Первая борозда

Николай Хребтов
 
     Элизод из "ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ"
               
                ПЕРВАЯ БОРОЗДА
       
   И вот, наконец, долгожданный апрель. 22 число. День рождения нашего вождя и учителя.     Но не это главное. А то, что мы сегодня закладываем ПЕРВУЮ БОРОЗДУ!   О, как  мы ждали этого дня! Как готовились к нему. Как торопили время! И вот оно пришло.
 … Четырнадцать бригад по всей территории совхоза.  И в каждой бригаде почти по десять тракторов с плугами, боронами и катками. Трактористов готовили сами. В этом главная заслуга Клавы Конновой, нашего симпатичного  главного механика и её помощника Исакова Лёни. А команда новоиспеченных механизаторов – наша гордость и всеобщая любовь. Так что на всех бригадах полный комплект: повара, учетчики, прицепщицы. На подходе еще пять гусеничных трактора.
    И вот мы на шестой бригаде Лёни Исакова. Здесь всё уже готово. Все в сборе.               
              Тарахтит мой кинаповский движек, играет музыка. Директор то и дело поглядывает на часы: ждём обещанную ПРЕССУ. А её всё нет. Да и вряд ли будет. К нам сейчас только на вертолёте, да откуда  ему взяться.  Ладно, обойдёмся без прессы. Сегодня я буду за неё.
  Десять тракторов с прицепами стоят в ряд. Двигатели работают на малых оборотах. На прицепах девчата, одеты для такого момента почти  празднично. Я ношусь с фотокамерой, как черт с письмом: надо везде успеть. Ведь это же начало новой истории,  и я стою у её истоков. Надо же, вот угораздило, кто бы  мог подумать…
   А вот и наши герои дня: трактористы Ваня Пичкуров, Толя Мартьянов, Коля Тарский,  Саша Романов,  Ваня Пшеничников, Миша Кузнецов, Ваня Красёха, Федя Быков, Женя Овчинников, Асхат Нуртдинов.  И девочки -  прицепщицы – три Вали: Катаева, Гурьянова, и  Непринцева, Саша Огаркова, Маша Мурзина, Зоя Карчуганова, Лида Русанова, Таня Сорокина и Аня Косиненко.
     Семь часов тридцать минут.   Директор махнул  рукой. Толик Иванов  меняет пластинку. Звучит Гимн. Все стоят как в почетном карауле:  директор Николай Артемьевич Тенников, парторг  Николай Петрович Болдырев, председатель рабочкома Бортников, комсорг Юзик Глебус, поварихи Маша Савостина, и Галя Анкудинова, Учетчик Митя Митянин и бригадир Лёня Исаков.
  -Ну, пошли, ребята, - директор машет платком. Трактористы добавляют обороты и вот, один за другим,  тронулись. Первым взял борозду Мартьянов Петя, за ним – Ваня Красёха, а за ними – все остальные.
   За плугами потянулась жирная темная полоса. За каждым плугом  -  три волны. Красиво пошли!  Мы  бежим следом по ровной борозде, кричим, орём, машем кто, чем вслед удаляющимся агрегатам. На лицах – восторг. На глазах – слёзы.
  Всё это я должен успеть запечатлеть. Обратно наши пахари вернутся нескоро, гоны длинные, почти три километра, аж до самого горизонта.
  Возвращаемся  на бригаду. Славка Пушкарёв  берёт микрофон и в полный голос читает с чувством,  уже готовые  в экспромте не то свои, не то чьи-то стихи. Складно. Даже красиво.
                -Всего полсотни лет назад здесь за зимой шумели вёсны, и
                Нежно пламенел закат на шелковистых травах росных.
                А нынче глянешь – сердце радо: под посевы в первую весну
                Трактористы из шестой бригады лихо распахали целину!
                Будто волны, пласт к пласту ложится в борозду. Землица
                Хороша! Встанет здесь высокая пшеница. Небывалым будет
                Урожай!
   
     … Тот, кто выбирал место на карте для Центральной усадьбы, был, безусловно, человеком с большим чувством юмора. Ведь надо же было разместить нас в этом огромном пространстве именно здесь. Это, конечно, стало очевидным только сейчас, весной,  когда всё кругом залито талой водой. А  мы, как на корабле, точнее, как на острове, вполне обитаемом, но ниоткуда недосягаемом. А ведь вот-вот надо будет подвозить семенное зерно  из Новосибирска. Причем совершенно без дороги. Об этом как-то не подумали те, кому следовало. Потом будут ломать свои умные головы: как же так получилось.  Ладно, пусть ломают. А мы пока пашем…
  Не знаю, кто определял нормы выработки на вспашке. Видимо, они взяты еще со времён колёсных тракторов - шесть с половиной гектаров за смену, то есть за восемь часов. А наши орлы уже в первый день поставили свой рекорд - десять гектаров!  И это стало нормой и девизом в соцсоревновании между бригадами и агрегатами. А по радио слышим: кое-где уже пашут по методу Мальцева – плугами без отвалов. Не знаем, кто такой Мальцев, но тоже пробуем новый метод.  Конечно, результат впечатляет – выработка растёт: пахать-то теперь можно и на третьей передаче!    А дни стоят жаркие,  как летом, земля парИт и быстро сохнет. За агрегатом стоит такая пылища, что нашим девчатам приходится не сладко: дышать нечем, черны как черти, только глаза  да зубы блестят. Белые косынки быстро теряют свой цвет. Не спасают и очки. Да еще разница в температуре: утром мёрзнут от холода, а днём изнывают от жары, вечером снова холод.   Надо что-то менять, это не дело. Ведь они же будущие матери!   
  И вот Ваня Красёха, спасая свою прицепщицу Катю, нашел простой, как всё гениальное,  способ обходиться без её помощи. Обычную верёвку привязал к рычагу подъема лемехов. В конце загонки дёрнет за верёвку – лемеха поднимаются. Развернётся, станет в борозду - опять дёрнет – лемеха опустятся. И поехал.  А дёргать приходится раз пятьдесят за смену. И  зачем нужно сидеть человеку на этом железном седле?  Наверное, просто чтобы занять девчонок.
 Метод Ивана сразу подхватили все механизаторы. А девчатам нашлась другая, не менее важная,  работа: на строительстве,- кто красит, кто белит, кто обои клеит – работы всем хватает.
  А вечерами, после ужина, у костра – песни, пляски, танцы под гармонь или патефон. Удивляюсь их  неистощимой энергии: ведь за смену так наломаешься – спина отваливается, а как  музыку услышат – откуда силы берутся! Могут веселиться аж до утра.   Но ведь утром, чуть свет,  снова за рычаги. Энтузиасты! Другого слова не нахожу.  Вот что значит молодость. Много ли ей надо. Час – другой - и снова готовы к трудовым свершениям.

      …Уже в конце недели определились первые передовики: Степанов Митя, Тарский Коля, Красёха Ваня,  Мартьянов Коля, Макаренко Миша.
Сделать фотографии смог только с первых трёх. Жаль, что нет у нас фотоаппарата для моментальной фотографии. Моя задача бы намного упростилась. А так с проявкой, промывкой, с печатью уходит уйма времени. Да и условия не позволяют заниматься всем этим в любое время. Вот и выгадываешь несколько часов ночью. Да и риск велик всё испортить.  Но, тем не менее, первые герои дня уже на первой полосе нашей стенной газеты.
    Вечерами слушаем по радио «Письма родным и знакомым с целинных земель».   Мы тоже отправили свои заявки и теперь с нетерпением ждём, когда прозвучат в эфире дорогие нам имена.
  Из города была радиограмма, что в гости к нам готовится большая группа работников культуры с артистами Новосибирской филармонии. Но это будет  ой как не скоро: дороги - то пока никакой нет. А ведь уже надо начинать сев, земля -  ждёт. И сохнет.  А завтра уже ПЕРВОЕ МАЯ!


   … УРА! Дождались! Вот и пришли первые машины с зерном через Кирзу. Конечно, можно было бы и через Филиппово, но там через речушку Сушиху даже никакого мостика нет. Ведь раньше он  был не нужен. Сюда же никто не ездил. Теперь же  краснодарские семена приходится везти  аж через Алеус. А это больше ста км. Да и дороги, как таковой, и здесь нет. Намучаются шофера, не раз кое-кого помянут по матушке и по батюшке.
 Зато какие семена! АЛЬБИДУМ! Самый урожайный сорт пшенички. Для Кубани, по крайней мере.  Посмотрим, что у нас вырастет. Главное: успеть посеять,  пока земля держит влагу. А за семена Краснодарцам СПОСИБО!
 Ладно, придётся попотеть. За этим и приехали…