Отчет по библиотеке, 6 часть - Мой край

Татьяна Глаголева
   Хочу начать с эпиграфа... Даже с двух...

                Первый блин...
                Начало русской народной пословицы

                Ох, нелегкая это работа...
                К.Чуковский


   Это сценарий первого проведенного литературного мероприятия, куда я включила все те стихи, которые я более-менее помнила наизусть, и могла отыскать с помощью поисковика. Большое спасибо тем ребятам, которым волей-неволей пришлось в этом мероприятии участвовать.
   
«Мой край родной, моя земля…»
Цель проведения мероприятия: Способствовать развитию патриотических чувств и творческих способностей детей.
Задачи:
1. Раскрытие многогранности поэтических произведений о родине;
2. Привитие интереса к литературе, поэзии с целью повышения мотивации;
3. Развитие личности учащихся, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса.
Форма проведения: поэтическая гостиная

1-й участник: О, край заповедный,
      Срединная Русь!
       Тебе я признаться
       в любви не боюсь:
       ты – в сердце моем,
        ты – начало начал.
        ты в детстве меня
        на туманах качал,
        поил Иван-чаем,
        душицей-травой,
        березовым соком –
        водою живой.
        Под небом твоим
        безмятежно я рос,
        внимая раскатам
        тропических гроз:
         то рудные клады
         на КМА залегли,
         тревожа магнитные
         силы Земли.

2-й участник:  Мой край заповедный-
былинный герой:
       всегда за страну
       становился горой,
       спасал от набегов
       лихих степняков,
       терзавших ее
       много долгих веков.
       Как феникс бессмертный
       из пепла вставал
       и вновь для Отчизны
        Победу ковал.
       Надолго запомнили
        злые враги
        победные залпы
        в честь Курской дуги.
        Он в «Слове»  отмечен ,
        в  былинах воспет,
        и все ж сказ о нем
         До конца не допет…

3-й участник:     О, край соловьиный,
          России краса!
         Раздолье подстепья –
         поля и леса,
         приокские плесы
          и Сейма разлив,
          отрадная ширь
          колосящихся нив.
          луга заливные –
           по пояс трава,
           пора сенокоса-
           грибная пора,
            парные туманы
            и перлы росы,
            раскаты-угрозы
            июньской грозы,
            пора листопада
            и плач журавлей,
             разгулье метелей
            над  ширью полей!..

4-й участник:          О, край заповедный,
              Талантов родник!
              Душевный песни,
              Певучий язык.
              Рождались здесь в лоне
              Полей и лесов
              Жемчужины прозы
              И перлы стихов.
             Толстой и Тургенев,
             Лесков, Тютчев, Фет
             ( в поэзии чувств
              Ему равного нет!..)
                Жуковский, Апухтин
                Марко Вовчок,
                Украинский классик,
               Славянства знаток.
                А Бунин и Пришвин,
                Кудесники слова?
                Андреев-орловец,
                Асеев из Льгова…

5-й участник:  О, край заповедный,
                Срединная Русь!
                Ты – боль и отрада
                Ты- радость и грусть,
                Ты – образ России,
                российская стать.
                Ах, сколько ж тебе
                довелось испытать!
               Чего не добились
                все орды татар,
                мандатом, наганом
                свершил комиссар:
                на месте усадеб,
соборов, церквей
царили крапива,
дурман и репей…
но вот над Россией
день новый зачат,
и новые песни
над краем звучат.
(Край заповедный. (Лирический монолог) Пётр Исаков)
               
Ведущий. Родина. Россия. Русь. Вслушайтесь. Слова-то какие!.. Чистые, дорогие!
Все мы куда-то спешим, к чему-то стремимся. Каждый из нас хочет прожить счастливую жизнь. Но счастливой жизни не может быть у Фомы, родства не помнящего.
Мы живем в мирное время, завоеванное для нас нашими предками – русичами, россиянами. Наша многострадальная Родина перенесла немало потрясений, войн и выстояла.
И сейчас прозвучат стихи Ю. Друниной и А.Твардовского.

6-й участник: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
 
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

7-й участник:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же... (А. Твардовский)
 ….
« За тысячу вёрст от родимого дома.
Вдруг ветер повеет знакомо – знакомо.» (А. Твардовский)

Ведущий. Романс «Не жалею, не зову, не плачу…» на стихи замечательного русского поэта Есенина очень любил Константин Воробьев.
 Звучит романс.
 Без сомнения, у  каждого из нас есть любимые поэтические строки. Сегодня мы услышим стихотворения любимых поэтов в исполнении наших участников.
8-й участник:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

9-й участник:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Ведущий. Курский край… Издавна славен он и подвигами ратными, и трелями соловья, и людьми, родившимися здесь. Немало их, художников, музыкантов, писателей вылетело из «гнезда курского». Прославляют тихие и прекрасные места над Сеймом и Тускарью поэты. Здесь Фет создал лирический шедевр – цикл стихотворений «Вечерние огни».

10-й участник:
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно. (А.Фет)
 
Ведущий. Продолжаем галерею наших земляков… Известный писатель Константин Дмитриевич Воробьев писал в юности стихи. Николай Корнеев посвятил своему краю много стихотворений. В Гостомле родился занимающийся творчеством Василий Золотарев. В Медвенке живут члены Союза писателей России Ольга и Наталья Артёмовы.

11-й участник:
Курская земля
 В пожарах кочующих выгорев,
Траву расстилала, как шелк,
Родная земля, где за Игорем
В бессмертие полк его шел.
Земля, где поля береженые
Топтала в налетах орда.
Земля, где, Батыем сожженные,
На пепле росли города.
Судьба ей особая выдалась,
Когда через восемь веков
Дугой наша сила тут выгнулась,
Как лук-сагайдак, на врагов.
Лежать ли земле этой замерзши?
Развеялась горькая мгла.
И снова на спекшихся залежах
Пшеница, как солнце, взошла.
Земля знаменитая курская,
Где княжит весной соловей.
Слияние Сейма и Тускари,
Сияние вод и полей. (Николай Корнеев)

12-й участник:
Гимн родной земле
 Чудесны ландшафтами курские дали -
Поля, перелески, холмы и луга! -
Они красотою великой рождали
Великих, чью славу проносят века.
 Молился за нас Феодосий Печерский,
И - «Радость моя!» - восклицал Серафим,
Встречая людей, кто с открытой по-детски
Душою вставал перед ликом святым.
 Хранятся духовников наших заветы
В сердцах православных,
И разве сердца
Людские не полнятся лирикой Фета,
Как полнятся светом зари небеса?!
 Искусны куряне в искусствах всех видов,
И ныне недаром во множестве стран
Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.
И Носов, и Клыков... - таланты курян.
 А сколько рождала героев ты славных
Для битв за Отчизну, родная земля! -
Доныне мне слышится плач Ярославны,
Когда выхожу я в родные поля...
Как больно!.. И все же готов облака я
Рассеять незыблемой верой своей:
Ты будешь в грядущем, земля дорогая,
Рождать красотою великих людей! (В. Золотарев)

Ведущий. Нельзя обойти вниманием молодых поэтов, которые только пробуют перо... Именно в юности человек совершает наибольшее число открытий. Большой и противоречивый мир вызывает тысячи вопросов. Не с этого ли удивления начинается творец – художник, ученый, поэт? Их волнуют вечные темы – любви к человеку, любви к родному краю…

13-й участник:
Искренне ваш
Это игра в города, слова, имена,
Я превращаю их в крошечный звук:
Вить, Дин, Дим - моя голова –
Гвоздь под молотом голоса, зажатый тисками губ.
Из всех поздравлений, гладких заученных фраз,
Опоясавших мир по широтам и параллелям
Бесконечной бегущей строкой, искренне ваш,
Я найду пару слов поперек, против шерсти, вне цели.
Два дня в провинции, неважно с кем, где топоры
Впитали кислый вкус осины,
Где наплевав на принципы, бобры
В реке времен построили плотину.
Где стежка до колодца через век
Еловой стружкой кружится и вьется.
Здесь снег идет, идет здесь человек,
Здесь жизнь ползет нелепо, как придется.
Я все люблю - леса твои, поля,
Людей одетых не по моде...
На Пасху собирается семья.
Самая малая, самая милая Родина. (В.Канаев)


14-й участник:
Мой настоящий дом не здесь
Мой настоящий дом не здесь,
А там, где небо чуть поярче,
Где чаще слышишь чью-то песнь
Про не ушедший день вчерашний.
Где на березах по весне
Листва чуть зеленей и звонче,
Где люди вспомнят обо мне
Хорошим словом и не очень.
Там, где соседи веселей
И зают чуть побольше песен,
И этот мир лесов, полей
Им тоже кажется чудесен.
Где вечерами у костра
Мечтал когда-то в раннем детстве,
Но я тогда еще не знал
О нашем вековом наследстве.
Мой дом там, где немного краше,
Чуть-чуть, по-русски, чуть больней.
Мой дом и это небо наше
Зову я Родиной своей.

15-й участник:

Говорят, на календаре май…
А у меня и ноги в тёплых носках,
А у меня и в кружке горячий чай.
Говорят, полночь почти на часах…
А от меня сны как один прочь,
Хоть выходи и на луну вой.
Я безответно люблю ночь…
Ветер, прошитый насквозь весной…
Говорят, утро вечера мудреней,
Только я не спешу его приближать,
До последнего жду… С каждым днём больней
От утра до вечера добежать.
Говорят, должен знать, как жить.
А у меня и мечты ни одной…
В кружке чай давно успел остыть.
Лучше бы и в сердце боль… заодно.

Говорят, на календаре май…
Говорят, уже без пяти час…
Ты иногда немного по мне скучай
И не забудь… нас. (Е.Крючкова)

Ведущий. До свидания! И пусть в наших сердцах не погаснет чувство любви, чувство поэзии, чувство прекрасного… До новых встреч!