Из дневника 13 М. Монтень

Елена Пацкина
Опять возвращаюсь к Учителю:

"Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными".               
 М. Монтень

«А где мне взять такую песню?» Ведь большинство окружающих обладает если не болезненным и низменным умом, то отнюдь не обширным, а довольно узким и обыденным. Прямо надо сказать, титаны мысли мне не встречались на каждом шагу. Они меня как-то обошли стороной. Да и что  я сама-то могла бы им предложить? Ничего интересного.
Но выход всегда был, и мной давным-давно найден. О нем хорошо сказал Рене Декарт:

"Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и при том такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли".

А еще он сказал: «Уединение нужно искать в больших городах».

Действительно, сегодня, живя в девятиэтажном доме, я, за редким исключением, не знаю своих соседей по подъезду, не говоря уже о доме в целом. О каком-то общении вообще говорить не приходится. Вот что значит – жить в мегаполисе.