Наставница

Елена Овчинникова-Проза
«Важное предназначение человека – это искренняя и бескорыстная
помощь людям. Как бы тебе не было плохо, старайся
помогать другим и тебе самой будет легче жить…» – эти слова
 я часто слышала от Анны Сергеевны – воспитательницы детского
дома. Она была доброй и удивительной женщиной, которая когда-то заменила мне бабушку и погибших родителей…

 
 «Детский дом»

   …Я познакомилась с Анной Сергеевной, когда мне было 9 лет. К тому времени бабушка, единственный родной для меня человек, умерла, а дальние родственники не захотели взять меня к себе. На всю жизнь мне запомнилось злое лицо толстой тети из отдела опеки и попечительства, которая определила меня в Ростовский детский дом.
       Ребята встретили меня радушно. Здесь все друг другу помогали. У кого-то из ребят родители умерли, других подкинули, а от других злополучные мамаши отказались еще в родильном доме. В этом уютном местечке царила атмосфера дружбы и взаимовыручки.
       Мы жили одной большой семьей, в любое время каждый из нас был готов придти на помощь, а чужая беда воспринималась как своя собственная. Такую атмосферу в детском доме создала Анна Сергеевна – наш замечательный воспитатель-педагог и прекрасный человек. Ко всем детям она относилась как к родным и никого никогда не выдела…
       Огромный участок земли и старинный роскошный, но немного обветшавший от времени особняк с колоннами когда-то принадлежал одному известному ростовскому помещику. Во время революции помещику и его семье пришлось спешно уехать за границу, а трехэтажное здание передали под детский дом.
       На первом этаже располагалась большая столовая, комната заведующей, кабинет для посетителей, несколько учебных классов, библиотека, медпункт и подсобные помещения, а с торца дома размещался огромный спортивный зал. На втором этаже жили малыши, здесь же располагались уютные игровые комнатки, множество кабинетов и различных хозяйственных помещений. Большая часть третьего этажа напоминала общежитие для старшеклассников. В одном крыле жили мальчики, а в другом девочки. На третьем этаже размещались хозяйственные подсобки. Родные братья и сестры разного возраста, проживавшие на разных этажах, могли навещать друг друга только до десяти часов вечера…
       Первое время мне приходилось нелегко. Я с трудом осваивалась и привыкала к распорядку дня, а в глубине души ощущала тягостно-щемящее чувство, которое люди называют одиночеством. Я понимала, что теперь на всем белом свете я осталась одна, и рассчитывать уже не на кого.
       Однако Анна Сергеевна замечая мое угнетенное состояние, всячески помогала мне. С этой удивительной женщиной я делилась самым сокровенным. Она всегда принимала и понимала меня, и по необходимости давала нужный совет.
       Первое время я часто вспоминала бабушку, которой мне так не хватало. Родной далекий образ иногда тревожил мой детский сон. И, несмотря на то, что бабушка снилась мне довольной и счастливой, на душе скребли кошки. Когда я рассказывала о тревожных снах Анне Сергеевне, она мне отвечала:
     «Твоя бабушка спокойна за тебя. Она знает, что ты теперь у нас, и что тебе хорошо, ты нашла друзей, и здесь никто тебя не обидит…»
     «Но, как, же она может об этом знать?!» – с не скрываемым любопытством спрашивала я. 
     «Твоя бабушка сейчас там, где всем всё известно. Она как прежде любит тебя и заботится о тебе. Только вы с ней пока не можете встретиться…» – эти загадочные слова Анны Сергеевны успокаивали меня. Однако я продолжала мучить ее бесконечными вопросами, а она как всегда с доброй улыбкой добавляла:
     «Сейчас ты многого не понимаешь, Томочка, но когда вырастешь, обязательно все поймешь».
       Я часто задумывалась, может быть вместе с моей бабушкой, мама с папой тоже видят меня и втайне заботятся обо мне. Я не помнила их, они погибли, когда я была еще совсем крохой. Я задумчиво стояла, облокотившись о спинку стула, а Анна Сергеевна смущенно улыбаясь, украдкой подходила ко мне и нежно гладила по голове. В этот миг я словно возвращалась в далекое счастливое прошлое, когда бабушка будила меня по утрам, чтобы накормить вкусным завтраком, заплести косички или скрутить «корзиночку» из волос. Она так любила делать мне красивые прически…. Теперь, вспоминая бабушку, я, старалась во всем подражать ей и заплетала косы сама…
       Некоторых ребят в детском доме часто навещали родственники. Они приезжали сюда с подарками и сладостями, а потом ребята охотно делились ими с друзьями.
       Света выделялась среди многих ребят. Из-за своенравного и заносчивого характера она так и не нашла настоящих друзей. Она была моей ровесницей и держалась особняком от всех. Свету часто навещала родная тетя. Она привозила ей множество вкусностей, баловала красивой одеждой, но Светлана никогда, ни с кем не делилась подарками. Несмотря на это, никто из ребят не обижался на нее. Света часто уезжала к тете Гале на выходные и каникулы. Однажды, после очередных летних каникул, проведенных у тети Гали, Света вернулась в детский дом совсем другой. Все заметили перемены в Свете. Из заносчивой и своенравной особы она превратилась в добрую милую девочку. Однажды она подошла ко мне с новой куклой и сказала:
     «Тетя Галя подарила мне эту куклу. Хочешь, будем вместе играть?» От неожиданности я не знала, что ответить, но чтобы не обидеть Свету, согласилась.
       С тех пор мы подружились. Света охотно делилась со мной не только конфетами и игрушками, но и сокровенными переживаниями. Однажды, в день рождения Анны Сергеевны, Света преподнесла ей огромную красивую коробку конфет от всего нашего класса. Это было сюрпризом для всех. Ребята восторгались поступком девочки. Я проводила со Светой почти все свободное время. Мы подолгу гуляли, играли, вместе делали уроки и почти никогда не расставались. На каникулы Света как обычно уезжала к тете, а я с нетерпением ждала ее возвращения….
       Спустя некоторое время тетя Галя решила забрать племянницу из детского дома. Это новость стала неожиданностью для всех. Накануне отъезда, Света подарила мне на память свою самую красивую куклу, ту самую с которой началась наша дружба. Когда мы прощались со Светой, всем было немного грустно. Несмотря на то, что у меня оставались верные друзья, я всегда вспоминала Свету и очень скучала по ней. Я берегла ее куколку в красивом бархатном платьице…. Но с тех пор как она уехала, нам больше не довелось встретиться…
       Так в детском доме пролетали год за годом. Мы учились, сдавали экзамены, уходили на каникулы, переходили из класса в класс, влюблялись и незаметно взрослели…

«Удивительный преподаватель»

       Наша школа располагалась совсем недалеко от детского дома. Два раза в неделю Анна Сергеевна преподавала в школе английский язык. Она выполняла свою работу с огромной увлеченностью и любовью к своим подопечным. Она искусно владела не только английским языком, но и французским и свободно разговаривала по-итальянски. Все дети приходили в восторг от уроков Анны Сергеевны. Она преподносила материал так, что просто дух захватывало. Всем нам было так интересно, что казалось урок, был слишком мал для того, чтобы до конца проникнуться определенной темой. Ребята с большим удовольствием выполняли домашние задания и с нетерпением ждали новых занятий.
       Мы не просто изучали грамматику, читали и переводили с английского. Практически с первых занятий Анна Сергеевна приучала нас общаться друг с другом на английском языке, и это походило на увлекательную, весьма занятную игру. Мы учились воспринимать английский язык, как родной и каждый урок превращался в настоящий праздник с массой увлекательных заданий. Анна Сергеевна наглядно показывала нам красоту живой английской речи. Мы разучивали сказки по ролям, пели английские песни, а более музыкальные дети, исполняли их под живой аккомпанемент на различных праздниках. Учительница любила устраивать для нас интересные конкурсы, на которых, как правило, побеждала дружба, поскольку «незнаек» в группах Анны Сергеевны не было.
       Старшеклассники свободно общались друг с другом по-английски, а многие из них дополнительно занимались итальянским. Этот удивительный язык звучал как прекрасная выразительная мелодия и вызывал массу восхищений. Не случайно, многие музыкальные термины были заимствованы именно из итальянского….
       Талантливый преподаватель Анна Сергеевна, дарила нам ярко-красочную палитру прекрасных звуков, переходящих в слова и предложения, а мы восторгались ее знаниями…
       Помню, как часто на нас обращали внимание другие ребята, учившие языки по устаревшей и довольно скучной школьной методичке. И когда мы общались друг с другом на переменах, они с нескрываемым любопытством глазели на нас. Воспитанников Анны Сергеевны, в шутку называли «иностранцами».
       На дополнительных занятиях, учительница читала нам Шиллера, Шекспира и многих других известных драматургов и поэтов в подлиннике. Она выписывала специальную литературу, иностранные газеты и журналы.
       Именно благодаря Анне Сергеевне многие ребята без труда поступали в ВУЗы на факультеты иностранных языков. Мне довольно легко давался английский язык, и когда я повзрослела, Анна Сергеевна посоветовала мне поступить на иностранный факультет. В то время я еще не определилась с поступлением, но мне было чрезвычайно интересно общаться с этой милой женщиной, которая так много мне дала… 
             
 «Тяжелая судьба»

   …Анна Сергеевна была прекрасным воспитателем. И малышам, и старшеклассникам, она часто говорила о том, как важно помогать друг другу и как бы тебе ни было плохо, радоваться каждому прожитому дню.
     «Когда бескорыстно помогаешь людям, получаешь огромное облегчение», – так нас учила Анна Сергеевна, но, к сожалению, не все внимали ее советам. Несмотря на огромную занятость, эта женщина находила время для всех и помогала всем, кто нуждался в помощи….
       Мне было около семнадцати, когда я стала довольно часто навещать Анну Сергеевну. К тому времени она стала самым родным человеком на свете. Всякий раз она с радостью встречала меня у порога, усаживала за стол и поила вкусным травяным чаем. Я не смолкая рассказывала ей о своих школьных проблемах, выпускных экзаменах и первой любви, Андрее, которой предпочел мне кудрявую Верку из соседнего класса… 
       Немного смущенная Анна Сергеевна, как и прежде, утешала меня.
       Однажды она рассказала мне удивительную историю о себе. Я не знаю, почему в тот день она со мной так разоткровенничалась. Может быть, наболело….
       В послевоенную пору, она была еще совсем девчонкой и, как и многие ее сверстницы, мечтала уехать из родной деревни в город. Анна Сергеевна хотела поступить в институт на кафедру иностранных языков, поскольку с детства с легкостью их изучала. В их семье было семеро детей: четыре мальчика и три девочки. Анна была самой младшей. Родители с утра до вечера работали, чтобы прокормить большую семью, а дети учились и помогали им по хозяйству. 
       Аня росла смышленой девочкой, хорошо училась, помогала старшим братьям и сестрам. Вскоре, она окончила школу с золотой медалью и уехала в город, где сбылась ее мечта и она поступила в институт.
       В городе молодая девушка встретила свою первую, и как оказалось единственную любовь. Александр был преподавателем истории, молодой, интересный мужчина «за тридцать». Самой Ане тогда исполнилось двадцать.
       Их стремительно развивающиеся отношения все обсуждали, и многие даже осуждали, но влюбленные, ни на кого не обращали внимания. Вскоре Александр сделал Анне предложение, но родители Ани были против этого брака. Особенно возражал отец. Добрый и заботливый Александр, почему-то пришелся ему не по душе. Однако ничто не могло помешать счастью влюбленных и вскоре они приняли решение жить в съемной квартире.
       Шло время. Однако семейное счастье Анны и Александра омрачалось отсутствием детей. Анна долгое время лечилась от бесплодия, но безрезультатно и по прошествии нескольких лет смирилась….
       Ей было около тридцати, когда она пришла работать в Ростовский детский дом. Анна Сергеевна часто признавалась, что именно здесь, среди осиротевших и обездоленных детишек она находила истинное утешение. Она была в прекрасных отношениях с заведующей и коллегами, а в ребятах просто души не чаяла.
       Когда она осталась совсем одна, детский дом стал ее единственным спасением. К тому времени родители умерли, а родные братья и сестры обзаведшись семьями, разъехались кто – куда. Анна Сергеевна лишь изредка переписывалась с ними.
       Муж Александр трагически погиб в автокатастрофе и десять лет счастливой семейной жизни пролетели как одно мгновение….
       После смерти мужа, Анне Сергеевне стало невыносимо возвращаться в пустой дом, где каждый звук и каждый предмет напоминал о любимом, и она подолгу задерживалась на работе.
     «Очень тяжело, когда каждый вечер тебя ждет гнетущая пустота», – признавалась женщина. Особенно трудно приходилось первое время, после гибели мужа и Анна Сергеевна всецело отдалась работе, стараясь не думать о плохом….
       Однажды в детский дом направили чудесного мальчика по имени Ярослав. Ему было около 6 лет, а внешне он походил на белокурого голубоглазого ангела. Ярослав (так звали нового воспитанника) напоминал Анне Сергеевне ее Александра. С этим удивительным мальчиком у нее сложились замечательные отношения, и через некоторое время она усыновила малыша….
       У Анны Сергеевны было много работы, и большую часть времени Ярослав проводил в детском доме. Здесь он учился, общался с  друзьями, а поздним вечером они с мамой возвращались домой. Ярослав страдал врожденным заболеванием крови. Мальчику были противопоказаны тяжелые физические нагрузки, активные игры, связанные с борьбой и тому подобные развлечения. Ребята знали о его беде и всячески старались оградить Ярика от бурных игр.
       Но однажды….. Мальчишки как обычно, играли во дворе в футбол, и один из них стоял в воротах. Ярослав, с большим интересом наблюдая за игрой, подошел поближе к сетке. В этот момент вратарь не смог поймать мяч, и он пролетел мимо ворот. Сильный удар пришелся на Ярослава. Мальчик упал, тот час же потеряв сознание.
       В детдоме поднялся ужасный переполох. Ярослава срочно госпитализировали, но в результате открывшегося внутреннего кровотечения, мальчик скончался по дороге в больницу…
       Весть о страшной трагедии мгновенно облетела не только детский дом, но и весь город. Все сочувствовали Анне Сергеевне и ее недолгому счастью материнства…
       Об этом страшном событии не забыли даже спустя много лет. С тех пор Анна Сергеевна никогда не задумывалась об усыновлении.
     «Вы для меня и так все как родные! И всех вас я очень люблю», – призналась Анна Сергеевна. И эти слова глубоко тронули мою душу…
 
   «Как хорошо, что ты есть у меня…»

       Во взрослой жизни я не раз убеждалась в том, как приятно чувствовать себя нужной кому-то и как нас учила Анна Сергеевна, оказывать бескорыстную помощь людям, при этом зная, что люди тебе благодарны просто за то, что ты есть. Анна Сергеевна всю жизнь жила искренней помощью людям, проблемами своих подопечных.
       В последнее время она часто болела, должно быть с возрастом сказывались перенесенные беды. Мы с ребятами старались делать всё для того, чтобы помочь ей. Когда она выздоравливала и снова возвращалась к работе, в детском доме и в школе, как прежде воцарялась какая-то удивительная атмосфера…
       В девятнадцать лет, я впервые влюбилась. Я ловила себя на мысли, что это не простое юношеское увлечение, а вполне серьезное осмысленное чувство. С Павликом мы встречались уже целый год, и я надеялась соединить с ним свою дальнейшую жизнь. Он был старше меня на четыре года и заканчивал университет. Когда мне исполнилось двадцать, он сделал мне предложение. К тому времени я уже покинула детский дом и переехала в небольшую комнатку в общежитии неподалеку.
       Однажды, окрыленная счастливой мыслью о грядущем замужестве, я побежала к своей доброй наставнице. Но, только я обмолвилась Анне Сергеевне о том, за кого собралась замуж, как выражение ее лица мгновенно переменилось. Мне показалась очень странной такая реакция. Я видела, как Анна Сергеевна, едва собравшись с духом, промолвила мне в ответ:
     «Подумай, Томочка, хорошо ли ты знаешь этого человека, уверена ли ты в его чувствах?!», – и странно посмотрев в мою сторону, Анна Сергеевна словно отрезала – Поверь, мне дочка. Он не для тебя!»
       Я спросила, почему, но в ответ Анна Сергеевна, не проронила, ни слова. В скором времени я убедилась в ее правоте.
       На юбилейном вечере детского дома собралось много народа: персонал, бывшие воспитанники, гости. После торжественной части, все устремились в местный клуб. Мы с Павлом договорились вместе пойти на танцы, но он почему-то задерживался. Я ждала любимого неподалеку от клуба в нарядном кремовом платье.
       Шло время, звучала музыка, танцевали пары и вот, наконец, появился Павел. Он шел в обнимку с какой-то ярко накрашенной девицей. Я глазам своим не верила, неужели это тот самый человек, которому я хотела посвятить всю свою жизнь?!
       Я смотрела на него, испытывая противоречивые чувства досады, обиды, отвращения и не знала, что мне делать. Вдруг, кто-то осторожно положил мне руку на плечо. Я обернулась и увидела свою подругу Валентину. Она с пониманием и сочувствием смотрела на меня…. Я прижалась к Вале и…. не смогла сдержать нахлынувших слез.
       В тот вечер мы пришли к Анне Сергеевне. Мы молча сидели, глядя друг на друга, и никто не решался заговорить, да и какие слова можно было подобрать тогда?!…. Чувства бесконечной обиды и стыда мучили мою душу. Вскоре Валентина, засобиралась, и, наскоро попрощавшись с нами, ушла.
       После долгого напряженного молчания, Анна Сергеевна сказала:
     «Я знаю, что предательство тяжело принять, Томочка, но ты переживешь это, поверь мне! В жизни бывает и нечто более страшное…. А пока, помогай людям и тебе станет легче, – с этими словами Анна Сергеевна протянула мне небольшую плетеную корзину, наполненную продуктами, и добавила, – заболела моя подруга, нужно навестить ее и отнести эти продукты».
       Молча взяв корзину в руки, я отправилась в сторону двери. Анна Сергеевна остановила меня, притянула к себе и по-матерински обняла. Так мы молча постояли несколько минут. Глаза застилали слезы. Нам обеим было, о чем поплакать. Наконец, Анна Сергеевна оборвала:
     «Хватит плакать, моя девочка…. Все пройдет. Я благодарна судьбе за то, что ты есть у меня. Не каждому выпадает такое счастье…».
       Я вытерла слезы, улыбнулась и ответила: «Спасибо судьбе за встречу с Вами…» 
       Среди многочисленных друзей Анны Сергеевны были замечательные люди, такие же искренние и настоящие, как и моя наставница…. В действительности я часто задумывалась, чтобы бы я делала, если бы судьба не свела меня с этой удивительной женщиной. Ведь зачастую даже с родным человеком не всегда складываются такие отношения, какие были у нас с Анной Сергеевной.
       Помню как однажды она плохо себя, чувствуя, отправилась к молоденькой преподавательнице математики, матери-одиночке. Анна Сергеевна, часто оставалась посидеть с ее малышкой, когда маме нужно было куда-нибудь отлучиться. Все вокруг могли рассчитывать на бескорыстную помощь этой доброй женщины…

   «Так пролетели годы…»

    …Мы с Константином решили не устраивать шумной свадьбы и скромно отметить бракосочетание в кафе. Среди гостей были родители Костика и несколько наших общих друзей. К тому времени я уже два года жила в Москве. Единственное, что меня расстроило в тот радостный день, это то, что Анна Сергеевна не смогла приехать к нам.
       Она отправила мне поздравительную телеграмму и сообщила, что у нее все хорошо, но только она очень скучает по нас. Мы и сами ужасно скучали, поскольку не виделись с ней долгих два года.
       Я твердо решила, навестить свою названную маму в начале декабря, тем более что на это время запланировала взять отпуск на две недели.
       Зимним морозным утром я отправилась на вокзал. Костя провожал меня, неся неподъемные сумки с подарками. Перед отправкой поезда он как всегда заботливо предупредил, чтобы я берегла себя и была осторожна…
       Всю дорогу до Ростова я представляла, как появлюсь на знакомом пороге, меня встретит и обнимет моя дорогая мама Анна, напоит своим незабываемым травяным чаем и как потом мы весь вечер проговорим о том – о сем…
       Замечтавшись, я незаметно уснула…. Поезд уже подъезжал к Ростову. Выйдя на перрон, я увидела вереницу знакомых тополей и невольно залюбовалась ими. Как давно мне хотелось вернуться в родной город, но заботы не позволяли сделать этого раньше…. Как хорошо возвращаться на родину. Я прониклась знакомыми очертаниями домов и жадно вдыхала до глубины души знакомые ароматы…
       Автобус вез меня к маме Анне. Я вышла на остановке и набрала Костин номер. Пока мы разговаривали, я незаметно добралась до знакомого переулка….
       Я позвонила в дверь, но Анна Сергеевна не сразу открыла. Оказалось, накануне она слегла с высокой температурой и сильными болями в легких.
     «Что с Вами?!», – с порога воскликнула я, увидев исхудавшую, бледную, фигуру едва передвигавшейся женщины.
     «Доченька моя, неужели это ты?!», – воскликнула Анна Сергеевна и тут же поспешила обнадежить меня, что у нее все в порядке, просто немного нездоровиться….
     «Как я так счастлива, что ты приехала, моя девочка! Этот такой подарок для меня …»
       Я видела, как Анна Сергеевна из последних сил радуется моему внезапному появлению, стараясь казаться веселой и здоровой. Однако украдкой от меня, она едва переводила дыхание….
     «Вам трудно дышать, нужно срочно в больницу. Я вызову скорую, только, пожалуйста, не возражайте», – пробормотав сумбурную плеяду, я набрала экстренный номер. Казалось, у Анны Сергеевны не было сил, чтобы возражать. Через полчаса приехал доктор и констатировал тяжелую форму воспаления легких.
       Анна Сергеевна пролежала в больнице целый месяц, и все это время я не отходила от нее. На работе я взяла отпуск за свой счет.
       Когда маму, наконец, выписали, с души, будто камень свалился. Я так обрадовалась, что теперь ее здоровью ничего не угрожает, но врач строго-настрого запретил тяжелые физические нагрузки. Анна Сергеевна призналась мне, что давно задумывалась об увольнении, поскольку ей нелегко совмещать преподавание с бесконечными хлопотами в детском доме.
     «Частные уроки можно давать и на дому, – с улыбкой добавила я, – тем более что ученики и воспитанники часто навещают Вас…
       С раннего детства я осознавала, что самое страшное, что может случиться в жизни человека, это потеря близких людей. Для меня такой трагедией в свое время стала смерть бабушки, которая заменила мне погибших родителей. На протяжении всей жизни я помнила и очень любила свою бабушку. Но, когда-то моя названная мама Анна Сергеевна заменила мне и ее, и родителей и стала самым дорогим человеком…
       Незаметно приближались новогодние праздники. Анна Сергеевна мечтала встретить Новый год со мной и Костиком, но я должна была возвращаться в Москву…
     «Приезжай ко мне, доченька вместе с мужем. Так хочется увидеть вас вместе, порадоваться за Вас», – сказала мама Анна на прощание.
     «Обязательно приедем, только очень прошу Вас, мама берегите себя, пожалуйста», – я прижалась к Анне Сергеевне, не в силах скрыть слез…. В тот же вечер поезд уносил меня обратно в Москву….
       Подготовка к новогодним праздникам была в самом разгаре. К сожалению, мы с Костей так и не смогли выбраться к Анне Сергеевне. На работе был напряженный график. Новый год мы встретили в веселой компании наших московских друзей.   
       Зато на Рождество, мы с Костей отправились в Ростов….
       Как обрадовалась нам мама. Она даже позабыла о том, что позвала к себе в гости ребят из детского дома. Анна Сергеевна хлопотала на кухне, а я помогала ей в приготовлении праздничного ужина. В тот вечер, я решила сказать маме о том, что в этом году она станет… бабушкой…    


Эпилог

       Не каждому в жизни дано встретиться с таким человеком как Анна Сергеевна, и я бесконечно благодарна судьбе за то, что эта удивительная женщина появилась в моей жизни…
       Своих детей я учу тому, чему на протяжении всей своей жизни учила нас, своих многочисленных воспитанников, Анна Сергеевна: доброте, искренности и бескорыстной помощи людям… Лучшие человеческие качества, на которых держится наш суетный мир, я стараюсь прививать своим детям. И думаю, во многом мне это уже удалось именно благодаря стараниям моей наставницы…
       Недавно мы отметили ее юбилей. Полвека своей жизни Анна Сергеевна посвятила Ростовскому детскому дому, детям-сиротам, которые всегда нуждались и нуждаются в самом важном для каждого человека – Любви и Поддержке….
       В этот праздничный день администрация города торжественно вручила Анне Сергеевне награду героини труда и знак почетного гражданина города. Я была счастлива, видя прекрасную улыбку на лице своей мамы. Так улыбаются люди, не напрасно прожившие жизнь и не растратившие драгоценное время на суету, пустяки. Это улыбка счастливого человека! Мы  все гордились своей наставницей!
       Анна Сергеевна произносила слова благодарности, а дети и взрослые с упоением и трепетом внимали каждому произнесенному ею слову…. В тот незабываемый вечер было много цветов и подарков, но я знала, что самое главное для моей мамы – это радостные улыбки ее воспитанников, друзей, знакомых, и всех – всех – всех Нас…