Счастливый человек

Александр Бочаров 3
(Из книги «О людях и для людей»)

 Как справедливо порой  говорят: счастлив  человек, это тот,  кто  с удовольствием  утром идёт  на работу и с радостью после работы  возвращается  домой. И в этом смысле токаря ремонтно-механического цеха Павла Александровича Локтионова можно  считать  вполне счастливым человеком.  Хотя жизнь у него не всегда была такой гладкой да счастливой.  И прошла она у него вся в трудах да заботах. Но он на неё никогда не жалуется. Любит он  жизнь  такой,  какая она  есть: с радостью  хорошо выполненной работы, с  рассветами и закатами,  с  весёлой шуткой и  дружескими рукопожатиями товарищей по труду, с ощущением  прохлады  рукояток его токарного станка в начале рабочей смены.
 У него, можно сказать, вполне сложилась жизнь. И  сегодня у него есть две главные страсти его  жизни:  это работа и дом!  То есть, семья. Именно семье посвятил он всю свою жизнь. Возможно, в стремлении  создать  крепкую семью,  растить детей,  дом  и родовое гнездо, и сказываются  его давние  крестьянские корни?  Именно к этому стремится его душа сознательно и подсознательно. Что он видел в жизни? Был ли он счастлив? Да пожалуй, и нет. Голодная послевоенная нелёгкая  юность, воспитавшая в нём не только умение жить честно своим трудом, но и умение ценить простую человеческую  радость – тепло домашнего очага?  Отец в его семье умер рано, хотя и вернулся с войны живым. И это было, в каком-то смысле, тоже счастьем, вернуться домой живым,  в отличие от многих других  фронтовиков, оставшихся на полях сражений. И в этом отношении  семья Павла Локтионова была  вполне  счастливой. Но счастье это было быстротечным и недолгим.  Проработав всего несколько лет, его отец,  весь израненный и в осколках, оказался  не очень крепок  здоровьем,  и  потому недолго радовался мирной жизни. Он умер в госпитале от ран. И потому ему, Паше Локтионову,  пятнадцатилетним пареньком, пришлось  рано начать свой трудовой путь,  что, впрочем, не было   редкостью для многих юношей и девушек послевоенных лет, особенно живущих в сельской местности.
 К тому времени, как не стало отца, в  деревне, что была расположена в Курской области в Тимском районе, с матерью оставался жить только он один, Павел.  Старший брат Валентин, воевавший,  как и отец на фронте и переживший   блокаду Ленинграда,  уехал  жить на Косую Гору. С тех пор он всю свою жизнь  отработал в доменном цехе на экскаваторе. Скоро к нему переехала и сестра Ольга. Еще один был брат у Павла – Иван, но тот служил на Чукотке.  Позже, уже после службы,  он тоже, как и его старший  брата и сестра,  приедет жить  на Косую Гору.  И станет работать в копровом цехе резчиком металла. Ещё один из братьев  Лактионовых жил в городе Горьком.  Так что Павел был пока что рядом с матерью  и потому пошел работать в МТС (на машинно-тракторную станцию).
 Вначале паренёк выполнял разные нехитрые работы – и тракторы заправлял, и чистил их, и делал многое другое, что ему скажут.  Но тут паренька приметил токарь Николай Шаталов, прибывший в эти места из Донбасса и ставший работать токарем в МТС. И потому Павел Александрович до сих пор благодарен ему, за то,  что он дал ему путёвку в жизнь и подарил  свою прекрасную профессию. До сих пор он с уважением произносит его имя, как своего первого учителя.
 Немало учеников теперь и у самого Павла Александровича.  Шутка ли сказать – сорок семь лет отработал он токарем в ремонтно-механическом цехе!  На том же самом станке, на том же самом месте у окна, где за стеклом дожди сменяются снегопадами. И как быстро там, за стеклом, бежит время! А тут, в самом  цехе, время течёт медленно, кажется всё остаётся по-прежнему.  Так же как в молодости слышится  ему мерный, но такой  приятный  его уху,  шум соседних станков, также быстро бежит его резец по заготовке, спешащий свернуть в тугую стружку снятый с неё непокорный металл и превратить в деталь.  И  приятен ему,  ни с чем несравнимый запах до синевы разогретого металла, блеск зеркальной  из-под резца детали!
 На Косую Гору Павел Александрович приехал в далеком теперь уже 1956 году. Год проработал он слесарем в тресте «Центрдомнаремонт».  Но,  как он сам говорит теперь: «…душа замирала, как хотелось работать в механическом цехе!». Но свободных мест в цехе тогда не было. Но вот однажды, набравшись храбрости,  он обратился лично к самому главному механику на заводе –  В.Н.Гришакову,  с просьбой принять на работу в механический цех. И тот, на Пашино счастье,  внял его просьбе и  помог! И тем самым открыл нам всем замечательного человека и замечательного токаря- профессионала,  впоследствии ставшего одним из лучших работников механического  цеха.
Хороших специалистов всегда на заводе ценили и ценят. В механическом цехе на Косой Горе их и тогда  было немало. Так повелось, что  трудились здесь только профессионалы высокого класса. Такие токари-универсалы, как  Виктор и Николай Антоновы,  Анатолий Суколенов,  Александр Борисов, Николай Романов,  Николай Малинин, токарь-расточник Виктор Чураков, строгальщики Николай Чуприков и Лев Гаврилин,  зуборезчик Вячеслав Савенков и его брат, токарь высшего класса Юрий Савенков.  Да и сейчас замечательных токарей в цехе  немало. Это Виктор Молоковичев,  Михаил Кожаев, Виктор Ярцев, Михаил и Николай Дергачевы и многие другие.  Да, они  работают не хуже, но это тоже рабочие в возрасте.  И потому, одна мысль  несколько сегодня удручает Павла Александровича: немного стало молодежи приходить в цех!  А ведь эта сложная и трудная профессия  токаря требует кропотливого труда в овладении ею,  в одночасье этого не получится,  и за всю жизнь, бывает,  полностью  не овладеть. А вот молодежь сегодня хочет всё получить  быстро и сразу! То есть, сразу получить высокий заработок.  Но в профессиях станочника такого не бывает и не может быть:  опыт и знания накапливаются  годами, и даже при этом не всякий может достичь вершины, не каждый сможет выполнить то, или иное сложное задание.
 Искусные руки у Павла Александровича.  Они-то что угодно могут сделать.  Но и у него они не сразу стали такими. Да,  на своём станке он сегодня настоящий ас и профессионал самого высокого разряда. Любую работу может выполнить, как бы сложна она ни была. Но ведь и он к этому пришёл не сразу. Сколько труда и пота было пролито на этом пути, ведь сегодня он всем своим существом чувствует, ощущает, как работает его станок. Он стал как бы его продолжением, даже можно сказать, что и частью его самого! Станок у него, действительно, как живой.  Чуть едва заметного движения  руки Павла Александровича достаточно , чтобы он его сразу же понял и  делал то, что нужно токарю в самой тонкой работе. Вот это полное единение со станком и делает сегодня Павла Александровича профессионалом высшего класса.  Ведь не каждому дано чувствовать и понимать свой станок, как живой организм.
  Да и дома, в саду,  у него полный порядок. Понимают и чувствуют его деревья и травы, чувствует и он их. Земля чувствует  его работящие руки и крестьянскую  душу, отзывается  благоуханием цветущего сада.  Ничто здесь не остаётся, как и в механическом цехе, без его хозяйского и заботливого глаза. Всё  здесь починено и ухожено, исправлено и налажено,  все находится на своем нужном месте, везде чёткий порядок.  Рабочая жилка и привычка к порядку,  в сочетании  с крестьянским  умом и умением  позволяют ему  всё делать основательно и в срок. Воспитанное в детстве трудолюбие позволят ему  получать радость от выполненной работы.  И к этому он приучил  своих двух сыновей. Один из них – Геннадий, окончил техникум, долгое время работал в доменном цехе, ныне  трудится  на Яснополянской обойной фабрике.  Другой, младший сын Юрий, работает мастером кранового хозяйства в цехе фитингов. Он уже закончил институт. Доволен своими сыновьями Павел Александрович, доволен своей рабочей судьбой. И  даже сегодня, дожив до пенсионного возраста,  без работы, без своей любимой профессии,  он и не представляет своей жизни и продолжает трудиться в своём родном цехе.  «Счастливый, всё-таки, я человек, – говорит он мне, –  ведь не всякий из нас, рабочих людей, находит свое призвание. А это ведь великое счастье работать по призванию, когда от работы получаешь радость!».
Александр Бочаров.
2004.