Старые школы

Валентин Киреев
Первое приходское училище в ст. Малодельской было открыто 29 августа 1868 года.
Здание бесплатно предоставил почетный блюститель. В штате было 2 сотрудника и 1 сверх штата.
 Расходы 550 рублей в год. Учеников 54.
1881 год
Почетный блюститель Училища – урядник Иван Дмитриевич Арефьев, закон божий Василий Иванович Дмитриев, учитель Василий Васильевич Федоров
С 1884 года училища стали называться церковно-приходскими. Школы были одноклассные (двухгодичное обучение) и двухклассными ( 4 года обучение).
1890 год
Почетный блюститель купец 2 гильдии Павел Яковлевич Обоймаков, учитель закона Божия священник Григорий Андреев. Учитель Александр Викторович Фомин.
1900 год
Почетный блюститель одноклассного училища купец Павел Яковлевич Обоймаков, 
Законоучитель священник Григорий Матвеевич Андреев, учитель Ветров Александр Григорьевич
1903 год
Почетный блюститель одноклассного училища купец Павел Яковлевич Обоймаков,  Законоучитель священник Григорий Матвеевич Андреев, учителя Як. Як. Чукарин, Алекс. Петр. Белов, учитель гимнастики урядник Андрей Рыбалкин.
1907 год
Почетный блюститель одноклассного училища купец Павел Яковлевич Обоймаков,  Законоучитель священник Григорий Матвеевич Андреев, учитель гимнастики урядник Андрей Рыбалкин, уч. Г. Секретарь – Андрей Семенович Болдырев, Иван Ерастович Тапилин.
1912 год
Почетный блюститель одноклассного училища купец Павел Яковлевич Обоймаков,  Законоучитель священник Николай Лазарев, учитель гимнастики урядник Андрей Рыбалкин, уч. Коллежский регистратор Александр Федорович Карасев, уч. Анастасия Лук. Карасева.
1913 год
Почетный блюститель одноклассного училища урядник И. Чекунов, 
Законоучитель священник Иоанн Дионисьев, учитель гимнастики урядник Андрей Рыбалкин.
1915 год
Законоучитель священник Иоанн Дионисьев, учитель гимнастики урядник Андрей Рыбалкин, уч. Коллежский регистратор Александр Федорович Карасев, учителя Анастасия Лук. Карасева, О.И. Бахметьева, С. Макаров.

После революции 1917 года и гражданской войны в школе отменили предмет «Закон Божий». Здания Церковно-Приходской школы и дома служителей культа (священников, дьяконов, псаломщиков) отдали отделу народного образования.
В Михайловке открыли педагогическое училище. Его выпускников посылали работать в школы бывшего Усть- Медведицкого округа.
Так, моего дядю Бочарова Ивана Михайловича , выпускника этого училища, в 1937 году направили работать в Атамановскую школу. Тогда в Атамановском кусту (включая Муравли) было 12 учителей. Директор школы в Атамановке Тушканов.
В Малодельской  - 1941 год учителя — Пикина Е.Т., Дьяконова А.Ф., Карнаухова А.
Школьные годы громадный пласт времени в жизни каждого. Переступаешь порог щуплым, семилетним ребенком, а выходишь семнадцатилетним юношей, окрепшим, готовым к самостоятельной жизни.
Начальная школа.
Начальная школа была на месте единоверческой, старообрядческой церкви, занимая часть её домов.
На входе со стороны Мазловки два старых дома, в которых позже был интернат и его столовая. За ними внутри двора справа, стояло старое, высокое из красного кирпича здание без окон, с железными дверями в торце. Ни разу не видел его открытым. Кажется раньше там были мастерские.  Посреди двора большие качели из лодок, подвешенных на цепях. За ними левее дощатый туалет. В дальнем углу справа приземистый дом, формой заглавной буквы Г, в каждой черте по два класса. Учились 1-2 классы. Рядом за забором по сельсоветской улице старый дом. В нем жила семья учителя немецкого языка Киселева Петра Алексеевича.
К 1 сентября 1957 года мама купила сандалии, белую рубашку, брючки, портфель.
Нас первоклассников поздравили на торжественной линейке во дворе большой, главной школы. Учиться повели в старую начальную школу.  Первая учительница нашего 1 А (Чеботарева) Бочарова  Антонина Васильевна велела стать парами и взяться за руки. 
Я держу за руку белобрысого, загорелого, с облупленным носом Петьку Полунина.
Идем мимо дома дяди Зиновея по протоптанной тропинке вдоль бугра.
В 1 Б учителем был Куркин Николай Титыч.
Начальная школа запомнилась маленькими классными комнатками, где мы научились перьевыми ручками из стеклянных чернильниц на уроках чистописания выписывать буквы. Коротким коридорчиком, где и разбежаться негде. Познакомился и сдружился со сверстниками из разных краев станицы.
Антонина Васильевна Бочарова  (жена моего дяди) держала себя довольно строго, и мы ее побаивались. Однажды на уроке я бросил в кого-то (в ответ) комком бумаги, и она, повернувшись от доски лицом к классу, спросила:
-«Кто это сделал? Повторяю, кто это сделал?».
Я встал. Она улыбнулась:
-«За честное признание -  меньше наказание».
Техничкой работала Губанова Павлина, родная сестра отца. Затемно, до занятий, растапливала печи дровами, потом подсыпала уголь, мыла полы, и давала звонки на уроки маленьким медным колокольчиком.
На переменках все выбегали в большой двор. Играли в догонялки. Стреляли из «поджигов» за углом. За них нас учителя гоняли, особенно Николай Титыч. Он иногда так злился на занятиях, что бил линейкой по лбу непослушных и невнимательных чад.
На Почтовой улице по дороге в школу, одни хозяева держали гусей. Они всегда лежали большой стаей у двора или плескались у дороги в луже.  Завидев меня, здоровые гусаки вытягивали шеи и бежали, стараясь ущипнуть. Я пугался и ретировался назад. Ждал взрослых, чтобы пройти вместе. В конце концов, гуси вынудили меня ходить в школу по другой дороге.
Дома уроки делали при керосиновой лампе. Весной и осенью в погожие дни ходили во время занятий на экскурсии в лес. Собирали красивые листья, букетики ландышей. Удивились, когда узнали, что чернила добывают из зеленых шариков, растущих на ветвях дуба.
На Новый 1959 год Антонина Васильевна сшила мне маскарадный костюм Буратино. Главной деталью его была маска, которая имела форму головы с длинным красным носом и одевалась как скафандр сверху. Большую елку поставили в физзале напротив большой школы. Я гордый ходил в хороводе вокруг елки, поворачиваясь к куче малышей зрителей, и пугая их своим носом.
Из начальной после 2 класса нас перевели в другую школу. Деревянный дом старой постройки, рядом с клубом. Странной планировки, может уже и переделанное, после революции. Заходишь в зал и слева две классных комнаты, а прямо учительская. В другом крыле ещё класс и одно время была библиотека.
Играли в футбол на школьном дворе. Земля была неутрамбована, увязали по щиколотку в сухой навозной пыли. В этом году было солнечное затмение. Нам разрешили во время урока выйти на улицу наблюдать. Смотрели на солнце у порога школы через закопченные стеклышки. Было странное ощущение, когда луна полностью закрыла на несколько секунд среди ясного дня диск солнца.  Земля не погрузилась в полный мрак, просто, как-то стемнело все вокруг, будто поздний вечер. Затем показался яркий край солнца и мы закричали от радости.
Киселев Петр Алексеевич к какому-то празднику подготовил с пятиклассниками, где училась его дочка Люда, инсценировку из повести Н. Носова «Незнайка». Все персонажи были маленькими куклами на руках. За ширмой ими руководили девочки и мальчики пятиклассники. Представление было в Физзале. Мы, раскрыв рты, смотрели на невиданных кукол, говорящих писклявыми голосами. Покатывались со смеху, когда кто-то пел тоненьким голосочком: «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, зелененький он был».
Наш 3 класс выступал с художественными номерами. Кто пел, кто читал стихи. Я танцевал со сверстниками танец «Яблочко». Концерт окончился и уличные друзья обсмеяли меня, показывая, как глупо я танцевал, и рвал руками воображаемые яблоки. 
Когда перешли в 5 класс, нас перевели в большую школу (она на фото). Её построили в 1937 году. Тогда разрушили церковь, рядом с ней. Из досок, брусьев, дверей и окон церкви выстроили школу. Длинное здание с парадным крыльцом, узким коридором. Справа классы Физики и Химии, слева Биологии и Учительская. Прямо по коридору проходной класс. За ним еще два класса в торце дома. В них можно попасть и с другого бокового  крыльца. Просторный школьный двор с парком и  памятником борцам за Советскую власть,  убитым бандой Вакулина, посадками акации вдоль забора.  В школьном дворе баскетбольные и волейбольные площадки. Яма  с песком для прыжков. Турники, лестницы. Сбоку туалеты и списанный, привезенный для обучения комбайн. Вечером лазили внутри него.
Добавили группу учеников из хутора  Муравли. Их поселили в интернате.
Летом неделю отрабатывали на школьном огороде. Наш ботаник Дронов Александр Иванович привозил откуда-то разные сорта овощей. Перед каждой грядкой стоял колышек с прибитой деревянной табличкой, на ней было написано, что  посажено. Какой сорт. Поливали капусту, помидоры, кукурузу, сорго, перцы. Ждали с нетерпением урожая.
С Иваном Блохиным были неразлучной парочкой. С утра он заходил за мной.
Шли вместе в школу. Садились за одну парту. После занятий шли вместе домой или в библиотеку, или играть. Ходили в клуб на детские сеансы за 5 копеек. По несколько раз смотрели «Чапаева», «Котовского», «Смелые люди», «Девочка ищет отца», «Васек Трубачев и его товарищи». Сказки «Илья Муромец», «Василиса прекрасная».

СТАРШИЕ КЛАССЫ
Через дорогу от большой школы , торцом в улицу стояло дореволюционное здание. Мы его называли физзал. С улицы поднимались по ступенькам на крытую веранду. Слева комнатушка буфета, за ней поворот в коридор к большой двери в просторную длинную комнату зала. Зимой в ней вдоль стен стояли гимнастические снаряды, на полу лежали маты, посередине крепилась перекладина и стоял стол для игры в теннис. Когда надо, убирали снаряды и устраивали школьные вечера, олимпиады, спектакли, концерты. В буфете на большой перемене бесплатно выдавали школьникам по стакану горячего молока.
Весной получали аттестаты за 8 класс на торжественной линейке в физзале. Вышли на крыльцо веранду. Налетел свежий ветер, сыпануло в лицо мелким дождем, и было какое-то приподнятое торжественное состояние души. Ожидание, предчувствие чего-то хорошего впереди. После 8 класса слили «А» и «Б» в единый  9 класс, так как часть ребят не захотели учиться дальше.
Левее физзала на углу ещё до революции построен дом для директора школы. Так он по наследству и служил нескольким приезжим директорам, работавшим в Малодели.
Четвертую школу называли «Кирпичная» (бывший церковный дом), она стояла недалеко от физзала на углу центральной улицы. В ней учились старшие классы. Слева класс географии, справа учительская и прямо еще 2 класса.
Подшутили над молодым преподавателем географии, привязав к ножке его стула нитку. Другой конец нитки привязали к дверце печки, в которой разгорелись угли. Александр Георгиевич Бочаров вошел в класс, взялся за спинку стула и резко выдвинул его из-за стола. Тут - же открылась дверца печки,  уголь посыпался на пол. Девчата завизжали, бросились из класса. Кто-то из ребят совком быстро смёл угли на жесть и оборвал нитку.
Между  этой школой  и физзалом каждую зиму заливали каток.
Пятая школа. Мастерские.  Длинное здание с  верстаками и кабинет для занятий по тракторам, сельскохозяйственным  машинам. Там где сейчас больница. Мы заливали фундамент под его строительство из щебня бетоном в 1960-е годы.
Весной повезли наш 9 класс на экскурсию в Волгоград. Совхоз дал бортовую машину с деревянными скамейками в кузове. Асфальтовой дороги тогда не было. Полдня буксовали по песку степных дорог. К вечеру доехали, разместились в городской школе. Организовали небольшую выпивку с вином и конфетами.
Наутро пошли смотреть Волгоград. С раннего утра асфальт у вокзала умыли спецмашинами. Солнышко играло в листьях деревьев и на лужицах тротуаров. Шли бодро и весело, немного дурачась. Покупали мороженое, пирожное. Измеряли силу на силомерах. Удивил всех наш шофер Ефим Нарбеков, сумевший пальцами левой руки выжать 82 кг. Надолго запомнились аллея Героев,  красивая набережная со скульптурами и длинными спускающимися вниз к Волге лестницами. Широченная Волга с островом чуть в стороне и дальний берег со смешным названием Тулак. А главное ощущение праздника в душе, когда мы нарядные, веселые - идем по красивому, большому городу.
В эти же годы много время проводили на стадионе.
Играли класс на класс в баскетбол, волейбол, футбол на школьном и совхозном стадионе.
В 10 классе родители по старой традиции стали устраивать для нас вечеринки.
Мы уже созрели для женитьбы и родители хотели, чтобы их дети поискали себе пару здесь в станице. Все на виду и можно подобрать себе невестку или зятя из порядочной семьи. Первая гулянка была осенью у Дронова Володи (Кеши). Собрался не весь класс, а только кому разрешили родители. Мы стеснялись друг друга. Выпивали и танцевали немного.
В 10 классе стали чувствовать себя взрослыми. Устраивали вечера в школе с викторинами, кроссвордами, танцами. Из хорошистов никто не собирался оставаться в совхозе, так как могли получить только работу скотника, механизатора или доярки.
Школу закончил с четверками по химии, астрономии и русскому языку. Остальные пятерки. Выпускной вечер отмечали у Кузнецовых, потом перешли к Ловягиным. Пили всю ночь гадкое «Волжское» вино и утром по традиции пошли встречать рассвет на Медведицу.
К 2000 году не сохранилось ни одна из пяти старых школ.
ШКОЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ.

Первая учительница Бочарова(Чеботарева) Антонина Васильевна. Местная, жила в Кочерге. Её отец после гражданской войны служил в караульном батальоне Вакулина слободы Михайловка. Но в восстании не участововал. Сбежал в Малодель.
 Красивая, холеная женщина (жена моего дяди Вани). Вела уроки спокойно. Не орала.
Немецкий язык  в нашем  5 классе вела Киселева Александра Андреевна. Низенькая, полная, с короткими волнистыми волосами.  После смерти младшего, шестилетнего, любимого сына была какая-то отрешенная, замедленная. Иногда сидела за школьным столом и думала о чем-то своем, как-бы дремала. Мы ее любили, жалели, и, может она не додавала нам знаний, но её доброта, любовь к нам  искупали все.
Киселев Петр Алексеевич стал  заниматься с нами через год. Всеми уважаемый учитель. Всегда аккуратно выбритый. Подтянутый.  Никому в голову не пришло бы фамильярно обращаться с ним вне школы. Заставил всех учеников 10 класса выписать немецкую газету «Дойче Цайтунг». Задавал каждому дома перевести статью или абзац из газеты. На уроке спрашивал. Все, кто хорошо учился по другим предметам. По немецкому языку имели отличные знания.
На выпускном экзамене чуть не завалил отличницу Любимову Таню. Ему казалось, что она легко ответит на простой вопрос: Какой юбилей будет отмечать советский народ в этом 1967 году?
Нужно было по-немецки сказать: «В этом году 50 лет Великой Октябрьской Социалистической Революции». 
У Тани нервы были на пределе, и сообразить, как произнести эту фразу было тяжело. Кое-как с его подсказкой ответила, но вышла, рыдая, и вся в слезах. После занятий вел кружки игры на музыкальных инструментах, руководил хором. Был всесторонне развитый человек.
Дронова Клавдия Сергеевна — вела Биологию.  Добрейшая женщина. С мягкой и приятной улыбкой  объясняла предмет. И хотя нас смешили пестики, и тычинки, этот предмет мы не боялись.
Дронов Александр Иванович. Её муж .Учитель Биологии. Объяснял хорошо. На уроках была дисциплина. После работал директором школы.
Киреева Мария Ивановна. Вела Химию. Объясняла материал без блеска и не совсем доходчиво. Не разжевывала. Даже для меня это был тяжелый предмет. Много новых понятий. Валентность. Радикалы, окислы, связи. Таблица Менделеева. Однако спрашивала строго, принципиально.
Физика. Страхова Дина Петровна. Все объясняла только по программе. Ничего сверх программы, что бы помогло готовиться к поступлению в ВУЗ, не задавала. Энергичная. Все замечала и все успевала. Прекрасно одевалась и многим нравилась, как модница.  Девочки даже считали: - Сколько же пуговиц у неё на юбке?
Весной 2008 года пригласили её на встречу. Ей было уже за 70, но выглядела хорошо. Меня сразу признала – «это Валентин».
Алгебра. Климова Зоя Михайловна. Полная. Добрая. Знающая. Хороший психолог. Давала для дополнительных занятий сильным учащимся сложные задачи. Умела заинтересовать своим предметом,  многие в классе знали алгебру, геометрию и тригонометрию на 4 и 5.
Русский язык и литература. Цыканов Петр Павлович. Коренастый, плотный с улыбчивым лицом.
Очень интересно говорил. Любил в разговор вставлять слово «понимаешь!» и как-то особенно выделял его голосом. Даже на рыбалке говорил с «выражением», неожиданно зычным голосом, как будто рассказывал не о карасях, а выступал на сцене перед большим залом зрителей. Громко, заразительно и как-то театрально хохотал.
Атмосфера урока была вольная, без напряга, но необходимые знания мы все же получали.
Жену его Ольгу Семеновну ни разу не видел хмурой, злой. У неё постоянно было доброе, улыбчивое выражение лица. Причем улыбалось все лицо – и губы, и глаза, и лучики морщин около них.
Пахомов Василий Корнеевич учитель черчения и рисования. Крупный, высокий мужчина. В войну побывал в концлагере. Сам хорошо рисовал и чертил. Вел кружок рисования. Строго спрашивал за помарки в чертежах.
Историк Руднев Александр Макарович. Классный руководитель. Предмет нудный. Нужно запоминать десятки дат. Как-то разозлился на мальчика из класса и сказал:«Да, я с ним на одном гектаре срать не сяду».
Мы со смеха все легли на парты.Рассказывал, как на войне сильно захотел закурить и пополз за кисетом с табаком на нейтральную полосу под огнем противника. Был недолго в плену.
Географию вел недавно приехавший из Лычака молодой преподаватель Александр Георгиевич Бочаров. На первом же занятии дал понять, что всех нас видит насквозь. Велел закрыть учебники и стал вести опрос. Так как я подглядывал в учебник, то он указал пальцем на меня и сказал:
-«Вот он не знает урок».
Девочки, зная мою отличную подготовку, подзудили его:
-«Спросите этого двоечника?».
Он  вызвал меня к доске. Я без запинки ответил на все вопросы. Он сконфузился, но поставил 4.  Оказался компанейским парнем. Хорошо играл на баяне. Мы за это прозвали его Гыр Гыр.
Физкультура. Любимый урок тех лет. Вела Петрушина Анна Анфиногеновна. Плотного спортивного сложения женщина. Улыбчивая, доброжелательная, общительная. В старших классах у нас вел уроки физкультуры Чекунков Петр Иванович...
Проходили и производственное обучение. Предмет Трактора и Машины  вел Фомин Владимир Петрович. Псоле практики езды на тракторах в аттестате нам записали «Специальность тракторист — машинист 3 класса». 
Были еще в школе преподаватели – супруги Киреевы Инна Викторовна и Александр Петрович, Бочаров Иван Михайлович, Рябовы Николай Михайлович и Валентина Георгиевна, Муратова Полина Трифоновна, Разваляева Галина Артамоновна, Куркина(Решетина) Римма Митрофановна , Федосова Таисия Михайловна,  Аржанова Анна Андреевна, Ротенко Анна Васильевна, Железникова Раиса Трофимовна, Тапилина Сара Константиновна, Руднев и другие, но они у нас не вели уроки.
Директора школы Никитин, Приходько, Мололкин Н.М., Дронов А.И., Фомин, Страхова Д.П., Страхова Н.А., Климова З.М.