1. Дождь

Надежда Сапега
МОИ КАРТИНЫ 

эссе 1998г.
издано на ПРОЗА.РУ в 2015г,
редакция 2019г.



Годы, люди и народы убегают навсегда,
          как текучая вода.
В гибком зеркале природы
звёзды – невод, рыбы – мы,
        боги – призраки у тьмы.
В. Хлебников.


Пролог.

Здравствуйте уважаемая Галина Григорьевна!
Пишу Вам своё первое письмо, и вот о чём хочу рассказать.
Вчера в магазине мне вдруг страстно захотелось купить бумагу для рисования,
я долго стояла у прилавка и смотрела на ватманы, как на мечту. От чего?
Рисовать я не умею, странное желание?!
А сегодня, сорвав со стены календарный листок, я прочла:
«Быть художником – значит выражать мир таким, каким его видишь и чувствуешь».
Мне очень понравились эти слова и, чтобы не потерять листок,
я сунула его между страниц своего дневника.
 
В дневнике я проставила число и сделала коротенькую запись:
«Сегодня с утра льёт дождь…». Больше ничего на ум не приходило.
Посидев немного в безмыслии и тишине, я достала спрятанный листок и перечитала:
«Быть художником – значит выражать мир таким, каким его видишь и чувствуешь».
Я посмотрела в окно и подумала, как было бы чудесно, нарисовать Свой Мир!
Изобразить всё, что сейчас перед глазами:
грусть, блёклая земля по обочинам таких же блёклых тротуаров;
мокрые, серые панельные дома; ветер, срывающий жёлтые, последние листья,
и дождь...

Отложив листок в сторону, я стала записывать ночной сон,
но молниеносно мелькнувшая мысль оторвала меня от этого занятия.
Мысль подсказала: ничего не надо рисовать, нужно взять и записать «картину из окна».
И сейчас же – странное дело – слова сами потекли из меня рекой,
и показалось, что если я не перенесу их на бумагу,
они собьются в голове комом, застрянут там и превратятся в монолит.
Я, конечно же, всё записала и даже дала название тому, что получилось.
Название моей странной картины – «Дождь».
 
Хочу, чтобы Вы, Галина Григорьевна, прочли запись.
Нет, чтобы Вы «посмотрели» на то, что у меня получилось.
Я завела отдельную тетрадь, надеюсь, что впоследствии
мне удастся собрать целую галерею «записанных» картин!

Читайте и представьте, что вы ходите по картинной галерее
и рассматриваете полотна неизвестного художника.
Не удивляйтесь необычайности картин – тому, что они живые,
пусть это не беспокоит Вас. Выберете одну, наиболее приглянувшуюся.
А если не найдётся таковой, что ж!
Можете счесть, что художник не владел Высоким... не владел Вечным...
Не смог передать им подмеченную суть бытия.
Но знайте, он попробовал, потому-что однажды ему приснилось Умиротворение.
Бог вглядывался в его лицо, держа его в своих ладонях
и художнику захотелось об этом рассказать.

На этом письмо закончу.
Картину прилагаю. До свидания. Софья.



      1.   Дождь.

Сегодня с утра льёт дождь.…
Этот дождь, как очищение – он светлый!
По стеклу текут капли, как по моей душе.
Гулко ударяясь о карниз, они пробуждают что-то в моём бестелесном существе.
Я не хочу грустить, но грусть окатывает меня ледяным звенящим гулом.
Порывы ветра несут миллионы холодных прозрачных бусин,
они безжалостно проходят сквозь мою пустоту – мне больно,
но им нет дела до меня. И я вдруг понимаю, что меня нет!

Став серебряным стеклом, я устремляюсь вниз, в свободном падении…
Я лечу, я свободна!

Но порыв ветра говорит: Ты свободна?! Нет, это слишком просто.
Он подхватывает меня – каплю – и с силой ударяет о стену дома.
И я стекаю – уже не яркая прозрачная бусина, а просто вода.
Я становлюсь всем и ничем.
Я – все, вместе взятые миллионы капель!
И каждая из этого миллиона – тоже я!

Просачиваясь сквозь землю, я бегу потоком в тёмном пространстве не зная,
что над поверхностью уже нет дождя, что там идёт мокрый снег...
И что вот-вот над ней закружат лёгкие пушистые снежинки,
уход которых не будет столь стремителен.
Снежинки будут долго «быть»... и много «знать»...
А когда наступит их пора уйти, на это им укажет Бог.

Может я тоже, когда-нибудь, спущусь на землю белой хрустальной снежинкой
и буду знать, о чём думает Бог, и буду быть…



Оглавление:
______________________
Часть 1: «Начало пути»
Пролог
1. Дождь.
2. Ветер – дыхание Бога.
3. Сон.
4. Туча и цель Пути.
5. Тишина.
6. Пустота и Сотворение.
7. Умиротворение.
8. Два тела.
9. Озарение.
10. Звёзды и Вознесение.
11. Страх.
12. Крест или Бог?