлеб насущный, которые пока нас в нашем большинстве не вполне устраивают.