Бригадир-шесть. Исаков Леня

Николай Хребтов
 
                Эпизод из " Помню и люблю"
 

      
    Вернулся из своей кругосветки. Это значит: объехал с фильмом пять
 бригад и три полевых стана.

   Иду по нашей главной улице и радуюсь, как она быстро преображается. Вот уже и конторских вагончиков нет, на их месте стоит шестнадцатиквартирный финский дом. Как же, надо зайти, осмотреться.
  Ух ты! Сколько кабинетов! И во всех – главные. Только на двери «КОМСОРГ»  нет такой таблички. Все равно, надо зайти.
 Юлик встаёт мне навстречу. Крепко жмёт руку. Рыжая шевелюра заметно повыгорела, только конапушки на лице стали ярче.
Поздравляю с новосельем. Интересуюсь, как идут дела на комсомольском фронте.
- Дела идут, контора пишет, как говорят, - листает какие-то бумаги. – Уж раз зашел, хочу попросить тебя побывать в шестой, у Исакова. Ты же там еще не был. А вообще-то, как устроился. Ты же здесь совсем недавно. На учет, кстати, почему до сих пор не встал?
 - Ставь хоть сейчас, - подаю ему учетную карточку. - И взносы могу внести.
    - Молоток! – Юлик так и светится, улыбка у него, как говорят про девчонок - просто лучезарная. Поговорили немного. - Так как насчет шестой? Туда сейчас бензовоз с водой отправляется. Давай с ним!  Давай!  А я им  радио отправлю. Получили посылки от шефов. Кстати, поможешь им там с установкой. Будут рады. Ты мне так и не ответил, как устроился с жильём. Я  не в курсе. Извини.
 - Да ладно, всё нормально. Библиотека переехала, а комната в клубе освободилась. Я там пока. Всё нормально. Спасибо.
Выходит вместе со мной на улицу.
- О! А вот и машина. Как ты, сможешь угнездить на ней свои прилады?
-Да попробую.
 Бензовоз резко тормозит перед конторой. Юлик бежит к нему.
  -Ваня! Кино забери, пожалуйста, будь другом!
 Из кабины смотрит на меня  загорелое до черноты лицо шофёра.  Потом он выходит, осматривает мои прилады, озадаченно скребет пыльную шевелюру. Соображает, как всё это разместить на  антресолях бензовоза. А я,  в свою очередь, удивляюсь: как это – бензовоз и с водой. Ладно, потом разберёмся. А пока прилаживаем всю мою аппаратуру так, чтобы не растерять. Путь не близкий, километров пятнадцать от Центра. Я уже на чем только не ездил, но на бензовозе – первый раз.
… Иван – шофёр еще тот, рулит одной рукой, жмет на железку под восемьдесят. Благо, дорога как лента, прямая и ровная, ни бугорка, ни ямки.
- Откуда будешь? – спрашивает, - а сам смотрит на меня с интересом.
-  Из Хмелёвки. Это на той стороне Оби, напротив Кирзы.
- Знакомые места,- говорит Иван, - наши там лес валят. В Чингисах. Бывал я уже там. – А к нам-то как попал?
- По путёвке, как иначе.
- Ну, да.– соглашается Иван. – Иначе только забайкальские комсомольцы. – И смеётся. – И невеста есть?
- Ну, как же.- Отвечаю  и тоже смеюсь. – Хоть сегодня женись.
- У Исакова-то уже бывал?
-Да нет еще. А кто такой?
-Не знаешь Исакова? – удивляется Иван.- Это, брат, фигура! Фронтовик, орденоносец. Бригадир номер один. Хотя  бригада – шестая. Сам увидишь.
-Что увижу?
 -А всё! Во-он, впереди по курсу дымок. Это и есть шестая. Самая дальняя.

    Подруливаем к одному из трёх вагончиков. На подножке стоит крепкого сложения мужчина. Надо понимать, что нас уже ждут.
 - Тихоныч, - кричит Иван,- встречай нового молодого специалиста. Кино привёз! – выскакивает из кабины, здоровается, - да еще пару радиоприёмников.
- Да у нас уже есть один, только молчит почему-то. – Смотрит на меня, подаёт руку.
- Исаков,  Алексей, - жмёт мою ладошку чувствительно. Смотрю на него, вроде ничего особенного. Просто, видать, добрый, сильный человек. Смотрит на меня, улыбается как-то располагающе. На широком синем комбинезоне не видать орденов.
- А по батюшке?
- Не дорос еще.  А тебя как?
 Николай, – отвечаю. – Главный киномеханик.
- Так сразу и главный! Вас что много?
- Да нет. Один пока на весь совхоз. Потому и главный. – Смотрит на меня с удивлением.
- А что? В контору на Центральной зайди, там все главные. Главный инженер, главный агроном, главный механик, главный бухгалтер. Только отдел кадров не главный, зато во всем отделе – один. Все по одному, но почему-то главные. Вот потому и я главный.
-Ну, с юмором у тебя, вроде, полный порядок. А сам-то что можешь кроме кино?
- А всё могу, - прихвастнул я .
- Так-таки всё. А что конкретно?
-  А что, есть проблема?
- Да. И не одна. Есть генератор, но нет напряжения. Есть рация, но нет связи. Есть радиоприёмник, но молчит.
- Не вопрос. Посмотрим. Что смогу – исправлю. Только вот где мы будем кино смотреть?
- Тоже не вопрос. Вот на вагончик повесим твой экран, а как стемнеет, можно и начинать..
-Добре, так и сделаем. Только сначала посмотрим ваш генератор. Где он?
- Только сначала пойдём в столовую. Маша! – кричит кому-то. В двери среднего вагончика возникает прелестное создание в белом халатике и таком же чепчике. – Покорми гостя.
 Иван, между тем, разгрузил аппаратуру, наполнил водой все ёмкости  и уехал.
В Машином хозяйстве полный порядок. Чистота, на окнах шторки, на двери тюлевая занавеска отмух, на полу деревенские половички. Сама Маша - это просто чудо в белом. Исаков смотрит на меня, потом на Машу. Она подаёт мне  обед в алюминиевой чашке. Ничего себе порция! Двоих можно накормить. Ладно, справимся.
Я с аппетитом наворачиваю целинную кашу, Исаков сидит напротив и, провожая взглядом Машу, замечает:
- Понимаешь, хорошенькая повариха для ребят важнее хорошего бригадира. Вот поездишь по бригадам, сам убедишься.  Сейчас, конечно, нет никого кроме нас, все в поле. А вечером соберутся, каждый рад чем-нибудь ей помочь. Кто воду несет, кто дрова готовит. Электропечка стоит, энергии-то нет, Приходится печь растапливать. Тут ей точно без помощников не обойтись.
  - О-о, напитался! На весь день! Смотрю на Исакова.
- Ну, как наша кормёшка?
- На убой! – отвечаю, - и мы смеёмся оба.- Ну, что, пошли. Показывайте своё хозяйство.
- Пойдём, покажи, чему вас там учили. – Идём в его купе. В углу на рундуке стоит видавшая виды рация типа «Урожай» и рядом батарейный радиоприемник «Родина».
- Ну, с «Родиной» и так всё понятно: батареи сели. С рацией тоже можно не торопиться. В первую очередь надо посмотреть  на генератор. Без электричества и кино не посмотрим.   
  Идём в полуземлянку. Через открытую дверь вижу на тракторной шине приличной мощности дизель-генератор.
- Давай, пробуй, -  разрешает Алексей Тихонович.
Я пробую, но не тут-то было. Моих мощностей явно маловато для такого агрегата. Хозяин улыбается, даже в полутьме вижу.
- Это делается так, - и показывает как надо: встаёт на рычаг запуска обеими ногами и ух! Как просто! Дизель завелся с полоборота.
- Вот теперь смотри, тут что-то искрит, а току нет.
Лезу пальцами в коллектор генератора, прижал одну щетку, вторую и- о , радость-лампочка под потолком ярко вспыхнула.
- Ну, ты молодец! – удивился и обрадовался Исаков. Постояли минут пять, пошли  на кухню                .
- Машенька, пробуй свою электропечь. – Маша сначала щелкнула выключателем и ахнула, тоже обрадовалась. Давай пробовать все свои приборы, а мы пошли к нему в купе. Теперь будем пробовать рацию. В киношколе нам показывали, как с ней обращаться. Нахожу переключатель питания. Включаю - рация радостно зашумела.
-Ай - да, молодец! – еще раз похвалил  Алексей, - Ты откуда такой?
- Из Хмелёвки, - отвечаю.
 - Там все такие?
- Почти,  - скромно так отвечаю, - Давайте-ка теперь попробуем новый приёмник. Он от сети работает. Никаких батарей не надо.
- Вот это здорово!- радуется бригадир. – Давай сначала другой поставим Маше на кухню. А то она весь день одна. Я ведь тоже здесь по случаю. Юлик по рации предупредил. Она, заразина, на прием - то работает, а на передачу – фиг. Вот так и живём, циркуляры получаем, а ответы возим с оказией. У меня, конечно, лошадка есть, но прикинь: в наше время на коне. Смех!
Поставили Маше радио, антенну протянули с улицы от рации, включили,
Русланова как рядом. Радуется девчонка, просто прыгает от восторга .
  Много ли  человеку надо для счастья!
- Пойдём, покажу тебе своё хозяйство. Интересная деталь: второй человек уже из-за реки, - возвращается Алексей к своим вопросам.
- А кто еще? – спрашиваю  с интересом.
- Володя Ширяев. Бригадир первой. Знаешь? Бывал уже у них?
- Бывал, конечно. Это рыжий такой. В тельняшке. На баяне здорово наяривает. Слышал. Молодец земляк! Кто бы мог подумать, я ведь с его сестрой учился в кирзинской школе в одном классе. Тоже рыжая была. Дразнили – плакала.  Я это хорошо помню. Ну, да ладно. Показывай своё хозяйство.
И он показывает.

 И, поверьте, есть что показать. В его хозяйстве всё по-крестьянски устроено, удобно, даже красиво. Как вагончики стоят-смотрят друг на друга, сеялки, плуги, бороны – в одном месте поставлены в линеечку, а новые комбайны, как степные корабли, тоже выстроены в ряд. Любуюсь всей этой роскошью. Смотрю на Исакова, его веселые глаза так и светятся, а я удивляюсь искренне::
-В нашем хмелёвском колхозе был всего один трактор «УНИВЕРСАЛ», но я не помню, чтобы он когда-то тарахтел.У него не было передних колес. И мы, ребятня, играли  с ним в разные игры. А тут! Блеск! – хвалю бригадира.
- Я ведь тоже из деревенских. Даже родился прямо в поле, под суслоном. Знаешь, что это такое? – Говорит, а сам ведет меня к комбайнам.
- Конечно, - отвечаю.
Подходим, Исаков гладит ладонью  лопасть мотовила и объясняет:
- Эта часть называется жатка,  Это коса, она косит стебель, это транспортер. И все вместе  немцы называют хедер.
Я удивляюсь: слышал много раз это слово, но по другому поводу.
- Почему хедер? Ведь у человека это сзади. А у комбайна – спереди.
Исаков смеётся.
- Молодец! Точно подметил. Я тоже на курсах у мастера спрашивал. Тот ответил, что это не он придумал. И вообще, комбайн придумали немцы, у них и надо спрашивать. Согласен?
- На все сто, - отвечаю и тащу его за руку  к новому чуду.- А это что такое. Ни разу еще не видел.
-Это кукурузная сеялка. Пока всего одна на весь совхоз. Мы же первые начали сеять кукурузу, вот нам и досталась. Представь: шестьсот гектаров посеяли. Это больше, чем  вся площадь в моем родном колхозе, - и без перехода, - Всё хочу спросить, сам-то как из колхоза вырвался?
 - О, Тихоныч, это целый детектив. Долго рассказывать.
-Да, знакомый жанр. Я ведь тоже, если бы не Армия  да не фронт, сейчас бы  или коров пас, или на быках пахал. Тоже досталось. Рос без мамки, а с сорок первого и без отца. Дед с бабкой не дали пропасть.- Говорит, сам на часы смотрит, - в поле пора,  посмотреть, как там ребята справляются.
 -А ты давай, определяйся со своим хозяйством. Давно кино не видели. А может, со мной? Посмотришь, как мои герои целину поднимают. – И смотрит на мои сандалики из ворсита. Да, видок не из приятных, не успел я еще переобуться. - Ладно, что-нибудь скумекаем. Вот вернусь, посмотрю, что там у меня есть в запасе.
 И пошел. Походка твёрдая, уверенная, как и подобает настоящему хозяину. И будущему руководителю.
Я почему-то, уверен, что так и будет.