Эффект Рингельмана

Евгения Козачок
Я женщина активная, напористая и привыкла сама добиваться того, к чему стремлюсь. Стремлений было на моём жизненном пути не счесть. Не все достигали цели и желаемого результата. И я выбрасывала неудачные проекты, как износившиеся перчатки, оставляя их без сожаления в прошлом. Не люблю оглядываться назад. «Только вперёд» - мой жизненный девиз.

А начинала я свой бизнес с продажи и рекламирования парфюмерии фирмы Oriflame. Увидела рекламу о быстром обогащении от продажи этой продукции, загорелась яркой свечой, решив с помощью этой фирмы изменить свой финансовый статус. Оплатила первую партию товара. И замерла, словно гончая перед охотой, выжидая добычу. Получив извещение, что посылка прибыла к месту назначения, на всех парусах помчалась на почту. Прижала к себе драгоценную ношу и полетела на крыльях надежды домой, предвкушая улучшение своего благосостояния.

Открыла посылку. Увидела фирменный пакет и записку: «Это вам подарок от фирмы Орифлейм Надеемся на плодотворное сотрудничество. Желаем успехов!».
В пакете были: туалетная вода, омолаживающий крем и шампунь. Мама моя! У меня такого богатства и в молодости не было. Обрадовалась ему как первому подарку, что получила на Новый год в младшей группе садика. До сих пор помню о нём.

Осторожно, как бриллиантовую россыпь, брала и рассматривала каждую баночку, тюбик, флакон и рисовала в своём воображении радужное будущее. Утром взяла красивый фирменный пакет (знай наших!), вложила в него товар и пошла по организациям посёлка. По пути репетировала «приятную улыбку» как у продавцов заграничных супермаркетов и бутиков, и рекламную речь о достоинствах парфюмерии: «Дорогие женщины, предлагаю вам туалетную воду Grace. Это настоящая симфония ароматов. Верхние ноты – перец, кардамон, груша, Ноты сердца – жасмин, фиалка, гвоздика. Базовые ноты – ваниль, белый мускус, кашемировое дерево. Кашемировое дерево и ветивер ложатся изысканным шлейфом». Мама моя родная, извилины в тугую спираль закрутятся, пока я всё это запомню. А что такое «ветивер»? Пусть дочь по интернету узнает. Звоню:

- Доченька, поищи в интернете, что такое ветивер. Это связано с ароматом духов, парфюмерной воды.

- Нашла?

- Нашла. Слушай. Ветивер – это растение семейства злаковых, которое растёт в Индии и Китае. Парфюмеры пишут, что это аромат природы с еле заметным запахом синтезированной эссенции османтуса…

- Так, доченька, стоп. Дальше не читай. Иначе язык у меня сломается. Чем дальше в лес, тем больше дров. Теперь я не знаю, что такое османтус.* О нём позже почитаем. Достаточно знать, если вдруг спросят, что ветивер – это аромат природы.
Иду и заучиваю характеристики предлагаемой парфюмерии. Заметила, что прохожие с удивлением смотрят на меня. Подумала, что заинтересовались невиданным ранее в наших краях пакетом, а оказалось, вслух разговариваю.

- «Ты что стихи читаешь?», - спросил меня знакомый.

- Наизусть текст учу, только не стихи.

Исправилась и отныне всё планировала мысленно. Мысль «подсказала», что надо идти в организации, где большой контингент женщин. Первым таким объектом было ателье. Женщины встретили меня дружелюбно. С интересом рассматривали товар и каталог, разбирали пробники. Охали, ахали, восхищались распространившимся по всему зданию ароматом и вздыхали, что нет денег. Завидовали заграничным женщинам и тем, кто может купить дорогую парфюмерию. Сбросились и купили на всех, два флакона ароматной воды, отдали закройщице, чтобы спрятала их в сейф и берегла для особых случаев. По каталогу заказали губную помаду «АкваЦвет» с тремя различными оттенками, увлажняющие кремы, и три шампуня (раскошелились для себя только три девушки).

Через два часа вышла из ателье. Села в скверике на лавочку и начала думать в какую ещё «женскую» организацию пойти. Рядом со сквером находилось здание налоговой. Стоп. Туда ни ногой. Меня сразу же засекут и заставят официально оформить мою деятельность. Чего я позволить себе пока не могу, так как нахожусь в периоде - «проба пера» для определения эффективности парфюмерного бизнеса. Сидела на скамейке одна одинёшенька и злилась, что не продумала свою деятельность, не наметила маршрут. Полнейший провал первого дня в реализации товара.

Решила возвратиться домой, чтобы хорошо подготовиться к изучению финансовых возможностей потенциальных покупателей. Готовлю обед, а перед глазами весь женский контингент посёлка: экономисты, бухгалтера, рабочие мясокомбината, консервного завода, доярки, колхозницы. И у большинства из них преобладающая часть времени – это работа в резиновых сапогах. Руки – рашпиль. Им и килограммы крема не помогут, чтобы заживить трещины на руках. А у меня баночки, в которых 25 мг крема, туалетной воды 50 мл и стоит эта вода 260 гривны. Чтобы купить что-то из предлагаемого товара колхознице или рабочей консервного завода надо такую сумму потратить, что этих денег может хватить для покупки продуктов на неделю для семьи из четырёх человек. Какой там Орифлейм, когда они губную помаду за 1,85 гривны экономят, положив её в холодильник, чтобы не приобрела запах старого сала.
Осталась ставка на сельскую интеллигенцию – учителей и врачей. Вот блин! У них зарплата в разы меньше прежнего контингента, если ещё учитывать тот факт, что рабочие консервного завода и мясокомбината могут принести с работы домой «презент» и продать его тем же учителям и врачам. Как-никак живая копейка им и минус от зарплаты интеллигенции. Те, кто хотели бы изменить свой имидж и выглядеть привлекательнее не имеют достаточно денег. Другие могут изменить свой облик, но не очень-то стремятся к этому. Куда и для кого им прихорашиваться - больше всего подумают рабочие и колхозники. Получается заколдованный круг.
Такую ситуацию я не предвидела. «Задранный» ранее от гордости за себя мой нос всё ниже опускался к коленям – эйфория успешного бизнеса улетучивалась, как утренний туман. Вот слушай и смотри рекламы. Напустили пыли в глаза, а я и поверила в быстрое и успешное обогащение.

Два дня залог будущей прекрасной жизни стоял на стуле, разнося по комнате, незнакомые, разнообразные ароматы, что дух захватывало. Я обходила это «великолепие» стороной, а голова трещала как орех, когда его разбивают молотком, чтобы достать ядрышко. Я же со своих извилин ничего разумного в плане бизнеса извлечь не могла. И начались мыслей моих муки. «Не скисну теперь от скуки», – думала я и пыталась «шевелить мозгами» как организовать продажу хотя бы этой партии товара и оправдать подарок от фирмы. Ведь я начала уже «омолаживаться» заграничным кремом и теперь его не продать и возвратить нельзя.

И тут «заработало», как сказал бы кот Матроскин из мультфильма о «Простоквашино». В одну из бессонных ночей и на мою голову упало «яблоко». «Эврика!», - закричала я. У нас же есть ещё элита - неработающие и скучающие жёны местной власти, директоров предприятий, председателей колхозов. Конечно.чего только нет у них. Возможно их и эта заграничная парфюмерия заинтересует?
Сон как рукой сняло. Схватила телефонный справочник, словно спасательный круг. Выписала телефоны обеспеченных жён и стала ждать рассвет. Он наступил внезапно, как зима в декабре. Дождалась девяти часов, интуитивно определив, что ОН уже ушёл руководить всеми нами, а ОНА пребывает в сладкой неге.
Сделала глубокий вдох, набрала номер телефона и затаилась, как пума перед прыжком.

- Алло, - услышала я.

- Алла Владимировна, доброе утро и светлого вам дня. Извините за столь ранний звонок (это в девять то утра!). Я Людмила Ивановна Кириченко. И у меня, лично для вас, есть чудесная французская парфюмерия фирмы Орифлейм. Если у вас есть свободное время и желание ознакомиться с продукцией и каталогом этой фирмы, то я к вашим услугам. Какое время встречи вас устроит и где?

- Любопытно.Я не против встречи. Жду вас, Людмила Ивановна, у себя дома.

Кто бы сомневался в том, что «у себя дома» Куда-то идти – это же такой труд…
Встретились. У Аллы Владимировны глаза загорелись, как светлячки в темноте. Пересмотрела весь товар, прочитала аннотации к ним. Пока она читала, я молила Бога и своего Ангела о помощи в бизнесе. Хотя Бог торговли Гермес. Но я о нём из-за волнения и не вспомнила, а затаив дыхание ожидала вердикт леди. «Леди» купила три вида туалетной воды, по одному флакону, две баночки дорогих кремов и шампунь. И ещё по каталогу заказала пять наименований. Я боялась глазами моргнуть, вдруг всё исчезнет, как мираж и окажется, что у меня никто ничего не купил. Слава богу, покупка оказалась реальной и я, не веря своей удаче, выйдя за ворота, сплюнула три раза через левое плечо, чтобы саму себя не сглазить. Лёгкой походкой (где только взялась?!), пошла домой.

«Процесс пошёл», - как любил говаривать Михаил Горбачёв. Стала «настоящей бизнесвумен». Меня ожидали, улыбались, благодарили. Ещё бы! Ведь я возвращала одним красоту, другим воспоминание о молодости и, главное, я дарила надежду на осуществление тайных или явных желаний женщин.
За день, бывало, так набегаешься, что еле доползаешь домой. Бросала, как куль мешка, на диван своё уставшее тело и ждала возвращения его жизненного тонуса. Вот именно в такие минуты отдыха пришла к выводу: помогая стать красивее женщинам посёлка, сама становлюсь всё более уставшей, серой, поникшей, с зафиксированной «улыбкой продавца».

Решила привлечь к своему бизнесу помощников, а на себя взять только руководство. Как-никак бизнесмен местного разлива. А это вам ни хухры-мухры. Обзвонила безработных подруг и знакомых, пригласила к себе на чай с тортом. Провела мастер-класс по «профессиональной улыбке продавца». Раздала каталоги, товар и отправила их в «мир бизнеса». Обслуживающая площадь увеличилась в пятнадцать раз – захватив большие сёла района.

А я, источая аромат подаренной мне туалетной воды Sun, в котором воссоединены освежающие брызги апельсина, яблока и чёрной смородины, пробуждающие тепло пряного кардамона и фрезии, уступая пространство соблазнительному ландышу и египетскому жасмину, медленной походкой, а не лошадиной рысью, прошлась по центру посёлка. Купила любимые пельмени («вумен» не престало возиться с тестом и фаршем), ещё кое-что по мелочам, из любимого, возвратилась домой, чтобы в полной мере ощутить прелесть преуспевающей жизни бизнесменов. Шутка ли – на меня работает группа людей! Возлежала на диване, смотрела телевизор и, с нетерпением ждала своих «гонцов».  Они вот-вот должны явиться с докладом об успешном выполнении порученного дела.

Дождалась. Явились уставшие, не все понявшие, что от них требовалось, но кажется, не очень разочарованные из-за малоуспешной продажи товара. А что им расстраиваться? Я же заранее успокоила их и рассказала о своих первых провальных попытках реализации товара. И притом назначила им хорошую оплату независимо от результатов продажи за испытательный срок.

- А дальнейшая оплата будет зависеть полностью от  вашего умения заинтересовать потенциальных покупателей продукцией фирмы. Так что старайтесь. Как продашь, так и поешь, завершила я свои наставления.

Как же потом я пожалела о таком долгом сроке. Вероятно, я единственная из всего существующего числа бизнесменов определила не месяц, а полгода испытательного срока. Такой же прокол получился и с оплатой за этот период. Короче поступила с точностью наоборот. Но слово моё твёрдо. Сказала – сделала. И платила я все эти месяцы женщинам достойную сумму. Деньги принимали, но особым рвением, заработать их самостоятельно, не отличились. К концу долгого испытательного срока мои доходы упали на сорок пять процентов. Вот это да! Вместо прибыли, я осталась в проигрыше.

И тут, на счастье, мой мозг (с ним иногда такое случается), выдал информацию о когда-то прочитанном «Эффекте Рингельмана». Возвратилась к его истокам, где чёрным по белому была расписана его суть.

А суть его такова: «В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, И заключались они в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь.

Ожидания были понятны; если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны поднять вместе 200 кг либо – ещё больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего и её результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало. И до сих пор существует и активно поддерживается.
Но – увы! Двое поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь уже лишь 49%.
Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличили численность групп – процент только падал.
Причина - ясна. Когда я рассчитываю сама на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. При разливе обнаружилось - бочка полна чистейшей воды: каждый принёс ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена».
Когда я действую, то волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько же или ещё меньше, формируя стабильную активность или пассивность. Соответственно – в случае социальной пассивности мы отлично понимаем её происхождение и то, что она приводит к падению результатов до нуля. Не сразу – инерция великая вещь. Но – всё же.

Нужно сказать, что никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку. Как получилось и в моём ошибочном опыте с «партнёрами».
Теперь я чётко поняла, что никогда не будет на тебя работать тот, кто на себя не хочет этого делать. Тем более, когда этот человек может получить оплату гораздо выше, чем приложить к этому максимум усилия.

С лёгкостью и без сожаления распрощалась с «помощниками». Сама наладила связь с женщинами сёл, взяв верного друга - почту. Отправляла заказы почтой. Преуспела в этом. И открыла салон красоты «Мечта», в котором дочь, пройдя курс визажистов, превращает обыкновенных женщин в красавиц. Первым преобразившимся клиентом была жена директора мясокомбината Лидия Викторовна (смотрите фото). Такое же и у нас в салоне висит на самом видном месте. Благодаря этому фото и продуманной рекламе, проблем с клиентами не существует. А внучка организовала ещё один вид услуг . После занятий вечером и в выходные дни делает маникюр, наращивает ногти, рисуя на них цветочки и пейзажи.

Спасибо экспериментаторам тысяча двадцать седьмого года за эффект Рингельмана. Он помог мне исправить свои ошибки в организации семейного бизнеса и стать успешной бизнесвумен. И ещё, без ложной скромности, о себе замечу (не в порядке рекламы), применяя кремы этой фирмы, я похорошела. И этому факту рады – я, муж, дети, внуки.

* Османтус - род вечнозелёных лиственных цветочных растений семейства маслиновых.

 Фото из интернета

22.10.2015
   2:40