Миф

Анна Боднарук
                М И Ф

Мифология есть первоначальный источник истории человека.
Время стирает в пыль даже камни, но над мифами оно не властно.
Деревенская проза возникает из мифа.
Миф – самая ранняя форма знания.
Россия мыслит мифами.
Мифы – это бывшие слухи.
Мифология – это мать духа человеческого.
Мифы – это истории, в которых нет авторов.



     «Мифы суть сосуды, - учил Платон, - носители великих истин, весьма достойных, чтобы их искали».

     …А кроме того, учёные не сомневаются: в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои признания на другом языке -  на языке мифа.
     Вот один пример. Много столетий живёт на севере Европы, в тундрах Кольского полуострова, такой народ – саамы.
     «Земля – живое существо, - говорили саамы. – Деревья  и травы – её волосы. Зелёный дёрн, тундровые мхи – её кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя её ранить…» «Дикое суеверие», - отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в институтах. И приехали в тундру на вездеходах, и тракторах. А теперь мы хватаемся за голову: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает страшный овраг – незаживающая рана Земли… Между тем саамы знали это всегда. И в просторах северной тундры от века уживались друг с другом Земля, олени и человек. И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифа?
     Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелил в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки…
                Мария Семёнова «Мы – славяне!»

     Николай Васильев создаёт»воображаемую» (не-аристотелеву) логику, доказывает её правомерность отсылкой к воображаемым мирам, где совмещается несоединимое, и – оказывается в мире Мифов: «Раз закон противоречия есть эмпирический и реальный, то мы можем мыслить и без него, и получим тогда воображаемую логику. Ведь на эмпирическом основании я могу строить по произволу какие угодно воображаемые объекты и воображаемые науки. Я могу создать кентавров, сирен, грифов и воображаемую зоологию…»
       С.Федякин «Оживающее предание» (О прозе А.М.Ремизова и Б.К.Зайцева)

     - Это удивительный век! – заявил Оп. – Что, несомненно, вы слышали от меня и раньше. Вы покончили с суевериями и бабушкиными сказками. Вы отыскиваете в них зерно истины. Однако мои соплеменники знали про троллей, гоблинов и прочих. Легенды о них, как вам известно, всегда основывались на фактах. Только позже, когда человек вышел из пелёнок дикарской простоты, если вам угодно называть это так, он отметил факты, не позволяя себе поверить в то, что, как он знал, было правдой. Поэтому он принялся приукрашивать факты и упрятал их в сказки, легенды и мифы. А когда люди размножились, все эти существа начали старательно от них прятаться. И хорошо сделали: в своё время они  вовсе не были такими милыми, какими вы считаете их теперь.
                К. Саймак «Заповедник гоблинов»

     В мифах зачастую в символически-отстранённой форме скрывается знание о реальных событиях, но поскольку миф это особый тип осмысления действительности, то он подаёт её в том виде, в котором она доступна человеку в ту или иную эпоху или вообще укладывается в рамки человеческого сознания. Благодаря этому можно описать все – но в той форме, которая толстым слоем укроет от нас реальную картину, ибо мы – современные люди – воспринимаемеё в иной понятийной форме, в других категориях. При этом сама реальность останется отторгнутой от  нас необходимым для сознания сегодняшних людей пышным мифологическим декором.
     Не следует рассматривать миф как чистой воды выдумку, как нечто небывалое и невозможное, сколь невероятным он бы нам ни казался. Трудно представить себе древнего человека, который с увлечением думал о том, как мистифицировать нас – своих потомков, выдумывая при этом многочисленные побасенки и красочные легенды. За мифом стоит какая-то вполне конкретная реальность, но описанная в тех единственно возможных образах и символах, которые были доступны сознанию древнего человека. Кто знает, может быть наши потомки через пару тысячелетий сочтут наши тексты слишком уж «мифологическими» и расплывчатыми и будут с большим упорством разгадывать, что же кроется за нашими словами.
     По сути, миф представляет собой дописьменное изложение истории человечества – история до конца не прочитанной, не осознанной, но тем и интересной. Здесь важны не только сюжеты, но и мельчайшие подробности.
                А.А. Маслов «Невозможная цивилизация»